Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные дозовые пределы

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический, педиатрический, фармацевтический, стоматологический

Курс: 2-3

Семестр: IV-V

Тема: РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАКРЫТЫХ НУКЛИДНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ

Цель занятия: изучить основные методы защиты персонала и пациентов от ионизирующего излучения.

 

Продолжительность занятия: 2 часа.

 

Задачи:

1.Изучить основные понятия и единицы измерения в радиационной гигиене.

2.Изучить виды закрытых источников ионизирующего излучения, используемых в медицине.

3.Изучить радиационную ситуацию при использовании закрытых источников ионизирующего излучения в медицине.

4.Изучить гигиенические требования к радиационной безопасности персонала и пациентов при использовании закрытых источников ионизирующего излучения в лечебно-профилактических учреждениях.

5.Изучить понятие радиационного риска и пользы от использования источников ионизирующих излучений.

6.Изучить принципы защиты от точечных закрытых источников ионизирующих излучений.

 

Студент должен знать:

1. Основные понятия и единицы измерения в радиационной гигиене.

2. Радиационную ситуацию и меры радиационной безопасности при использовании закрытых источников ионизирующего излучения в медицине.

3. Принципы оценки радиационного риска и пользы от использования источников ионизирующих излучений.

4. Принципы расчета защиты от точечного закрытого источника.

Студент должен уметь:

1. Оценивать радиационную ситуацию и соблюдение мер радиационной безопасности персонала и пациентов при использовании закрытых источников ионизирующего излучения в медицине.

2. Оценивать риск и пользу от применения источников ионизирующего излучения.

3. Оценивать дозовые нагрузки, получаемые персоналом и пациентами.

4. Рассчитывать защиту экранами, расстоянием, времени от закрытого источника.

Контрольные вопросы

1. Виды ионизирующего излучения, источники, виды облучения.

2. Лучевые нагрузки на население в современных условиях, в том числе вклад медицины.

3. Особенности биологического действия ИИ:

4. Первичные радиохимические, радиотоксические эффекты клеточного уровня;

5. Виды ответных реакций организма на действие ИИ;

6. Особенности воздействия малых доз ИИ.

7. Виды закрытых источников ионизирующего излучения, используемых в медицине (дистанционная, контактная гамма терапия).

8. Система мер радиационной безопасности при использовании закрытых источников ионизирующего излучения.

9. Понятие о радиационном риске и пользе от применения источников ионизирующих излучений.

10. Принципы защиты от закрытых точечных источников ионизирующего излучения.

 

Задания и методические указания к их выполнению

 

Задание 1

Решите ситуационные задачи.

Задача 1

В отделении дистанционной гамма-терапии аппарат «Рокус». Его основными элементами являются радиационная головка с источником излучения (Со60), штатив для крепления основных узлов установки и пульт управления. Радиационная головка состоит из стального корпуса контейнера, внутри которого находится защитный кожух из тяжелого сплава.

Для облучения с пульта управления подается сигнал, по которому в радиационной головке открывается диафрагма на нужную величину поля облучения. Для определения границ облучения, его центровки в головке вмонтирована оптическая система, которая позволяет точно «высветить» поля облучения на теле больного еще до раскрытия диафрагмы.

Схема введения больного выглядит следующим образом:

 

Ожидальня
1. Запись больного
Процедурная
2. Укладка больного 3. Центровка паучка
Комната управления
4. Включение аппарат 5. Экспозиция 6. Выключение аппарата
Процедурная
7. Снятие больного

 

Длительность укладки больного зависит от локализации облучения полей облучения (1 или 2) смотри таблицу:

 

Локализация Длительность укладки + снятие больного, сек
однопольное двупольное
1. Нижняя челюсть
2. Грудная клетка
3. Паховая область
4. Крестцовая область

 

От радиационной головки аппарат создаются дозы в среднем 1 мР/час на расстоянии 1 м. сестра при выполнении укладки больного находится на расстоянии 1 м от головки. Данные индивидуально-дозиметрического контроля показывают, что при обслуживании 20 больных за смену дозы для врача и медсестры составляют 2-3 мЗв/год.

 

Ответьте на вопросы

1. Назовите источники ИИ, его вид, вид излучения, его основные свойства, имеющие гигиеническое значение. Где еще в медицине, других отраслях деятельности применяется аналогичный (по виду источника, виду облучения) метод, описанный в задаче (приведите

1-2 примера).

2. Какому виду облучения подвергается:

- пациент

- врач

- медсестра

- санитарка-уборщица данного отделения?

При какой части процедуры, технологического этапа получается самая высокая лучевая нагрузка на названный выше контингент и почему?

3. Какую опасность представляет для окружающих пациент, прошедший терапевтическую или диагностическую процедуру по методу, описанному в задаче.

4. Найдите в задаче информацию, которая позволит вам определить, какие дозы действуют на персонал.

4.1. Есть ли информация о активности источника, уровне загрязнения? В каких единицах? Можно ли по активности подсчитать или предположить, какие действуют дозы?

4.2. Выберите необходимую информацию и определите, какие дозы получает персонал за какое-то время (1 процедуру – например, однопольное облучение паховой области, 1 час, 1 смену, 1 год. За какую процедуру персонал получит наиболее высокую дозу? Сравните дозы с НРБ.

5. Какие виды дозиметрии должны проводиться в подобных отделениях? Кто обязан ее проводить?

6. Нужна ли радиометрия в процедурной, отделении, загрязнения одежды, рук персонала? Объясните почему.

7. Используя известную вам классификацию оздоровительных мероприятий, принятую в гигиене, приведите подходящие для вашей ситуации 1-2 примера на каждую группу мероприятий и укажите, какие принципы радиационной защиты реализуются каждым из этих мероприятий.

8. Рассчитайте, какова должна быть кратность ослабления дозы всеми экранами (стен, оболочки источника и т.д.), если за 3 часа работы в неделю на пульте управления «Рокусом» медсестра может получить согласно НРБ не более 0,4 мЗв (20 мЗв в год, в году 50 рабочих недель). Активность источника в аппарате «Рокус» 1 г∙экв Rа, расстояние 2 м.

 

Задача 2

В палатной секции боксированного отделения контактной гамма-терапии имеется 4 одноместных и 6 двуместных палат для «активных» больных, которым внутрь полого органа или непосредственно в ткань опухоли введен радионуклид в виде бусины, игл, нитей, кольностатов. В данных палатах больные находятся в течение 12-48 часов, после чего источник из органа удаляется и пациенты переводятся в общие палаты.

Секция – это один медицинский пост, обслуживаемый медсестрой. С пациентами, находящимися в палатах таких отделений, организована телевизионная связь. Прямой контакт с врачами и младшим медицинским персоналом ограничен строгой необходимостью выполнения медпроцедур или осмотра. В двухместных палатах между кроватями оборудована бетонная перегородка на высоте около 1-1,3 м.

 

Ответьте на вопросы

1. Какие радионуклиды применяются для такого метода гамма-терапии? Где происходит введение и выведение источников в полости пораженных органов тканей?

2. Изменяется ли уровень экспозиционных доз а такой палатной секции во времени, в пространстве? От чего зависит уровень эквивалентных доз, получаемых персоналом?

3. За какое время медсестра получит дозу, равную ПДД/год, если она непрерывно будет находиться при описанных выше условиях, где экспозиционная доза равна 20 мР/час.

4. Приведите примеры использования в данных отделениях защиты от гамма-излучения временем, расстоянием, экраном.

5. Какие, по-вашему, нужны особые архитектурно-планировочные решения данных палатных секций и как они могут влиять на формирование доз?

6. Посчитайте риск возникновения стохастических эффектов у персонала от коллективной дозы 1,5∙105 чел-бэр в год. Как проявляются такие эффекты?

7. Следует ли в данных помещениях определять уровни содержания радионуклидов в воздухе? Почему?

8. Если при введении источника из полости матки операционная медсестра берет капсулу с источником (активность 5,0 мг∙экв Rа, коэффициент ослабления капсулы 8,4 раза) рукой, какая доза воздействует на кисть во время прямого контакта 0,3 минуты. Расстояние принять равным 0,1 см. на все тело медсестры действует такая же доза? Является ли описанная в этом пункте ситуация нарушением принципов НРБ?

9. Как изменится радиационная ситуация, если медсестра будет использовать для радиоактивной ампулы захват с длиной ручки 15 см.

10. Какие этапы работы персонала в отделениях контактной гамма-терапии связаны с наибольшими лучевыми нагрузками7

Вопросы к итоговому контролю

Вопросы к итоговому тестовому контролю:

1. Природа ионизирующего излучения (ИИ).

Что представляет собой λ, β, γ, нейтронное излучение.

Что общего у γ-излучения и ультрафиолетового излучения.

Радиоактивность: что для нее характерно, единицы измерения.

В чем можно измерить радиоактивность воздуха, воды, тканей?

Экспозиционные, поглощенные, эквивалентные дозы, единицы.

Перевод экспозиционной дозы в эквивалентную при разных видах излучения.

2. Источники излучения.

Закрытый источник; что относится, применение в медицине, внешнее облучение, принципы защиты.

Открытый источник: что относится, применение в медицине, виды излучения и облучения. Почему внутреннее облучение опаснее внешнего?

Какие дополнительные меры защиты необходимы и почему?

3. Биологическое действие.

Сущность 1 и П стадии, действие.

Последствия поглощения энергии, действие радиотоксинов.

Какую природу имеют радиотоксины. Чем может завершиться воздействие ИИ на клетку, ДНК, смысловой участок гена.

Как проявляются стохастические и нестохастические эффекты?

Зависимость различных нестохастических эффектов от эквивалентной дозы.

Риск отдаленных стохастических эффектов, чему равен риск, связанный с дозой 1 бэр?

В каких случаях использование источников ИИ считается оправданным?

Что могут вызвать в организме малые дозы? Что характерно для гормезиса?

4. Нормирование.

Принципы нормирования, заложенные в НРБ (нормы радиационной безопасности).

Для каких групп населения и какие дозы допустимы?

При каких медицинских исследованиях нормируются предельно допустимые дозы (ПДД).

Как нормируется предел годового поступления радионуклида для категории Б (в каких единицах, для каких сред).

К какой категории (А или Б) относится санитарка рентгенкабинета?.

5 Лучевая нагрузка.

За счет чего формируется естественный радиоактивный фон (РФ)? Чему он равен?

Из чего складывается усиленно-техногенный фон?

Какие лучевые нагрузки получает персонал в рентгенкабинетах при работе с открытыми и закрытыми источниками.?

Какому облучению подвергаются жители домов из железобетонных изделий?

6. Меры защиты.

Общие требования защиты при работе с закрытыми источниками.

Какие материалы используют в качестве экрана при работе с источниками λ, β, γ-излучения?

 

Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену

1. Гигиеническая характеристика видов ионизирующего излучения: γ, β, λ, рентгеновского. Источники. Виды облучения.

2. Лучевые нагрузки населения в современных условиях, в том числе вклад медицинских процедур с использованием ИИИ. Радиационный риск, методы его оценки.

3. Активность, экспозиционные, поглощенные, эквивалентные дозы. Соотношения между единицами доз.

4. Биологическое действие ионизирующего излучения на человека на клеточном и организменном уровне. Стохастические и нестохастические эффекты.

5. Закрытые ИИИ, используемые в медицине. Оценка радиационной опасности. Принципы защиты медперсонала и мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды.

 

 

Литература для подготовки:

Основная литература:

1. Гигиена: Учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000. - с. . (лечебно-профилактический факультет)

2. Пивоваров Ю.П, Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: Учебникдля студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004. –. с. (педиатрический факультет).

3. А.М.Лакшин, В.А.Катаева. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. - М.: Медицина, 2004. – с. (стоматологический факультет).

4. А.М.Большаков, И.М.Новикова. Общая гигиена: Учебник. - М., Медицина, 2002. - с. (фармацевтический факультет).

Дополнительная литература

1. 1. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена: Учебник. - М.: Медицина, 1999. - 384 с.

.

 

 

Приложении 1

 

 

НРБ-99

(извлечение)

 

Основные дозовые пределы

 

Нормируемые величины Дозовые пределы
лица из персонала гр.(А) лица из населения
  Эффективная доза   20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год     1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год
  Эквивалентная доза за год в кистях и стопах     500 мЗв   50 мЗв

 

Примечание: 20 мЗв = 2 бэр;

50 мЗв = 5 бэр;

1 Зв = 100 бэр

 

Основные дозовые пределы не включают в себя дозы от природных, медицинских источников ИИ и дозу вследствие радиационных аварий, на эти виды облучения устанавливаются специальные ограничения.

Принципы контроля и ограничения радиационных воздействий в медицине основан на получении необходимой и полезной для больного диагностикой информации или терапевтического эффекта при минимально возможных уровнях облучения.

Устанавливаются контрольные уровни медицинского облучения в рентгенологии, радионуклидной диагностике и терапии, лучевой терапии, основанные на лучших стандартах мировой практики.

При проведении профилактических медицинских рентгенологических исследований годовая доза не должна превышать 1 мЗв.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.