Основания и виды власти⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
В зависимости от используемых ресурсов – позиционных (включая институциональные, так как они тоже связаны с организационной иерархией и руководящими ролями) или персональных – власть соответственно делится на два вида: позиционную и персональную. Позиционная власть основывается на руководящей должности, должностном авторитете, контроле за различными, в том числе денежными, ресурсами, используемыми для вознаграждения и наказания, а также за информацией и условиями труда. Персональная власть базируется на компетентности, дружбе, лояльности, харизме руководителя [161. С. 197-199]. Специфическим отражением подчиненными (объектом власти) ресурсов, которыми обладает руководитель, а также его личных качеств выступают основания власти. Они раскрывают мотивы подчинения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти. Выделяются следующие основания (и виды) власти в организации: 1. Вознаграждение. Оно может выступать в различных формах: зарплаты, премий, повышения в должности, награждения статусными символами (герой труда, почетный мастер фирмы и т.п.), похвалы, выражения признательности со стороны руководства, предоставления возможностей для учебы, улучшения условий труда и т.д. Мотивом подчинения в этом случае является удовлетворение разнообразных потребностей и интересов сотрудников. Заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Вознаграждение выступает ведущим основанием власти в организации, поскольку оно связано с главной целью трудовой деятельности – получением средств для удовлетворения важнейших потребностей человека. Соответствующий вид власти, а именно власть через вознаграждение, обладает максимальной эффективностью в том случае, если награда воспринимается как заслуженная и справедливая. 2. Наказание – снижение зарплаты, лишение премий, понижение в должности, перевод на другое место работы с худшими условиями труда, выговор, порицание, критика, увольнение и др. Власть через наказание основана на страхе перед санкциями. Наказание обычно действует как потенциальная угроза или возможность его применения. Сила власти, базирующейся на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Кроме того, эффективность наказания выше в тех случаях, когда между ним и проступком лежит небольшой промежуток времени. Действенность наказания предполагает также разъяснение его причин, «заслуженности». Наказание эффективно тогда, когда оно воспринимается как справедливое и опирается на авторитет общепринятых норм и ценностей. В целом же власть, основанная на страхе перед наказанием, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Работа, мотивированная наказанием, обеспечивает только минимальную производительность труда и результаты, достаточные лишь для того, чтобы избежать санкций. В практике руководства наказание лучше использовать в комплексе с вознаграждением, показывая противоположность последствий хорошей и плохой работы. Такая контрастность усиливает привлекательность эффективного труда и непривлекательность плохой работы, а также повышает ясность понимания желательного и нежелательного поведения. 3. Деловой авторитет руководителя. Власть, основанная на деловом авторитете, т.е. экспертная власть, означает, что руководитель, по мнению сотрудников, обладает компетентностью, знаниями, опытом и умением, необходимыми для решения определенных задач в условиях отсутствия таких способностей у других членов группы. По оценке специалистов, использование экспертной власти в современных условиях является ведущим фактором эффективного руководства. Хотя, конечно же, это не отрицает первостепенной значимости власти через вознаграждение, выступающей как бы фундаментом всей системы отношений руководства – подчинения в организации. Именно на этом фундаменте строится экспертная власть. Иногда она может существовать в латентной, скрытой форме, когда руководитель во всем слушается своих советников, в роли которых могут выступать и близкие родственники, например жена владельца фирмы. 4. Информация. Нередко экспертную власть отождествляют с властью информационной (властью через информацию), основанной на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения. Безусловно, эти два вида власти тесно взаимосвязаны, особенно на личностном уровне, поскольку носитель экспертной власти отличается в первую очередь большей информированностью, необходимой для решения определенных задач. Однако экспертная власть предполагает превосходство не только в знаниях и информации, но и в навыках, умении использовать их. Информационная же власть может иметь не только личный, но и позиционный характер, т.е. может быть связана как с индивидуальным обладанием определенными сведениями, так и с контролем над средствами их получения и передачи, над информационными потоками в целом в силу занимаемых позиций (должности). В случае информационной власти основанием подчинения служат не только деловой авторитет, но и убеждения и ценностные ориентации сотрудников, формирующиеся на базе получаемой ими информации, а также их собственные решения, детерминированные объемом и характером имеющихся у них знаний. Информационная власть способна служить не только распространению объективных сведений, но и манипулированию, т.е. управлению сознанием и поведением людей вопреки их актуальным интересам, а нередко и воле, путем использования специальных методов обмана. 5. Легитимация. Власть через легитимацию основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих в должностной иерархии сотрудников подчиняться. Власть через легитимацию предполагает интернализацию, т.е. усвоение сотрудниками норм и требований организационного порядка, понимание необходимости распределения статусов и ролей для успеха коллективной деятельности. Командование и подчинение прямо связываются здесь с занимаемыми позициями. Легитимность организационной власти переносится на ее представителей. Власть через легитимацию не всегда закрепляется жестко институционально. Руководитель может делегировать ее сотрудникам для выполнения определенных задач. 6. Убеждение. Власть через убеждения частично совпадает с властью через легитимацию, а также с информационной властью. Однако в целом эта разновидность власти имеет более широкие основания. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностей и установок, составляющих «вторую природу» личности (напомним: ее «первая природа» образуется под влиянием первичных, преимущественно биологических, потребностей и повседневных интересов индивида). Убежденность подчиняться руководителю не обязательно вытекает из его легитимности. Она может быть результатом разъяснительно-воспитательной работы или осознания организационной и(или) общественной пользы, может вытекать из религиозных, нравственных и(или) патриотических убеждений. Власть через убеждения чаще используется в экстремальных ситуациях, когда от сотрудников требуется большое напряжение сил, порою выходящее за рамки закона. 7. Идентификация. Власть через идентификацию сотрудников с руководителем, группой или организацией нередко вырастает из власти, основанной на интересах (интересы лежат также в основе власти через вознаграждение и наказание), убежденности и авторитете. Идентификация – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти. Она проявляется в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать поведение. В этом случае достигается максимальная сила власти, руководитель воспринимается подчиненными как их представитель и защитник, а его распоряжения — как общее, важное для всех дело. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться несколькими причинами: 1) реальной двойственностью положения людей в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство), и ее объектом (исполняют его решения). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) общностью интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновением у последнего чувства единения с первым и(или) со всей организацией; 3) харизмой руководителя, его необычно высокими, по мнению подчиненных, личными качествами; 4) воспитательным (в том числе манипулятивным) воздействием и влиянием культуры, характерной для организации и ориентированной на формирование у ее членов преданности организации и корпоративного самосознания, чувства коллективного «мы». Культура организации как фактор коллективной идентификации широко используется в практике японского менеджмента, рассматривающего преданность организации, усвоение ее символов и ценностей в качестве одного из важнейших условий успеха. 8. Привычка к подчинению. На власть через привычку опираются многие виды власти (власть через легитимность, власть через идентификацию и др.). Привычка была одним из ведущих мотивов организационного подчинения в традиционных обществах, где руководитель уподоблялся главе семейства, а подчиненные — беспрекословно повинующимся ему детям. Более всего власть через привычку проявляется в стабильных коллективах с длительным стажем работы руководителя и сотрудников. Здесь распоряжения руководителя, часто даже выходящие за рамки его прав и компетенции, могут длительное время выполняться по привычке, без каких-либо рассуждений и сомнений. Привычка — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с новыми требованиями. Власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», т.е. что власть изжила себя и руководитель недостоин повиновения. В современном обществе сфера власти через привычку постепенно сокращается. 9. Организационная экология. Некоторые авторы, например М. Ирле [112. С. 587], выделяют в качестве особой разновидности экологическую власть, или власть через изменение рабочей среды. Основанием этой власти служат интересы людей. Ее суть состоит в сознательном формировании руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом. Экологическая власть проявляется в форме контроля над рабочей ситуацией и влияния, благодаря этому, на сознание и поведение сотрудников. Ей присущ косвенный, опосредованный условиями труда характер воздействия. В известной степени ее можно трактовать и как власть через вознаграждение в форме улучшения условий труда и обогащения его содержания, и как власть через наказание, т.е. ухудшение условий и обеднение содержания труда. Однако в отличие от этих видов власти, предполагающих знание работниками позитивных или негативных санкций за соответствующие виды поведения, экологическая власть может проявляться и в форме не ожидаемых работниками превентивных действий руководителя с целью соответствующим образом воздействовать на них. Например, руководитель может существенно повысить степень лояльности сотрудника и добиться послушания с его стороны, создав ему лучшие, чем у других, условия труда и отдыха, не говоря ему об этом. Рассмотренные основания и виды власти тесно взаимосвязаны, а некоторые даже частично совпадают. Их знание помогает руководителю выбрать оптимальные из них для конкретной ситуации и точно наметить варианты их использования. 6.4 Централизация, децентрализация и делегирование власти Взаимодействие агентов власти осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования, т.е. механизма власти. Он включает в себя организационные структуры и нормы, в том числе должностные инструкции работников, канализирующие процесс руководства персоналом, упорядочивающие взаимодействие руководителей и подчиненных. Классификация власти в организации возможна не только в зависимости от ее ресурсов и мотивов подчинения, но и на основе особенностей ее субъектов, выступающих центрами принятия решений. В зависимости от количества центров принятия решений власть делится на централизованную, предельным выражением которой является принятие всех решений одним субъектом (человеком или властным органом), и децентрализованную, предполагающую распределение властных компетенций между многими субъектами и наличие различных центров принятия решений (полная децентрализация означает равномерное распределение власти между всеми членами организации). Реальная власть в организации обычно находится между этими двумя ее полюсами. Широко распространенным средством децентрализации власти и руководства является ее делегирование, необходимость которого обычно обусловливается: ♦ ограниченностью интеллектуальных возможностей любого руководителя и его способности восприятия и переработки многообразной информации; ♦ необходимостью быстрого и компетентного решения локальных задач, ибо центру подчас бывает трудно разобраться в ситуации на местах, а тем более оперативно и правильно отреагировать на нее; ♦ потребностью с помощью передачи компетенций улучшать мотивацию сотрудников, формировать у них чувство сопричастности к общему делу и ответственность. Делегирование имеет не только сильные, но и слабые стороны, в частности: ♦ ослабление власти и возможностей влияния руководства; ♦ усиление потребности в координации решений различных лиц; ♦ необходимость создания дополнительных координационных органов и рост соответствующих временных и материальных затрат. Эти и некоторые другие проблемы, связанные с делегированием, вполне могут быть устранены путем укрепления коммуникаций и сотрудничества между различными носителями власти. Однако целесообразность и объем делегирования власти непосредственно зависят от конкретной ситуации и характера решаемых организацией задач. Модификация власти В зависимости от количества носителей власти она подразделяется на единоличную (решения принимает один человек) и коллегиальную, или коллективную (решения принимаются совместно). В большинстве организаций существуют смешанные формы власти, сочетающие единоличие и коллегиальность. К смешанным формам власти относятся прежде всего: 1) соучастие в принятии решений через формы производственной демократии: производственные советы, профсоюзы, собрания трудовых коллективов и т.п.; 2) социальное партнерство — устойчивая форма сотрудничества между работниками, руководством и собственниками предприятия, предполагающая участие сотрудников во всех результатах его деятельности, в том числе прибыли (кроме дохода на капитал), взамен на отказ от забастовок и других форм классовой борьбы; 3) коллективное предпринимательство ~- работники с помощью акций или других форм являются одновременно и собственниками предприятия, участвуют в получении прибыли и доходов на капитал, в принятии важнейших решений, неся при этом ответственность не только за результаты своей непосредственной деятельности, но и за предпринимательский риск. Каждая из указанных модификаций (форм) власти, имея свои сильные и слабые стороны, которые требуют отдельного рассмотрения, накладывает существенный отпечаток на управление сотрудниками в рамках организации. Руководство персоналом, будучи специфической разновидностью власти, неразрывно связано с политикой, обладает целым рядом присущих ей качеств. Политика, как писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [5. С. 646].
6.5. Роли руководителя Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя [1. С. 301-307]: 1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 ил. 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство» [32. С. 306]. От лидерства на 30-35% зависит отдача персонала; 2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений; 3)ролъ планировщика. Главные задачи этой роли — оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее; А) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его. Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы» [39]. Они так называют эти роли, одновременно раскрывая их содержание: 1) «мыслитель» — общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем; 2) «штабной работник» — обработка управленческой информации и составление документации; 3) «организатор» — координация работы сотрудников; 4) «кадровик» — отбор, расстановка, оценка персонала; 5) «воспитатель» — обучение и мотивация персонала; 6) «снабженец» — обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности; 7) «общественник» — участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями; 8) «инноватор» — внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство; 9) «контролер» — контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции; 10) «дипломат» — налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
6.6 Функции руководителя
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена [45], Й. Хентце и др. [107], Е. П. Голланде-ра [108], можно выделить следующие функции руководителя: ♦ оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей; ♦ определение и подготовка мероприятий по достижению целей; ♦ координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями; ♦ контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам; ♦ организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью; ♦ информирование сотрудников; ♦ интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.; ♦ формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация; ♦ делегирование задач, компетенций и ответственности; ♦ предотвращение и разрешение конфликтов; ♦ распространение специфических для организации ценностей и норм; ♦ забота о подчиненных и обеспечение их лояльности; ♦ формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности; ♦ ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности. Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и другие функции в две основные общие функции [107. С. 461]: достижение групповой цели; сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее. 1. Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию: ♦ постановка целей и определение ролей отдельных членов команды; ♦ выявление проблем, возникающих при реализации заданий; ♦ координация действий группы; ♦ планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава; ♦ формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.); ♦ выявление и прояснение неясных вопросов; ♦ контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов; ♦ проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы; ♦ методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач; ♦ обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний; ♦ развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях; ♦ регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов; ♦ забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями; ♦ развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации; ♦ приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов. 2. Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внут-ригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся: ♦ обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях; ♦ оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них; ♦ защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных; ♦ разрешение конфликтов; ♦ защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство; ♦ развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов; ♦ всяческая поддержка групповых собраний; ♦ внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.); ♦ мотивация сотрудников; ♦ инициирование конструктивной критики. Функции руководителя выступают основой и мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполняемым функциям, тем эффективнее руководство. В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества.
6.8 Характерные черты классических стилей руководства (по К.Левину)
6.9 Современные интерпретации стилей руководства Авторитарный стиль В современной литературе получили дальнейшее развитие представления как о демократическом (теперь его обычно называют кооперативным стилем), так и об авторитарном стилях руководства. Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Применение этого стиля вполне оправдано в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации и прежде всего денежное вознаграждение. Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя: ♦ высокой ответственности; ♦ строгого самоконтроля; ♦ широкого предвидения; ♦ развитой способности принятия решений; ♦ хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь. При этом предполагается, что подчиненные, которые рассматриваются как исполнители приказов, должны быть послушными. К ним подходят характеристики концепции «X» теории «XY» МакГрегора (подробнее эта теория рассматривается в главе 11, § 2), согласно которым средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении. Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные: ♦ признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него; ♦ правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения; ♦ отказывались от реализации контрольных прав по отношению к руководителю. Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в несложившихся, конфликтных группах. Этот стиль имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников. Недостатки авторитарного стиля — ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю, в целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе. Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, указывают на упрощенность деления всего многообразия поведения руководителей на три стиля: авторитарный, демократический и попустительский, а применительно к практике — даже на два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно. Исследователи отмечают крайнюю сложность или даже практическую невозможность операционализации данных стилей, они подчеркивают их идеально-типический характер и оторванность от реальности. Идеально-типический характер рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни. В поведении подавляющего большинства руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из этих стилей. Вот почему для характеристики практики руководства необходимы более точные теоретические конструкты и инструменты исследования. Одной из весьма успешных попыток более дифференцированно отразить по существу главный параметр стилей руководства — принятие решений, а также приблизить их к практике является выделение Р. Танненбаумом и В. X. Шмидтом семи образцов поведения, характеризующих пространство между авторитарным и демократическим стилями руководства и постепенное движение от первого стиля ко второму. Континуум стилей руководства, находящихся между авторитарным и демократическим (кооперативным) стилями в зависимости от особенностей принятия решений, они представили в виде схемы (рис. 10) Модификации авторитарного стиля В схеме Танненбаума—Шмидта, отражающей промежуточные формы между авторитарным и демократическим поведением, по существу выделены несколько приближающихся к авторитарному типу стилей руководства. Еще более отчетливо различные модификации авторитарного стиля руководства выражены в классификации, согласно которой они, в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных, делятся на патриархальный; харизматический; автократический и бюрократический стили руководства [150. С. 315]. Рис. 10. Континуум стилей поведения, находящихся между авторитарным и демократическим стилями руководства
1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. От них же в ответ на «отеческую заботу» ожидается благодарность, верность и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Власть на длительное время никому не делегируется и концентрируется у начальника — «бати», который должен быть «строг, но справедлив». Этот стиль руководства особенно характерен для традиционного общества, но широко распространен и сегодня, в том числе в России. 2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует. Руководящая инстанция уподобляется «штабу», состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии и демократические процедуры. 3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя. Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР и других странах. В современной России он нередко встречается в системе государственной службы, а также в крупных компаниях. 4. Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностъю отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Он представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, четко описывающих, кто, что и как должен делать. При этом сотрудники рассматриваются как анонимные «факторы», и их мотивация формируется чаще всего через письменные распоряжения и предписания. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля. Он сохраняет за руководителем функцию принятия решений в форме разнообразных формальных нормативных актов, однако, максимально структурируя систему взаимоотношений руководства—подчинения, по существу усиливает власть аппарата, составителей и контролеров нормативных актов. 6.11 Кооперативный стиль С авторитарным стилем руководства и его разновидностями соотносится кооперативный стиль. В данном случае термин «кооперативный» точнее отражает суть этого стиля, чем слово «демократический», поскольку большинство современных деловых организаций в известном смысле авторитарны, предполагают однонаправленность руководства и не допускают свойственных демократии выборности руководителей и коллективного принципа принятия решений. При кооперативном стиле руководства производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. Кооперативный стиль руководства имеет ряд отличительных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд [160. С. 99] выделяют девять таких черт: 1) взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от использования части своих компетенций по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество; 2) функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников; 3) многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений; 4) урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений; 5) ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе; 6) доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства; 7) удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей. Эта черта имеет ту особенность, что обладающий ею руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации, которая не ставится в прямую зависимость лишь от экономической эффективности предприятия; 8) ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно-бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации деятельности на достижение высоких результатов работы организации; 9) ориентация на развитие персонала и всей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их организационно-целевой и трудовой (связанной с процессом труда) мотивации. Требования кооперативного стиля Американские исследователи Б. Басе и Г. Ба-ретт [86] отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители, чаще всего достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. В своем идеальном варианте кооперативный стиль требует от руководителя прежде всего умения и стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая соображения, в том числе и возражения, подчиненных. Его основное правило: «делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказывать, насколько это необходимо». Такой руководитель признает способности сотрудников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля, как это имеет место при авторитарном стиле руководства. В определенных рамках используется также самоконтроль сотрудников. Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к своим статусным символам, формальной власти, поскольку не нуждается в них. Он пользуется прежде всего не формальным, позиционным, а деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции эксперта. Обобщая изложенное, отметим, что использование кооперативного стиля предъявляет к руководителю следующие требования: открытость; доверие к сотрудникам; отказ от личных привилегий; способность и желание делегировать полномочия; невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль через официальные инстанции (через соответствующих руководителей и каналы); контроль по результатам; обоснование перед сотрудниками фактов неколлегиального принятия решений, например в случаях их срочности, чрезвычайной ситуации и т.п. При кооперативном стиле сотрудники рассматриваются как партнеры, которые могут решать текущие, дневные задания в основном самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта; выраженная потребность в самостоятельности; тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе; ориентация на перспективные жизненные и организационные цели; высокая значимость мнения о них коллег. Применение кооперативного стиля требует от сотрудников: желания брать на себя ответственность; готовности и способности отвечать за свои действия; самоконтроля; наличия контрольных прав, желания и умения их использовать. Условия эффективности кооперативного стиля На эффективность кооперативного стиля влияют не только поведение руководителя и подчиненных, но и особенности трудовой деятельности группы, характер решаемых ею задач. Наиболее адекватны этому стилю множественные, дивергентные задачи, состоящие из ряда автономных «участков», или «элементов», требующие высокого профессионализма и автономных решений, а также средних по напряжению усилий. Реализации кооперативного стиля препятствуют следующие моменты (факторы): 1) недостаточная социальная компетентность руководителя, привычка к авторитарным решениям, его нежелание делиться властью и давать подчиненным возможность реально участвовать в принятии решений; 2) низкий профессиональный уровень подчиненных, их неуверенность в себе, неподготовленность к самостоятельному выполнению заданий, недостаточная для самостоятельного принятия решений информационная обеспеченность сотрудников; 3) слабое доверие членов организации друг к другу, низкая значимость для многих из них групповых целей, ценностей и мнения; 4) слабость организационных стимулов и прежде всего оплаты труда и ресурсов развития, что снижает мотивацию сотрудников; 5) недостаточная ясность целей, нехватка необходимой для их реализации компетентности, быстрая изменчивость заданий, которая требует оперативности решений и централизованного руководства. По оценкам Е. Е. Лаулера, для успешного использования кооперативного стиля необходимы определенные предпосылки, в частности такие [126. С. 184]: 1) проведение с сотрудниками регулярных обсуждений и собраний с целью обеспечения их участия в принятии важных решений и обмена информацией; 2) достаточная квалификация руководителей в области групповой динамики и техники принятия решений; 3) получение и предоставление всем членам группы информации о результатах их деятельности, в том числе о деятельности руководства. Это предполагает регулярные опросы сотрудников об ошибках в области управления и создание механизмов их исправления; 4) открытая информационная политика, использующая как формальные, так и неформальные каналы распространения сведений, имеющая в своем распоряжении развитые коммуникации, не зависящие от структурных подразделений и иерархических уровней; 5) забота о непрерывном профессиональном развитии, повышении квалификации, в том числе с помощью специальных тренинговых программ; 6) повседневная пропаганда «образцового» поведения руководства организации, например, с помощью устранения статусных символов и должностных барьеров (в том числе различных привилегий руководства), смягчения иерархических различий, систематического проведения мероприятий, направленных на демонстрацию важности каждого работника в успехе организации. Преимущества кооперативного стиля состоят прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные прежде всего со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, применение этого стиля может замедлять процесс принятия решений. Подобно авторитарному стилю, кооперативный стиль руководства можно рассматривать как идеально-типический, выделяя при этом его различные модификации. 6.12 Тренерский стиль (коучинг) К кооперативному стилю примыкает так называемый тренерский стиль (или коучинг, от англ. coaching — тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования преимущественно кооперативного стиля. В современной литературе насчитывается несколько десятков нередко значительно отличающихся определений коучинга. Не претендуя на охват всех из них, его можно определить как систематическое (обычно длящееся несколько или много месяцев) выяснение руководителем в процессе взаимодействия сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Тренерский стиль предполагает [107. С. 270]: 1) подготовленность руководителя, владение навыками коучинга; 2) согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему особого, репетиторского подхода, наличие у сотрудника базовых знаний, позволяющих ему понимать тренера (коуча), достаточное знание подчиненным области проблем, решаемых в процессе использования этого стиля; 3) индивидуальный подход к сотруднику, хорошее знание его личных и деловых качеств, настроения и ожиданий, отношение к нему как к зрелой личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы; 4) систематическое структурированное по ряду критериев наблюдение поведения работника либо непосредственно на рабочем месте, либо в специальных тренингово-оценочных учреждениях с целью выяснения трудового потенциала работника, его способностей и возможностей; 5) обеспечение устойчивой конструктивной обратной связи как для определения трудовых достижений, так и для выявления недостатков в работе; 6) терпимость к другим точкам зрения, готовность выслушать и понять сотрудника, регулярное обсуждение с ним деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения; 7) укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем. По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет: сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту; выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов; определить высокие, но реальные стандарты деятельности; сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним; воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность. Конечно, использование коучинга требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки. В различных странах и в разных компаниях существуют порою значительно отличающиеся друг от друга разновидности коучинга. 6.13 Менторский стиль руководства (менторинг) К числу достаточно универсальных, широко используемых и близких к российским традициям стилям руководства принадлежит менторинг, или менторский стиль. Родиной этого стиля считают США, хотя в специфических формах он традиционно был распространен во многих странах, в том числе и в России. У нас его главные идеи воплощены в наставничестве. В СССР наставничество осуществлялось под руководством партийных органов при отсутствии рыночной экономики, в условиях командно-административной системы с присущими ей особенностями мотивации персонала и руководства в целом. Эти и другие факторы определили существенные отличия традиционного советского (и российского) наставничества; от менторинга. Оценивая сильные стороны менторинга по сравнению с наставничеством, можно отметить не только его адаптированность к рыночным отношениям, но и большую структурированность, четкое выделение основных принципов и правил его использования. Менторинг — это используемый для обоюдной пользы способ взаимоотношений между опытным, компетентным сотрудником —ментором (наставником) и начинающим в данной области деятельности работником — протеже (учеником) в условиях структурированной, достаточно (стабильной трудовой ситуации [107. С. 272-273]. Главная цель использования этого стиля — передача знаний и опыта, выработка у ученика с [помощью ментора трудовых навыков, усиление его организационной мотивации. При этом статус ученика может распространяться и на опыт-;Ных сотрудников, в том числе руководителей, не достаточно знакомых с шовой для них должностью. В случае высших руководителей речь идет о (передаче управленческой компетентности, особенно в области стратегического руководства. Менторский стиль предполагает развитие неформальных отношений в рамках организации, т.е. формального порядка. Однако в отличие, Например, от протекционизма, означающего необоснованное с точки зрения организационных целей и норм покровительство «своим людям» в условиях менторинга неформальные отношения базируются на организационных ценностях и целях, служат их реализации. Для того чтобы шире и эффективнее использовать возможности этого стиля1 руководства, его применение формализовано и осуществляется в виде программ включающих ряд процедур. Общая модель реализации менторского стиля примерно такова: 1. Определение целей использования менторинга, разработка программы деятельности и наиболее общих мероприятий. Это предполагает прежде всего уяснение преимуществ применения менторинга в каждом конкретном случае, для каждого работника. 2. Организационно-подготовительная работа по реализации этого стиля руководства. Она включает следующие этапы: подбор менторов, обладающих необходимой компетентностью и опытом обучения и способных удовлетворить организационные потребности ученика; знакомство ментора и протеже, обеспечение конструктивной организационной и личной направленности возникающих отношений; активное изучение соответствующих ролей и подготовка к будущей партнерской деятельности. 3. Реализация (культивирование) менторинга в трудовой деятельности. Это центральная фаза в использовании данного стиля. Она включает: осуществление тренинговой программы, передачу специальных знаний и навыков, консультирующие беседы, советы, «внутренний маркетинг» для протеже, т.е. укрепление его желания работать на данном поприще; расширение отношений «ментор — протеже» за рамки запланированных формальных мероприятий; подготовку ученика к большей самостоятельности в работе. 4. Постепенное отделение (сепарация) обучаемого, обеспечение его независимости по мере развития его способностей, особенно в области принятия решений, оказание ему помощи главным образом при реализации решений. 5. Новое определение ролей. Оно означает, что роли и ответственность протеже и ментора определяются по-новому, официальные отношения между ними прекращаются, а их место обычно занимают дружеские отношения. В качестве ментора может выступать непосредственный руководитель, хотя это совсем не обязательно. В случае подготовки обучаемого для занятия вышестоящей должности ментором могут быть и руководители высших уровней, в том числе его будущие руководители, особенно если они достаточно компетентны и заинтересованы в этом. Однако если непосредственный начальник чувствует себя отстраненным от участия в менторстве, весьма вероятны конфликты и неприятности для ученика. Менторинг выполняет в организации ряд функций, дающих определенные преимущества всем его участникам (рис. 11).
Рис. 11. Функции менторского стиля руководства
С точки зрения ученика отношения «ментор—протеже» выполняют важные социально-психологические функции: покровительства, совета, принятия, личностного развития и служат карьерному успеху. Эмпирические данные свидетельствуют, что протеже выигрывают по сравнению с сотрудниками без менторов по следующим позициям: признание в коллективе, повышение разрядов (степеней), удовлетворенность работой и карьерой, доход и служебный рост. Конечно, этот стиль руководства имеет и определенные недостатки, возможны также трудности при его применении. Их главные причины обычно таковы: 1) недостаточная квалификация и мотивация ментора. Если он подобран не очень тщательно и не обладает необходимой квалификацией и мотивацией, то протеже не идентифицирует себя с ним, не равняется на него; 2) ограниченные возможности личного взаимодействия (из-за недостатка времени, неувязки сроков, пространственной удаленности). В этом случае менторинг реализуется в основном на бумаге и польза от него минимальна; 3) гипертрофия личных, дружеских отношений, оттеснение деловых отношений на второй план или вовсе их забвение. Когда ментор слишком полагается на интуицию и не использует должным образом план тренинга, оценку личности и трудового потенциала ученика, то от этого обычно страдают деловые аспекты партнерства; 4) групповщина и создание клик (объединений, преследующих деструктивные, корыстные цели их участников). Если менторинг не понимается как «помощь для самопомощи» и менторы рассматривают учеников как «своих людей» и всеми силами протаскивают их на высокие должности, то существует опасность использования этого стиля в целях микрополитики, борьбы за власть, создания деструктивных группировок; 5) опасность «консервации идей», обучения протеже не тому, что нужно организации. Менторы могут стать проводниками устаревших взглядов и деструктивных образцов поведения. Под влиянием устаревшего опыта заслуженных советчиков свежие идеи и амбициозные замыслы новичков часто гаснут. Важными предпосылками преодоления трудностей и обеспечения успеха использования менторского стиля являются: ясность целей и задач, прозрачность всей программы реализации менторинга; структурирование процесса реализации менторинга (определение, хотя бы в самых общих чертах, того, кто, что, где, когда и как должен делать); четкость ориентиров и достаточное информирование участников; подбор менторов на основе их социальной компетентности и заинтересованности в развитии сотрудников; тщательный подбор партнеров, проверка их совместимости; отчетливо выраженная «пробная фаза», позволяющая предварительно оценить эффективность менторинга, внести необходимые коррективы; регулярная оценка учеников и обеспечение их растущей независимости. Очень важно обеспечить надлежащую мотивацию менторства у руководителей. Наиболее склонны к наставничеству пожилые руководители, думающие об уходе на пенсию, о замене, а также те руководители, которые видят в этом пользу для собственного развития и удовлетворения собственных потребностей (например, повышение собственной технологической и иной информированности, развитие педагогической и социальной компетентности, повышение личностной самооценки и т.п.). В современной России менторинг целесообразно применять на базе давно существующих у нас традиций наставничества, к сожалению, изрядно забытых в постсоветский период. Творческое использование требований менторинга может существенно обогатить наставничество и повысить его эффективность. 6.14. Одномерные и многомерные стили руководства. Решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Моутона Понятие одномерных и многомерных стилей Рассмотренные стили руководства далеко не исчерпывают всего их многообразия. Существуют разные классификации стилей руководства. В зависимости от числа критериев, по которым классифицируются стили, они делятся на одномерные и многомерные. Одномерные стили выделяются на основе одного измерения — одного критерия оценки поведения руководителя. Так, например, классические стили руководства отражают различные полюса (степени) преимущественно одного измерения — характера принятия решений: при авторитарном стиле решения принимаются руководителем единолично; при демократическом — совместно с подчиненными, при их широком участии; при попустительском — руководитель стремится уклониться от принятия решений или переложить их на подчиненных. В качестве примеров одномерных биполярных стилей можно привести следующие: авторитарный и демократический; централизованный и децентрализованный; технократический и гуманный; императивный и кооперативный и др. Одномерный стиль можно изобразить в качестве прямой, границы которой определяют идеальные типы стилей (рис. 12). Между полюсами —• стилями А и Я — располагаются промежуточные варианты: б, в, г и.
Рис 12. Одномерный стиль руководства
Стили, ориентированные на задачу и на людей Стиль руководства, ориентированный на задачу, относится к модификациям авторитарного стиля и характеризуется концентрацией внимания руководителя на организационных задачах и как следствие ослаблением внимания к людям. Согласно Ф. Бизани [89], этот стиль предполагает, что руководитель: порицает, ругает за плохую работу; побуждает медленно работающих сотрудников стараться работать быстрее; обращает особое внимание на количество труда (чтобы максимально использовалось рабочее время каждого сотрудника); руководит «железной рукой»; следит за полным использованием сотрудниками своей рабочей силы, возможностей; побуждает сотрудников — с помощью давления и манипулирования — к большему напряжению сил; требует от слабых сотрудников выжать из себя максимум. Исследования практического применения стиля руководства, ориентированного на задачу, показали, что руководители, использующие его: позитивно оцениваются вышестоящим начальством чаще, чем руководители, ориентированные на людей; оцениваются сотрудниками скорее позитивно, чем негативно, если пользуются влиянием в вышестоящих инстанциях; оцениваются своими сотрудниками ни явно позитивно, ни негативно, если не имеют влияния на верхние инстанции. В отличие от стиля руководства, ориентированного на задачу, на цели организации, стиль, ориентированный на людей, характеризуется концентрацией внимания руководителя на сотрудниках, их потребностях и ожиданиях. Он предполагает, что руководитель: обращает внимание на благополучие, хорошее самочувствие своих сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со всеми своими подчиненными как с равноправными; поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны делать; открыт для своих сотрудников, которые могут легко и свободно обсуждать с ним свои проблемы; защищает своих сотрудников. Согласно исследованиям, руководитель, который предпочитает стиль, ориентированный на людей, не может автоматически рассчитывать на высокую удовлетворенность сотрудников. Для такой удовлетворенности важно также его влияние на «верхи» и уважение его высшим руководством, благодаря чему он может реализовывать интересы сотрудников. Решетка же стилей руководства, составленная Блейком и Моутоном, отражающая сочетание стилей, ориентированных на задачу и на людей, выглядит достаточно просто — как пересечение девяти горизонтальных и девяти вертикальных линий (рис. 14). В вертикальной системе координат изображено поведение, ориентированное на людей, в горизонтальной — ориентированное на задачу. Каждая из переменных разделена на девять степеней интенсивности соответствующего качества. Цифра 9 характеризует высшую интенсивность, цифра 1 — низшую. Рис 14. Решетка стилей руководства (Р. Блейк, Д. Моутон)
Поведенческая решетка допускает выделение 81 стиля руководства с однозначными определениями их характерных признаков. Естественно, стили, расположенные близко друг от друга по вертикали или горизонтали, различаются незначительно. Также стоит отметить исследования Блейка и Мутона, которые, классифицируя стили, построили решётку (схему), включавшую в себя 5 основных стилей руководства. Как показано ниже, вертикальная ось этой системы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями.
Таблица 2. Решетка Блейка и Мутона
|