Введение к пятой части: обзор состояния вопроса
Альберт Эллис: Место медитации в когнитивно-поведенческой и рационально-эмоциональной терапии Введение к пятой части: Views of the State-of-the-Art Введение к пятой части: обзор состояния вопроса В качестве одного из возможных средств определения места медитации в контексте западной науки, а также понимания того, как различные уважаемые представители этой науки оценивают медитацию, мы обратились к нескольким людям, являющимся специалистами в области изучения медитации или в смежных областях, с просьбой поделиться своим мнением. Знание субъективной оценки медитации научным сообществом имеет очень важное значение. Дело в том, что несмотря на наше желание видеть науку чистой, академической, объективной дисциплиной, часто она таковой не оказывается. На нее оказывают влияние как сами люди, которые ею занимаются, так и "дух времени" в целом, благодаря которому данная область науки либо привлекает к себе внимание, либо становится чем-то мало привлекательным для будущих исследователей. Кроме того, на работу в той или иной конкретной области часто влияют социокультурные и политические переменные, определяющие то, какие именно темы начинают представляться первоочередными и насущными в плане выделения средств на их проведение. Этот цикл любопытен сам по себе, поскольку выделяемые средства отчасти определяют то, какого типа исследования осуществляются, что, в свою очередь, определяет характер получающей распространение информации, которая затем определяет общий уровень интереса к данной области и качество работающих в ней людей. Представленные ниже точки зрения составляют в совокупности весьма любопытную гамму. На одном ее конце мнение о том, что медитация может привнести серьезный вклад в западную терапевтическую практику, если только из нее будут удалены элементы духовности (напр. Эллис - статья 54 и Вулфолк и Фрэнкс - статья 55), на другом - убежденность в том, что медитация будет полезна только в том случае, если будет сохранен ее духовный компонент (Дейкман - статья 57), и что деэгоизированная подготовка является необходимым условием достижения "правильных эффектов" медитации (Эикишиге - статья 59). Статья Смита (56) интересна потому, что она является изложением из первых уст взглядов исследователя медитации, включая отчет о том, как формировались его позиции в отношении научного исследования медитации. Глоубас (58), наконец, нашел удачную форму для своих размышлений о том, какие философские принципы лежат в основе психофизиологической проблемы и как медитация может оказаться полезной для исследования некоторых из них. Комментарий Арнольда Лазаруса (60) важен, поскольку он исходит из того, как это и мы пытались подчеркнуть на протяжении всей этой книги, что не может быть какой-то одной одномодальной методики, пригодной для всех случаев. Лазарус аргументированно говорит о том, что медитация может оказаться целесообразной терапевтической процедурой в одних случаях и неуместной в других и что мы не должны безрассудно ограничивать поле своего зрения слепой верой в одну единственную методику. Как некогда заметил Абрахам Маслоу, "если единственным вашим инструментом является молоток, вскоре все вокруг начинает принимать для вас форму гвоздя". Приведем еще несколько дополнительных замечаний, которые могут представить интерес. Джозеф Волпе пишет: "Я часто пользовался эмоциональным состоянием, которое создавали у себя испытуемые, имевшие опыт занятий трансцендентной медитацией, в целях достижения постепенной десенсибилизации, вместо того, чтобы прибегать к помощи все более глубокой релаксации. Насколько я мог заметить, эффект и того, и другого во многом один и тот же”. Комментарий Вольпе любопытен тем, что с его клинической точки зрения, медитация представляется чем-то аналогичным нарастающей релаксации по своим эффектам. Джероум Сингер замечает: "Что касается связи между медитацией и снами наяву (дневными грезами, фантазированием), то я, действительно, считаю, что медитация самим тесным образом связана со многими аспектами нормального дневного фантазирования. Многие грезят наяву - будь то в виде фантазирования о чем-нибудь желаемом или представления приятных образов или сцен, например для того, чтобы отвлечь себя от напряжения, связанного с долгим ожиданием, или в качестве преодоления скуки во время долгой поездки в машине или в поезде. Состояние поглощенности в дневные фантазии, особенно приятного характера, влечет за собой существенное расслабление и различные физиологические реакции, напоминающие медитацию. Сны наяву, таким образом, становятся для многих полезной формой саморегуляции, способом избежать чрезмерного стресса, опробывая вместе с тем в игровой форме возможные в будущем ситуации". Комментарий Сингера иллюстрирует распространенное представление о медитации. Оно представляет, однако, интерес по той причине, что новичкам, начинающим заниматься медитацией, рекомендуют, когда они сбиваются на грезы или фантазирование, снова вернуть внимание на объект медитации и не предаваться далее фантазиям. Тем не менее, в исследовании Смита (см. статью 56) не было обнаружено различий между индивидами, объектами внимания которых были собственные образы или мысли, случайные, положительно окрашенные, достаточно неопределенные, подобные грезам, и индивидами, внимание которых было сосредоточено на конкретном объекте медитации. Наконец, замечания Мейера Фридмана подчеркивают с каким трудом может быть достигнут желаемый эффект, если не придать терапевтической процедуре более широкий характер. Он пишет: "Не думаю, что мой опыт работы с людьми, которые под моим наблюдением осуществляли медитацию, достаточно велик. Но на основании того, что я имел возможность наблюдать у моих различных коллег, я полагаю, что медитация практически бесполезна как средство исправления поведения типа А. Я весьма сомневаюсь, что двадцати-тридцатиминутные упражнения, даже если их повторять три раза в день, дают основания для больших надежд, если после них неизменно будет осуществляться настойчивое, компульсивное, агрессивное поведение типа А... Должен добавить, что некоторые пациенты типа А очень часто засыпали, когда они пытались осуществить трансцендентную медитацию". // Ellis, A. (1984) 'The place of meditation in cognitive-behavior therapy and rational- emotive therapy', in D.H. Shapiro Jr and R.N. Walsh (eds), Meditation: Classic and Contemporary Perspectives. New York: AM Inc. pp. 671-3. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|