Здавалка
Главная | Обратная связь

Творчество современного художника Маурица Корнелиса Эшера

Мауриц Корнелис Эшер (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) — нидерландский художник-график.

Известен прежде всего литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов. До начала 50-х годов он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах (Time и др.) он получает мировую известность. Среди его восторженных поклонников много математиков, которые видят в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.

Источниками вдохновения для Эшера служили – окружающий мир, природа. Творческое кредо: "Если мы создаем мир, то пусть он будет не абстрактным и туманным. Пусть он будет представлен конкретными узнаваемыми вещами".

В 1916 году Эшер выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет своего отца Г. А. Эшера.

В 1917 году Эшер посещает мастерскую художника Герта Стигемана, имевшего печатный станок.

В надежде получить диплом архитектора в 1919-1922 годах юный Эшер учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гаарлеме, административном центре провинции Северная Голландия. Там он берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, оказавшего формирующее влияние на жизнь и творчество Эшера. В последствие, Самуель погибнет от рук нацистов.

В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Морис сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ. Эшер начинает экспериментировать в новом для себя направлении и его гравюры по дереву издаются в юмористическом буклете "Easter Flowers", уже тогда в его работах встречаются зеркальные отображения, кристаллические фигуры и сферы.

Сидящий мужчина с котом на коленях. 1919, гравюра на дереве

Дерево. 1919, гравюра на дереве

Автопортрет. 1919, гравюра на дереве

Белый кот. 1919, гравюра на дереве

Ракушка. 1919 или 1920, гравюра на дереве

Автопортрет в кресле. 1920, гравюра на дереве

Обнаженная женщина на фоне пейзажа. 1920, гравюра на дереве

Портрет мужчины. 1920, гравюра на дереве

В августе 1923 года в Сиене состоялась первая персональная выставка Мориса Эшера, но он уделил этому поворотному для любого художника событию совсем мало внимания. Он был увлечен Джеттой. Счастливая жизнь с женой и ребенком в Риме в конце двадцатых годов оказалась очень плодотворным периодом для Мориса.

Его работы демонстрировались на многих выставках Голландии, а к 1929 году его популярность достигла такого уровня, что за один год прошли пять персональных выставок в Голландии и Швейцарии. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и "логическими".

Потрясающий факт - в начале 1936 года Эшер обращается в корабельные компании с предложением сделать картины кораблей и портов, обслуживаемых компаниями, в обмен на бесплатное путешествие. К его удивлению компания "Адрия" согласилась на его предложение, и в апреле Эшер отправляется в Триест, где в офисе "Адрии" был встречен с большим уважением и учтивостью. На кораблях компании Эшер посещает Венецию, Анкону, Бари, Катанию, Палермо, Геную и несколько других итальянских и сицилийских городов, делает большое количество зарисовок. В итоге были сделаны девять гравюр по дереву. Это было последнее большое путешествие по любимой Морисом средиземноморской Италии. Путешествие было очень удачным, и это было удачное завершение первой фазы карьеры художника.С этого момента графические работы Эшера начинают постепенно приобретать другое направление.

На основе эскизов путешествия он создает свою первую картину невозможной реальности. Картина создана в 1937 г. и называется "Жизнь улицы"

На ней мы видим как плоскость стола, за которым сидит невидимый наблюдатель, сливается с плоскостью мостовой улицы. В 1938 году Эшер продолжает эксперименты с мозаиками и трансформациями. Он создает мозаику в виде двух птиц, летящих навстречу друг другу, которая легла в основу картины "День и ночь".

14 июня 1939 года в Гааге умер отец Мориса Эшера. Несколькими месяцами позже Эшер начал работу над одной из самых важных своих картин. В 1937 году он создал гравюру "Метаморфозы", где показано, как один из блоков города превращается в человека.

Самая большая картина Мориса Эшера - "Метаморфозы-2", на которой представлена последовательность 10 трансформаций. Это полотно размером 19 см на 3,9 м.

Его работы трудно отнести к какому - либо художественному направлению. Эшера можно назвать художником - одиночкой. Тем не менее, сегодня именно его творчество оказалось востребовано массовой культурой. Огромное количество графических работ, особенно мозаичных орнаментов, можно встретить на телефонных картах, почтовых марках, упаковках различных товаров, обоях, фасадов домов, колоннах и так далее. При этом авторство художника утрачивается, его личность нивелируется.

В данной работе мною установлены некоторые взаимосвязи между событиями, произошедшими в жизни художника и его творчеством. Так же мною сделана попытка интерпретации отдельных работ художника.

До конца своих дней у Эшера была любимой книга Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Жизнь и творчество художника была тесно связна с событиями ХХ в в том числе и с техническим прогрессом. Эшер застал появления многих великих открытий таких как механизма передачи наследственных признаков - расшифровка ДНК, появление телевидения , развитие авиации, освоение космоса. Эшер не много не дожил до компьютерной революции, но сейчас многие компьютерные дизайнеры говорят, что Эшер предвидел компьютерную графику. Техники в которых работал Эшер - линогравюра, литография, ксилография, меццо-тинто, способствовали совершенствованию умения выделять самое главное.

Мумифицированные священники, Ганди, Сицилия. 1932, литография

Салют. 1933, литография

Литография «Рептилии» посвящена циклическим трансформациям плоских фигур в объемные

"Водопад", октябрь 1961. Литография

"Рука с зеркальной сферой", 1935. Литография

"Восхождение и спуск", март 1960. Литография

Вавилонская башня. Ксилография 1928

Эшер испробовал множество различных способов создания необычного вида плиток. Метод его стал очень прост после того, как художник выполнил несколько работ, и буквально ошеломил архитекторов и строителей. Предположим, у вас имеется набор красных и черных плиток. Можно выложить их, например, в форме шахматной доски, чередуя красные и черные. В этом случае повторяющейся единицей был бы блок из четырех квадратов: двух красных и двух черных. Стыкуя блоки один с другим, можно создать не ограниченное размером огромное полотно. Если бы все плитки были одного цвета, повторяющейся единицей была бы одна единственная.

Чтобы сделать работы интересными, мастер часто скрывал основной геометрический образец, стыкуя различные формы и цвета. Когда смотришь на одну из таких мозаик, кажется, что каждая керамическая плитка выполнена в виде рыбы. Казалось бы, ничего особенного: рыбы каким-то образом соединены в многократно повторяющийся рисунок. Нет ничего проще, чем вынуть одну из общего рисунка. Однако сделать это не удастся. И все из-за того, что повторяющаяся единица вовсе не одна рыба, а несколько. Имеющие различную окраску, они и составляют основной блок. Каждый из образцов — загадка, шарада. Невозможно угадать, какова форма основы рисунка.

 

Этому мастеру принадлежит особое место в истории мировой художественной культуры. Эшеру в своём творчестве удалось отразить динамизм и противоречивость ХХ века, выявить связь искусства и науки.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.