Здавалка
Главная | Обратная связь

Высшая нервная деятельность.

Анализаторы.

Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре БПШ мозга. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Но путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает по соответствующему чувствительному нерву в соответствующую зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разной модальности. Например, от зрения и слуха.

Зрительный анализатор.

Глазные яблоки расположены в глазницах – парных углублениях черепа. В глубине глазницы заметна щель, через которую в глаз входят сосуды и нервы. К глазному яблоку подходят мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны. Спереди глаз защищен веками, ресницами, бровями. В верхнем углу глаза со стороны щеки находится слезная железа. Слезная жидкость от наружного верхнего угла глаза идет в нижний внутренний угол и отсюда попадает в слезный канал, который выводит избыток слез в носовую полость.

Снаружи глазное яблоко заключено в белочную оболочку, или склеру, которая в передней части переходит в прозрачную роговицу. Заднюю поверхность век и переднюю часть глаза до роговицы покрывает тонкая соединительная прозрачная конъюнктива, которая выделяет слизь. Сосудистая оболочка,

находящаяся за склерой, черная, благодаря чему свет внутри глаза не рассеивается. В передней части глаза сосудистая оболочка переходит в радужную. Цвет радужной оболочки и определяет цвет глаз. В середине радужной оболочки находится круглое отверстие – зрачок. Он играет роль диафрагмы фотоаппарата: благодаря клеткам гладкой мышечной ткани зрачок может расширяться и суживаться, пропуская количество света, необходимое для рассмотрения предмета. За зрачком расположен хрусталик, напоминающий двояковыпуклую линзу. С помощью окружающих

гладких мышц, образующих ресничное тело, хрусталик может менять форму: становиться то более выпуклым (близкие предметы), то более плоским (дальние предметы). Хрусталик фокусирует лучи на задней внутренней стенке глаза, которая называется сетчаткой (слой зрительных рецепторов). Внутренняя часть глаза заполнена стекловидным телом, а пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком – прозрачной жидкостью. Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду.

Световой поток из воздушной среды проходит через роговицу и преломляется в ней, так как ее оптическая плотность близка к оптической плотности воды. На пути светового потока располагается радужка, которая пропускает его через зрачок, регулируя количество (вегетативная НС), далее следует хрусталик, стекловидное тело и сетчатка, где образуется уменьшенное обратное изображение видимого предмета. Рецепторы сетчатки – клетки в форме палочек (преобладают по периферии, черно-белое зрение) и колбочек (преобладают по центру – «желтое пятно», различают цвет). Сетчатка примыкает к черной сосудистой оболочке. Ее волоконца окружают каждую из этих клеток с боков и сзади, образуя черный футляр, обращенный открытой стороной к свету.

Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов (свет проходит сквозь них). Аксоны нейронов образуют зрительный нерв. В месте, где он выходит из глаза, зрительных рецепторов нет (слепое пятно). Зрительные нервные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие, а правая часть поля зрения – в левое. Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зрением. Обработка зрительной информации происходит в затылочных долях коры БПШ.

Нарушения зрения: дальнозоркость, близорукость, катаракта (помутнение хрусталика).

Слуховой анализатор.

Для человека слух важен, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры БПШ, где происходит анализ и оценка звуковых раздражений. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Внутренний конец наружного уха затянут барабанной перепонкой, преобразующей воздушные звуковые волны в механические колебания. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом, в которой располагаются три слуховых косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающих силу воздействия колебаний барабанной перепонки. Полость среднего уха при помощи слуховой (евстахиевой) трубы сообщается с полостью глотки (выравнивание давления на барабанную перепонку).

Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями, затянутыми перепонками – овальное и круглое окно. Это костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, заполненных жидкостью, расположен он в глубине височной кости. Слуховые рецепторы расположены в улитке, от рецепторов по слуховым нервам возбуждение передается в слуховые зоны височной доли коры БПШ.

Орган равновесия (вестибулярный аппарат) расположен в перепончатом костном лабиринте в глубине височной кости (рядом с улиткой). Он состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы – чувствительные волосковые клетки. При

любом движении головы жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Мешочки воспринимают начало и конец прямолинейного движения, его ускорение и замедление, а также изменение силы тяжести. В стенках мешочков имеются также волосковые клетки, на которые давят мелкие известковые кристаллики. Нервные центры

вестибулярного аппарата тесно связаны с мозжечком и гипоталамусом, а на пути в кору БПШ на уровне среднего мозга образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва.

Орган мышечного чувства. Рецепторы расположены в стенках мышц и сухожилий, они регистрируют растяжение и степень сокращения мышц. Зона коры, воспринимающая нервные импульсы от мышц, находится в теменных долях; управление произвольными движениями осуществляется нейронами лобных долей.

Кожная чувствительность слагается из нескольких анализаторов. Тактильное чувство связано с анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление, на основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство (важно для слепоглухонемых). Осязание – сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. Тактильные ощущения, вместе с температурными и мышечными могут давать информацию о форме, шероховатости, плотности и некоторых других свойствах предмета.

Обоняние. Рецепторы – клетки с ресничками - находятся на слизистой оболочке средней и верхней носовых раковин. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает нервные импульсы в мозг. анализ информации - в лобных долях БПШ.

Орган вкуса. В слизистой языка находятся небольшие возвышения – вкусовые сосочки, имеющие

различную форму. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием – порой, которая ведет в небольшую камеру, на дне которой расположены вкусовые рецепторы (волосковые клетки, погруженные в жидкость камеры). Различные рецепторы вкуса по-разному реагируют на разные воздействия. Особенно много рецепторов реагирует на горькое. Рядом со вкусовыми сосочками расположены железы, выделяющие жидкость, быстро смывающую вещества, поэтому вкусовые ощущения сохраняются недолго и быстро сменяются. В определении вкуса также участвуют обоняние, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы.

Вкусовая зона коры БПШ находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной.

Высшая нервная деятельность.

Рефлекс. Все нервные клетки по их функциям можно разделить на три типа: чувствительные (сенсорные, афферентные), вставочные (промежуточные, контактные) и исполнительные (двигательные, моторные, эфферентные). Сенсорные нейроны передают в мозг нервные импульсы от органов чувств и от внутренних органов. Моторные нейроны формируют ответные нервные импульсы и передают их мышцам и железам. Вставочные нейроны являются промежуточным звеном между сенсорными и моторными.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований – рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг (цепочек нервных клеток, соединяющих чувствительные клетки с мышцами или железами, участвующими в рефлекторной реакции).

Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя нейронами. Отростки сенсорных нервных клеток образуют контакты непосредственно на моторных нейронах, а те посылают свои аксоны к мышцам и железам (коленный рефлекс). Тело исполнительного нейрона находится в спинном мозге. Подавляющее большинство рефлекторных дуг образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона (сгибательный рефлекс). Болевые сигналы попадают в спинной мозг и передаются вставочным нейронам, те в свою очередь передают возбуждение на исполнительные нейроны, посылающие команду к мышцам руки, мышцы сокращаются, и рука сгибается. Часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда располагается в определенном участке ЦНС и состоит из вставочных и исполнительных нейронов. Это и есть нервный центр данного рефлекса.

Иными словами, нервный центр – это объединение нейронов, предназначенное для участия в выполнении какого-либо определенного рефлекторного акта, а значит, для управления деятельностью какого-либо органа или системы органов.

Нервная система регулирует работу органов и систем организма, обеспечивает поддержание постоянства его внутренней среды, а также формирует поведение человека в социальной и природной среде. Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

И.П. Павлов И.М. Сеченов Изучение ВНД в России прежде всего связано с именами двух великих ученых: И.М.Сеченова (1829-1905) и И.П. Павлова (1849-1936). Заслуга И.М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их (центральное торможение). Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

И.П. Павлов продолжил исследование и уточнил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Это врожденные рефлексы (безусловные) и рефлексы, выработанные после рождения в процессе жизни (условные). Образование условных рефлексов И.П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения (даже незначительного) с жизненно важными раздражениями (пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами.

Выработка условного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя (зажигания лампочки, Л). При этом в зрительной зоне коры возбуждаются центр Л1. после проявления ориентировочного рефлекса на свет лампочки животному дают пищу, которая вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс и возбуждение коры в зоне П1. После этого несколько раз сочетают свет лампочки Л с кормлением П. В головном мозге последовательно возникают возбуждения Л1 и П1. Между этими центрами возникает временная связь Л1 - П1. после ее образования проявляется условный рефлекс.

Включается лампочка. Возбуждается центр Л1. По образовавшейся связи Л1 - П1 возбуждение достигает пищевого центра. По нисходящим путям оно переходит на слюноотделительный центр продолговатого мозга. Оттуда идет к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пищи (включение лампочки) еще до того, как появится сама пища. При неподкреплении условного рефлекса постепенно возникает его угасание. Некоторое время возможно растормаживание, однако при длительном отсутствии подкрепления выработается тормозная временная связь. Следовательно, условные рефлексы могут быть как

положительными, так и отрицательными, или тормозными. Благодаря образованию положительных и отрицательных условных рефлексов животное учится отличать сигналы действительно важных событий от похожих на них раздражителей, не имеющих такого значения.

С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции: очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения (сторожевая собака перестает есть и лает). И.М. Сеченов открыл центральное торможение. И.П. Павлов показал, что бывает торможение врожденное (внешнее) и торможение условное (внутреннее). Внешнее торможение проявляется в том, что появление любого более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. Такое торможение и называется внешним потому, что очаг торможения находится вне функционирующей рефлекторной дуги. С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов и других видов деятельности. К приобретенному (внутреннему) торможению относится постепенное угасание условного рефлекса при неподкреплении. Оно развивается в нейронах самой рефлекторной дуги и поэтому было названо внутренним.

Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности (доминанта, А.А. Ухтомский). Доминантный очаг отличается рядом особенностей. Во-первых, он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Во-вторых, достаточен любой стимул, чтобы усилить уже имеющуюся доминанту и реагировать соответственно. Доминанта Например, когда мы сильно увлечены делом, то не слышим, как к нам обращаются, забываем, что происходит вокруг. С явлением доминанты связаны и иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, чего не ожидаем увидеть.

Врожденные программы поведениябезусловные рефлексы, инстинкты. Они есть как у животных, так и у человека. Они обобщают исторически (филогенетически) сложившийся видовой опыт и способствуют удовлетворению основных потребностей, то есть продолжению жизни. Поскольку на разных стадиях онтогенеза организм находится не в одинаковых условиях, безусловные рефлексы особей разного возраста могут различаться. Но у всех представителей вида данного возраста и пола в норме они одинаковы. Например, рефлексы, имеющиеся у новорожденных и грудных детей, у взрослых отсутствуют. Инстинкты представляют собой цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде. Запечатление (импринтинг) – свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Возрастные периоды, в которые происходит запечатление, могут быть разными для различных анализаторов. Есть они и у млекопитающих, и у человека. Например, речью люди овладевают легко в младенческом возрасте.

Из приобретенных программ поведения наиболее простыми являются условные рефлексы. Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести способность животного строить свое поведение с учетом перемещения добычи. Или использование имеющегося навыка (условного рефлекса) для достижения другой цели. Динамический стереотип – это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены. После выработки динамического стереотипа в коре БПШ образуется система последовательных положительных и отрицательных условно-рефлекторных связей. Слово «стереотип» означает «постоянство». Однако это постоянство динамическое, поскольку оно возникает в процессе жизни и в процессе жизни может исчезнуть или измениться, если изменятся условия, лежащие в основе его формирования. И.П. Павловым было показано, что поддержание динамического стереотипа связано с положительными эмоциями, а его разрушение – с отрицательными (письмо, вредные привычки).

Сон циклическое явление. Обычный 7-8 часовой сон состоит из 4-5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает фазу медленного и быстрого сна. И в некоторые моменты активность мозга даже выше, чем при бодрствовании. В периоды медленного сна наблюдается в коре БПШ появление медленных и крупных электромагнитных волн. Они характерны для состояния глубокого сна. Другие периоды называются быстрым сном, так как на кривой биоэлектрической активности появляются мелкие, быстрые волны. В эти периоды возникают БДГ, повышается давление, пульс, дыхание, обмен веществ. Это напоминает состояние мозга бодрствующего человека. В состоянии быстрого сна человек проводит примерно ¼ часть сна (примерно 2 часа в сутки). Быстрый сон очень важен. Люди, которых в экспериментах лишали фазы быстрого сна, уже на 4-5 сутки проявляли признаки расстройства НС. Типичное нарушение сна – бессонница. Она может возникать вследствие нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, активных действий перед сном. Другая крайность – нарколепсия.

Речь состоит из слов. Каждое слово имеет свой смысл, то есть связано с определенным предметом, действием или состоянием. Одни слова обозначают предметы, другие – их качества, третьи – обстоятельства, четвертые – действия. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают отдельные слова во фразы. И именно фраза дает нам возможность рассказать о событиях, происходящих с нами и вокруг нас. Реагировать на слова-команды могут и животные, но создавать и осознавать новые связи с помощью слов свойственно лишь человеку, усвоившему лексику и грамматику языка. Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые он собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики-команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции уже не будут такими длинными, но будут вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение. Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения. Развитие речи становится ключевым моментом в формировании личности. Она открывает неограниченные возможности для освоения опыта предшествующих поколений.

Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется интуицией.

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

Ощущением называют отражение отдельных свойств предмета. Восприятием называют отражение предмета в целом. И ощущения, и восприятия осуществляются только тогда, когда предметы воздействуют на наши органы чувств. Твердое, холодное, кислое – это ощущения; «яблоко» - это восприятие, потому что в нем синтезирован целый ряд свойств, позволяющих нам определить этот предмет в целом. Каждое восприятие или ощущение имеет словесный эквивалент, что позволяет, с одной стороны, руководить восприятием, а с другой – описывать то, что мы восприняли, и передавать эту информацию другим людям. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называются объектами восприятия, все прочее называют фоном.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. Различают объективное (фактическое) и субъективное (личностное) восприятие.

Представление памяти – это следы прежних ощущений и восприятий. Они неотчетливы, фрагментарны, в памяти как бы всплывает то одна, то другая деталь предмета или обстановки. Представлять также можно объекты и сцены, которых на самом деле никогда не было – это представления воображения. Именно творческое воображение позволяет человеку изобретать вещи, которых не было до него, а затем воплощать их в материале.

Память опирается на речь. Сложно зрительно представить точный образ человека, проще ответить, как он одет, какие у него волосы и т.д. Память – сложный процесс, состоящий из запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Различают память логическую и механическую. Механическая память основана на повторении: материал повторяют до его запоминания. При логической памяти человек пытается представить взаимосвязь между описываемыми событиями или явлениями. При запоминании важна установка на его длительность. Дело в том, что кратковременная и долгосрочная память имеют разные механизмы. В первом случае в системе цепей нейронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором вырабатываются химические вещества, направляющие возбуждение по нужным каналам связи. Кратковременная память называется оперативной, так как она действует только на время производимой операции. При заучивании важно знать, какой анализатор лучше воспринимает информацию (зрительная, слуховая, моторная память).

Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Пассивное воображение – фантазирование, уход от жизни.

Мышление – это обобщенное и опосредованное познание действительности. если ощущение отражает отдельные свойства предмета, а восприятие – предмет в целом, то мышление схватывает то общее, что имеется у нескольких предметов. в результате этого формируется обобщенное понятие. Оно характеризует наиболее важные признаки группы предметов и выражается словесным определением («дерево»). Понятия бывают конкретными («береза») и обобщенные («лес», «растительность»). Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива, избирательность – основные качества ума.

Под волей обычно понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, преодолевать их, и тормозную, способную удерживать себя от нежелательных поступков. Первый этап волевого акта – выбор цели. Следующий – выбор средств достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажется ему лучшим. И выбор цели, и выбор способа ее достижения являются мыслительным процессом, в котором обдумываются результаты действия, как конечные, так и промежуточные. Обычно это происходит раньше выполнения самого действия, и когда оно начинает претворяться в жизнь, человек непрерывно сверяет полученные результаты со своим замыслом. В зависимости от совпадения или несовпадения промежуточных и конечных результатов с тем, что задумано, человек прекращает свою работу или перестраивает ее. Таким образом, процессы волевого действия являются в значительной степени результатом мыслительных действий, которые предваряют мышечную активность и контролируют ее. Признаками недостаточно развитой воли являются внушаемость (когда человек пассивно следует за лидером) и негативизм (поступки наперекор).

Эмоции. В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или страданию. Благодаря работе этих центров человек оценивает полученную информацию с точки зрения ее важности для организма. Радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют их повторение в дальнейшем. Эмоциональные реакции имеют безусловно-рефлекторную природу, поэтому они присущи всем людям и проявляются сходно (плач, смех, страх). Эмоциональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции (плач от радости). От эмоциональных реакций следует отличать эмоциональные состояния. У людей может быть хорошее или плохое настроение, они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм и т.д. иногда человек может находиться в состоянии аффекта – бурной эмоциональной вспышки, связанной с потерей контроля над своими поступками. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты, и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.

В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс Селье назвал стрессом. Длительный стресс может привести к серьезным нервным расстройствам, неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.

Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения, обычно их называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Обычно чувства объединяют разные эмоции. Чувства не всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабевать или угаснуть совсем. Это зависит от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется вниманием. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Он включается каждый раз, когда наблюдается рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него будет оказаться в центре внимания. Эмоционально значимые события и объекты сильнее привлекают наше внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной непроизвольного внимания. То же происходит при восприятии интересного или эмоционально значимого события. Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения волевых усилий. В процессах произвольного внимания принимают участия лобные отделы коры БПШ.

Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный объект без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечемся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значительно выше. Повышает устойчивость внимание и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.

Невнимательность человека называют рассеянностью. Она может происходить по двум причинам. Во-первых, из-за слабости произвольного внимания (любое внешнее событие вызывает непроизвольное внимание и отвлекает от основной деятельности). Во-вторых, рассеянность может быть вызвана излишне концентрированным вниманием, когда все оно направлено на решение основной задачи, а любые посторонние события просто не замечаются. Причина этого недостатка в слабой способности переключать и распределять внимание.

Темперамент - это совокупность врожденных характеристик нервной системы человека. темперамент нельзя изменить, зато можно корректировать свое поведение и ритм жизни. Меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник.

Индивид - отдельный человек со всеми его физическими и психическими особенностями.

Личность - это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. личностью человек становится не сразу.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.