Здавалка
Главная | Обратная связь

Страх перед внезапными переменами.



Почвой, на которой пускает корни упрямство, служит тот факт, что ребенок до семилетнего возраста остается не подготовленным к внезапным переменам в его планах. Склонные к доминированию родители или воспитатели, стремящиеся занимать в своей семье главенствующее положение, в спешке зачастую не осознают той важности, которую имеют для маленького ребенка грядущие перемены. Ребенка, к примеру, могут не предупредить о том, что на выходные он останется в доме своих родственников. Для взрослых это дело может быть обычного порядка, не требующее какой-либо подготовки. Для ребенка же это — целое событие, большое и, возможно, пугающее. Дом родственников может казаться ему местом совершенно чужим, в котором все знакомое — как, например, кухня или ванная комната — находится не там, где он привык. Не способный в своем возрасте к абстрактному мышлению, ребенок не имеет возможности заранее подготовиться к этим неожиданным переменам в окружающей обстановке, не видя к тому же рядом знакомых лиц своих родителей. В мгновение ока ребенок оказывается у дверей дома своих родственников, провожая изумленным взглядом второпях махнувших ему на прощание рукой родителей, уезжающих на вечеринку с друзьями.

Поначалу ребенок ошеломлен и подавлен; он совершенно не готов к таким переменам, пусть даже его родственники — замечательные, любящие его люди. Ребенок не только глубоко переживает внезапную потерю того, что ему близко и дорого, не только ощущает допущенное по отношению к нему предательство, но и учится негативному восприятию любого рода перемен, поскольку они ассоциируются у него с чувством внутренней боли. Мало-помалу опыт подобных событий накапливается, и в душе ребенка развивается неприятие, формируя в его сознании реакцию сопротивления любого рода переменам. Его тело накапливает напряжение в группах мышц в районе нижней челюсти, спины, таза и ступней ног. Эти мускулы словно говорят ему: «Нет, здесь тебе не пройти. Останься там, где находишься». Это напоминает манеру поведения груженого поклажей осла, словно вросшего ногами в землю в ответ на попытки погонщика сдвинуть его с места. Постепенно напряжение группы мышц становится для организма привычным; он постоянно пребывает в состоянии оказания сопротивления. Это напряжение и подготавливает почву для развития дракона упрямства.

Позднее, в более зрелом возрасте, такие люди — теперь уже прочно удерживаемые драконом упрямства — могут вслух не говорить «нет» грядущим переменам, но сам их организм оказывает активное сопротивление любым изменениям в жизни. Челюсти у них сжимаются, как тиски, тазобедренные суставы каменеют, спина аккумулирует напряжение, а ноги словно врастают в землю, сопротивляясь любому движению вперед. Руки у них замком смыкаются на груди, и человек стоит как памятник — несгибаемый, непоколебимый. Они на каждое предложение отвечают «нет», выигрывая себе хоть немного времени на размышление и адаптацию. Только когда они полностью привыкли к новым идеям и обстоятельствам, они наконец способны сказать им «да».

Эксплуатация.

Вторым источником зарождения в ребенке упрямства служит эксплуатация его воспитателями, родителями или учителями. Ребенок может обладать доставляющими ему удовольствие талантами, проявляющимися в игре на музыкальном инструменте, рисовании или катании на коньках. Родители или воспитатели замечают эти способности ребенка и решают, что их необходимо развивать. Они берут под контроль удовольствие ребенка и превращают его в работу, требуя от малыша бесконечных часов упражнений и тренировок. Ребенку приходится участвовать в соревнованиях и стараться одерживать в них победу, чтобы удовлетворить желаниям взрослых. Родители и тренеры могут прийти к соглашению, что следует ограничить обычные развлечения ребенка, такие, например, как игра со сверстниками, если на выступлениях он не показал достаточно высоких результатов. В процессе подобной «воспитательной» работы удовольствие, прежде испытываемое ребенком от своих способностей, утрачивается. У ребенка начинает проявляться внутренний протест, а глубоко в сознании рождается решение: «Никогда больше не позволяй взять им над собой верх. Ни в чем не уступай им ни на дюйм. Никому ничего не уступай». Так подготавливаются условия для проявления упрямства и противодействия во всех ситуациях, якобы угрожающих автономии ребенка.

Пагубные последствия такой эксплуатации могут заключаться и в том, что ребенок способен навсегда отказаться от своих врожденных талантов или препятствовать их проявлению, чтобы избежать контроля над собой и дальнейшей эксплуатации. Дракон упрямства одерживает победу, уничтожая самого человека, а не его проблемы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.