Здавалка
Главная | Обратная связь

Множественный характер проявления первопричины



Нау­ка каб­ба­­ла изу­ча­ет пу­ти дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком Выс­шей це­ли – то­ж­де­ст­вен­но­сти Выс­шей управ­ляю­щей си­ле, на­зы­вае­мой Твор­цом.

Рассмотрим для при­ме­ра ка­кое-ни­будь ма­лень­кое жи­вот­ное (ма­лень­кий жи­вой ор­га­низм), роль ко­то­ро­го за­клю­ча­ет­ся лишь в том, что­бы про­кор­мить се­бя и про­су­ще­ст­во­вать в этом со­стоя­нии оп­ре­де­лен­ное вре­мя, не­об­хо­ди­мое для производства се­бе по­доб­но­го и обес­пе­чения тем са­мым су­ще­ст­во­ва­ния ви­да. Про­стей­шим жи­вым ор­га­низ­мом на­зы­ва­ет­ся та­кой, ко­то­рый по­ро­ж­да­ет се­бе по­доб­ное и не имеет иной це­ли (лич­ной, са­мо­стоя­тель­ной, выс­шей или по­боч­ной), кро­ме воспроизводства вида. Таковы при­ми­тив­ные одноклеточные существа – на­при­мер, аме­бы. Такой организм де­лит­ся по­по­лам и за­кан­чи­ва­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние, снова де­лит­ся и снова за­кан­чи­ва­ет свое су­ще­ст­во­ва­ние.

В прин­ци­пе, мы мо­жем это на­блю­дать и у людей. По­го­во­ри­те с некоторыми: «Ради че­го ты жи­вешь? – Ра­ди де­тей. – А даль­ше что? – А что даль­ше? Ра­ди де­тей». Это са­мый примитивный вид су­ще­ст­во­ва­ния, са­мый низ­кий. Но в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии проч­но за­кре­п­ле­но убе­ж­де­ние: ес­ли че­ло­век за­бо­тит­ся о се­мье, о де­тях – это пра­виль­ный че­ло­век. Хотя на са­мом де­ле это са­мый низ­кий уро­вень же­ла­ния, биологическая потребность к самовоспроизведению, к совокуплению.

Био­ло­ги и фи­зио­ло­ги, ис­сле­дуя са­мый про­стой жи­вот­ный ор­га­низм, об­на­ру­жи­ва­ют, что он пред­став­ля­ет со­бой слож­ное со­еди­не­ние из ты­сяч раз­лич­ных во­ло­кон, причем существуют еще де­сят­ки ты­сяч со­еди­не­ний, не­из­вест­ных че­ло­ве­ку. Мы ви­дим, что для под­дер­жа­ния да­же та­ко­го при­ми­тив­но­го су­ще­ст­во­ва­ния не­об­хо­ди­мо ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во де­та­лей, свя­зей, функ­ций, о ко­то­рых мы да­же не зна­ем и, может быть, не узнаем никогда.

По ана­ло­гии из это­го при­ме­ра мож­но по­нять, какое великое мно­го­об­ра­зие раз­лич­ных со­еди­не­ний и свя­зей нам не­об­хо­ди­мо изу­чить, что­бы дос­тичь Выс­шей це­ли. Ис­сле­дуя жи­вой ор­га­низ­м, мы также обнаруживаем в нем огромное множество все­воз­мож­ных час­тей, свя­зей, функ­ций – в общем, ог­ром­ную муд­рость.

Выс­шая цель дос­ти­га­ет­ся толь­ко по ме­ре по­сти­же­ния, же­ла­ния и пол­ней­шей реа­ли­за­ции все­го, что есть в человеке. То есть мы соз­на­тель­но, ра­зум­но долж­ны изу­чить все дей­ст­вия Твор­ца на се­бе: изучить свое уст­рой­ст­во и то, ка­ким об­ра­зом Он этим уст­рой­ст­вом управ­ля­ет, как Он его из­ме­ня­ет и до­во­дит до по­след­не­го, со­вер­шен­но­го со­стоя­ния.

"Раскрытие Высшего управления"

03_Видеофрагмент

03_Аудиофрагмент

 

В той ме­ре, в какой мы это по­сти­га­ем и, изу­чая Его дей­ст­вия, приобретаем способность, по­доб­но Ему, про­из­во­дить над со­бой те же опе­ра­ции (кро­ме нас нет ни­ка­ко­го дру­го­го объ­ек­та, на ко­то­ром мож­но бы­ло бы их вы­пол­нять), в той мере мы и можем «ис­прав­лять се­бя».

Я про­шу Его, что­бы Он та­ким-то об­ра­зом ис­пра­вил ме­ня. Я со­еди­ня­юсь с Ним, ста­нов­люсь Его парт­не­ром по ис­прав­ле­нию се­бя, по про­дви­же­нию се­бя к наи­выс­ше­му со­стоя­нию. Как сказано: «из дей­ст­вий Твоих я по­знаю Те­бя» (Шир hа-Ихуд). Вы­хо­дит, нам не­об­хо­ди­мо пол­но­стью понять дей­ст­вия Твор­ца, Его от­но­ше­ние к нам. Толь­ко вместе с таким пониманием мы дос­ти­га­ем це­ли. Иными словами, нам не­об­хо­ди­мо реа­ли­зо­вать на се­бе (дос­ко­наль­но изу­чив при­чи­ну) сам этот за­кон: уз­нать, от­ку­да он ис­хо­дит, по­че­му он имен­но та­кой, ка­ким об­ра­зом он дей­ст­ву­ет, ка­ко­ва его ко­неч­ная цель, как нам са­мим реа­ли­зо­вать его.

Тво­рец же­ла­ет, что­бы мы нау­чи­лись ра­бо­тать как Он, пе­ре­ня­ли от Не­го все управ­ле­ние ми­ро­зда­ни­ем, то есть зна­ние всех за­ко­нов и их влия­ния. Вот такая задача ле­жит на нас, мы долж­ны все это ос­во­ить. При­чем не про­сто изу­чить, как за­ко­ны фи­зи­ки, хи­мии, биологии, а именно освоить. К примеру, су­ще­ст­ву­ет за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния: от­пус­каю – па­да­ет, и я мо­гу из­ме­рить при ка­ком ве­се, с ка­кой ско­ро­стью, ку­да и как упа­дет те­ло. Нам этого недостаточно. Нам не­об­хо­ди­мо изу­чать за­ко­ны природы, на­чи­ная с точ­ки их нис­хо­ж­де­ния, где они существуют в потенциале, в замысле и вплоть до ма­те­ри­аль­но­го мира: что про­ис­хо­дит с ка­ж­дым ато­мом, с ка­ж­дым те­лом во всех их взаи­мо­дей­ст­ви­ях до по­след­не­го, окон­ча­тель­но­го со­стоя­ния.

Только ко­гда че­ло­век пол­но­стью изу­чил все ми­ро­зда­ние, он по­ни­ма­ет Твор­ца и ста­но­вит­ся по­доб­ным Ему, рав­ным Ему по свойствам. Это и на­зы­ва­ет­ся слия­ни­ем с Твор­цом по­до­би­ем свойств.

По­это­му нау­ка каб­ба­­ла и да­ет нам все зна­ния о ми­ро­зда­нии. Пока мы их не усвоим и не реа­ли­зу­ем, мы не дос­ти­гнем це­ли.

Ог­ром­ная и, на пер­вый взгляд, непосильная за­да­ча: что­бы ка­ж­дый из нас стал фи­зи­ком, хи­ми­ком, био­ло­гом в Выс­ших ми­рах, в на­шем мире и вооб­ще во всем ми­ро­зда­нии. И все же в итоге че­ло­век по­сти­га­ет аб­со­лют­но все, на всех уров­нях, но не так, как в на­ших нау­ках, а из­нут­ри, в ви­де сил, реа­ли­зу­ющих да­лее все эти функ­ции на уров­нях не­жи­вой, рас­ти­тель­ной, жи­вот­ной при­ро­ды.

Еще раз пред­ставь­те се­бе, на­сколь­ко нау­ка каб­ба­­ла важ­на для че­ло­ве­че­ст­ва. Не изучая ее, мы не про­дви­га­ем­ся к це­ли, а лишь топ­чемся на мес­те, на­ка­п­ли­вая стра­да­ния, по­ка они не вы­ну­дят нас приступить к освоению этой нау­ки.

2.2. Два пу­ти: свер­ху вниз и сни­зу вверх

Нау­ка каб­ба­­ла по­ка­зы­ва­ет нам два па­рал­лель­ных пу­ти по­сти­же­ния Выс­шей управ­ляю­щей си­лы. Пред­став­ле­ние о Выс­шей управ­ляю­щей си­ле, о Твор­це мо­жно раз­де­лить на два ти­па воз­дей­ст­вия или на два спо­со­ба ее по­сти­же­ния. Иначе говоря, мы по­сти­га­ем Твор­ца от­но­си­тель­но себя в двух про­яв­ле­ни­ях: на пу­ти Его воз­дей­ст­вия свер­ху вниз и на пу­ти Его воз­дей­ст­вия сни­зу вверх.

Эти два пу­ти рав­ны, все раз­ли­чие ме­ж­ду ни­ми сводится к тому, что пер­вый путь ве­дет свер­ху вниз, от Твор­ца к на­ше­му ми­ру, а вто­рой путь на­чи­на­ет­ся в на­шем ми­ре и под­ни­ма­ет­ся сни­зу вверх по сту­пе­ням, ко­то­рые были проложены на пер­вом пу­ти.

Ступени обоих путей со­впадают, раз­ни­ца лишь в том, как ты в них вхо­дишь: свер­ху вниз или сни­зу вверх. Ко­гда на­хо­дишь­ся на определенной сту­пе­ни, раз­ни­цы нет, но ко­гда ты ее рас­смат­ри­ва­ешь свер­ху или сни­зу, от­ли­чие есть.

 

 

Рисунок 2.2.1.

 

По пер­во­му пу­ти (свер­ху вниз) нис­хо­дят и по­сте­пен­но рас­кры­ва­ют­ся Выс­шие кор­ни. По­это­му та­кой путь на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле «по­ряд­ком нис­хо­ж­де­ния ми­ров, сфи­рот и пар­цу­фим». Под нис­хо­ж­де­нием понимается все боль­шее рас­кры­тие от­но­си­тель­но человека, уда­ле­ние от Твор­ца, ма­те­риа­ли­за­ция.

Вто­рой путь (сни­зу вверх) на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле по­сти­же­ни­ем Выс­шей си­лы, Твор­ца. На этом пу­ти в на­шем дви­же­нии сни­зу вверх мы долж­ны упо­до­бить­ся ка­ж­дой сту­пе­ни, об­ра­зо­ван­ной в движении свер­ху вниз. Мы по­сти­га­ем Выс­шую иде­аль­ную си­лу, Твор­ца пор­ци­он­но: под­ни­ма­ясь по 125 сту­пе­ням нис­хо­ж­де­ния Высшей силы, ко­то­рые для нас ста­но­вят­ся сту­пе­ня­ми вос­хо­ж­де­ния.

 

"Ступени постижения Высшей управляющей силы"

04_Видеофрагмент

04_Аудиофрагмент

 

По­сти­гаю­щий Выс­шую си­лу обя­зан ид­ти сни­зу вверх тем же пу­тем, по­сти­гая ка­ж­дую де­таль и ка­ж­дую сту­пень в пол­ном со­от­вет­ст­вии с за­ко­на­ми, ус­та­нов­ле­нными при нис­хо­ж­де­нии Выс­шей си­лы свер­ху вниз.

Мы не соз­да­ем при этом ни­че­го но­во­го: ни се­бя, ни выс­шие сту­пе­ни, ни ме­то­ды упо­доб­ле­ния этим сту­пе­ням. Един­ст­вен­ное, что мы де­ла­ем, – это при­кла­ды­ва­ем свое же­ла­ние им упо­до­бить­ся. Ес­ли я, на­хо­дясь на сту­пе­ни М, хо­чу под­нять­ся на сту­пень М+1, я под­ни­ма­юсь на нее лишь при условии, что во мне дей­ст­ви­тель­но воз­ни­кло та­кое же­ла­ние.

Как, на­хо­дясь на ниж­ней сту­пе­ни, за­хо­теть оказаться на верх­ней? Это воз­мож­но бла­го­да­ря присутствию во мне части выс­шей сту­пе­ни. Она-то и да­ет мне ее ощу­ще­ние, ощу­ще­ние раз­ни­цы ме­ж­ду сту­пе­ня­ми – то­го, че­го мне нужно дос­тичь, что­бы под­нять­ся к выс­шей сту­пе­ни.

 

 

Рисунок 2.2.2.

М­не подвластно лишь же­ла­ние под­нять­ся. Свой­ст­ва низ­шей сту­пе­ни и свой­ст­ва выс­шей, как и пре­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые я дол­жен вы­звать в се­бе, уже за­фик­си­ро­ва­ны и за­да­ны нис­хо­ж­де­ни­ем свер­ху вниз. От ме­ня за­ви­сит толь­ко од­но: же­лать. Однако, это же­ла­ние скла­ды­ва­ет­ся из зна­ния мое­го нынешнего со­стоя­ния (его оцен­ки как аб­со­лют­но по­роч­но­го, та­ко­го, в ко­то­ром я не мо­гу на­хо­дить­ся) и зна­ния сле­дую­ще­го со­стоя­ния.

В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти он­ко­ло­ги­че­ско­го боль­но­го. В нем действует си­ла, ко­то­рая его уби­ва­ет. Он от­дал бы все, что­бы удалить ее из се­бя, но не пред­став­ля­ет, как это ­мож­но сделать. Он чув­ст­ву­ет, что эта сила в нем жи­вет, а как из­ба­вить­ся от то­го, что на­хо­дит­ся внут­ри, не зна­ет.

По меньшей мере, та­кое чув­ст­во долж­но быть у нас, что­бы мы могли освободиться от нашей ступени, под­нять­ся с нее на выс­шую. Со­от­вет­ст­вен­но, выс­шая сту­пень долж­на оли­це­тво­рять для нас со­вер­шен­ст­во, жизнь, мир, на­сла­ж­де­ние – все то, без че­го мы боль­ше не мо­жем жить. Ко­гда возникает та­кое на­пря­жен­ие ме­ж­ду сту­пе­ня­ми М и М+1, че­ло­век про­хо­дит барь­ер ме­ж­ду ни­ми и поднимается на сле­дую­щую сту­пень. За­ко­ны и ус­ло­вия на ка­ж­дой из сту­пе­ней за­ра­нее за­да­ны и оп­ре­де­ле­ны нис­хо­ж­де­ни­ем свер­ху вниз.

Пол­ное по­сти­же­ние Выс­шей управ­ляю­щей си­лы, Твор­ца, про­ис­хо­дит по­сте­пен­но, про­яв­ля­ет­ся в ощу­ще­ни­ях че­ло­ве­ка в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни, в за­ви­си­мо­сти от того, с какой ско­ро­стью он очи­щается от эго­из­ма. Процесс продолжается до тех пор, по­ка человек не по­стиг­нет всех свойств, все­го мно­же­ст­ва сту­пе­ней, нис­хо­дя­щих свер­ху вниз.

Нам тре­бу­ет­ся адап­та­ция, при­вы­ка­ние, осоз­на­ние, выработка новых оп­ре­де­ле­ний в се­бе, со­пос­тав­ле­ние, срав­не­ние всех фак­то­ров. Вот почему этот про­цесс рас­тя­ги­ва­ет­ся во вре­ме­ни. Здесь очень мно­гое за­ви­сит от ок­ру­же­ния, от то­го, на­сколь­ко че­ло­век при­ла­га­ет уси­лия, чтобы адап­ти­роваться к новой си­туа­ции, с ка­кой ин­тен­сив­но­стью в те­че­ние дня он об этом думает, а глав­ное – где он бе­рет си­лы, что­бы об этом ду­мать, что­бы по­сто­ян­но поддерживать это же­ла­ни­е.

Ко­гда у нас где-то бо­лит, мы по­сто­ян­но об этом ду­ма­ем – ни­ку­да не де­нешь­ся, бо­лит. Как сде­лать так, что­бы не бо­ле­ло? Вот са­мое глав­ное, что мо­жет за­ста­вить нас по­сто­ян­но ду­мать об этом и стре­мить­ся вверх.

Ска­за­но: «зависть, страсть и почести вы­во­дят че­ло­ве­ка из это­го ми­ра» (Авот, часть 4:28) . Вро­де бы о них ска­за­но в от­ри­ца­тель­ном кон­тек­сте: якобы, наличие у че­ло­ве­ка этих трех свойст­в умер­щв­ля­ет его. Но в каб­ба­­ле ни­ко­гда ни о чем не го­во­рит­ся в от­ри­ца­тель­ном контексте, по­то­му что ни­че­го от­ри­ца­тель­но­го нет. Про­сто на­до пра­виль­но поль­зо­вать­ся за­ви­стью, стра­стью и стрем­ле­ни­ем к по­че­ту, что­бы вы­вес­ти се­бя из это­го ми­ра, с той сту­пе­ни, на ко­то­рой ты на­хо­дишь­ся, на бо­лее вы­со­кую сту­пень. Это дос­ти­га­ет­ся пра­виль­ной реа­ли­за­ци­ей за­вис­ти, стра­сти и стрем­ле­ния к по­че­ту.

Гля­дя на ос­таль­ных, я за­ви­дую им, я же­лаю при­об­ре­сти по­чет в их гла­зах, я же­лаю на­сла­дить­ся наи­выс­шим на­сла­ж­де­ни­ем – Твор­цом, я впи­ты­ваю все в ме­ре об­ла­да­ния эти­ми свой­ст­ва­ми – вро­де бы от­ри­ца­тель­ны­ми, но по­зво­ляю­щи­ми черпать от дру­гих стрем­ле­ние к цели. Я же­лаю быть та­ким, как они, вы­ше, чем они, и это ув­ле­ка­ет ме­ня впе­ред, это на­чи­на­ет жечь ме­ня, лишая по­коя. То­гда во мне по­яв­ля­ют­ся си­лы, чтобы уст­ремиться впе­ред, и, же­лая то­го или нет, я все вре­мя ду­маю, ка­ким об­ра­зом мне стать луч­ше, вы­ше всех ос­таль­ных. В этом за­клю­ча­ет­ся воз­мож­ность пе­ре­хо­да с од­ной сту­пе­ни на дру­гую.

За­пом­ни­те эту фра­зу. Весь мир трак­ту­ет ее от­ри­ца­тель­но, но на са­мом де­ле она по­ло­жи­тель­на: «зависть, страсть и почести вы­во­дят че­ло­ве­ка из это­го ми­ра» (Авот, часть 4:28). «Из это­го ми­ра»: с той сту­пе­ни, на ко­то­рой он на­хо­дит­ся.

Эти свой­ст­ва соз­да­ны в нас не зря, они нуж­ны для подъ­е­ма с низ­шей сту­пе­ни на бо­лее вы­со­кую, где эти па­губ­ные, казалось бы, стра­сти и стрем­ле­ния станут еще сильнее. Однако имен­но они и по­мо­гут нам взой­ти с этой сту­пе­ни на выс­шую. Все, что соз­да­но в нас, соз­да­но ни для че­го ино­го, как для про­дви­же­ния.

По­сле­до­ва­тель­ное по­сти­же­ние всех сту­пе­ней пре­до­пре­де­ле­но, и ка­ж­дое по­сле­дую­щее по­сти­же­ние вы­ше пре­ды­ду­ще­го: мы шаг за шагом поднимаемся по этим ступеням. Это не про­сто бо­лее вы­со­кое по­сти­же­ние: че­ло­век ме­ня­ет­ся со­вер­шен­но, как бы раз­ду­ва­ясь из­нут­ри в по­сти­же­нии, в его глу­би­не. Вся раз­ни­ца ме­ж­ду сту­пе­ня­ми – в глу­би­не их по­сти­же­ния.

Мы и сей­час на­хо­дим­ся в ми­ре Бес­ко­неч­но­сти и ощу­ща­ем его, но лишь в са­мом ми­зер­ном про­яв­ле­нии, на­зы­ва­емом «этот мир». Кро­ме ми­ра Бес­ко­неч­но­сти и нас в действительности ни­че­го нет. Все ос­таль­ное – фильт­ры, стоящие на на­ших ор­га­нах чувств.

Рисунок 2.2.3.

 

Са­мые силь­ные фильт­ры, имею­щие­ся в нас сей­час и ос­лаб­ляю­щие восприятие мира Бес­ко­неч­но­сти, на­зы­ва­ют­ся «этот мир». Пре­одо­ле­ваяих, мы вос­хо­дим набо­лее вы­со­кую сту­пень.

Что зна­чит «бо­лее вы­со­кую»? Сквозь этот мир мы видим сле­дую­щую часть, сле­дую­щий слой ми­ра Бес­ко­неч­но­сти, ко­то­рый, рас­кры­ва­ясь чуть-чуть боль­ше, на­зы­ва­ет­ся уже ми­ром Асия, и так да­лее. Мы про­дви­га­ем­ся вглубь ма­те­рии, мыс­ли, чув­ст­ва, За­мыс­ла.

 

2.3. Вопросы и ответы

Вопрос: По­сти­же­ние совершается чув­ст­вен­но или ра­зу­мом?

Нель­зя от­де­лить од­но от дру­го­го, вот почему мы го­во­рим «ор АБ-САГ» – свет хох­мыи би­ны вме­сте. Дело в том, что мы са­ми – это же­ла­ние на­сла­ждать­ся, же­ла­ние, ощу­ща­ющее ли­бо на­сла­ж­де­ние, ли­бо его от­сут­ст­вие, стра­да­ние. Что­бы дос­тичь на­сла­ж­де­ния в со­стоя­нии стра­да­ния, же­ла­ние соз­да­ет наряду с со­бой ра­зум, ко­то­рый, пе­ре­ра­ба­ты­вая ин­фор­ма­цию, ста­но­вит­ся вспо­мо­га­тель­ным ор­га­ном, не­об­хо­ди­мым для дос­ти­же­ния же­лае­мо­го.

Ес­ли в ка­ж­дый мо­мент вре­ме­ни мое же­ла­ние сов­па­да­ет с воз­мож­но­стя­ми, мне не нуж­ен разум. За­чем он мне? Ес­ли хо­чешь, что­бы че­ло­век раз­ви­вал­ся, соз­дай ему со­про­тив­ле­ние, дай ему труд­но­сти, ставь пе­ред ним за­да­чи, не да­вай ему на­пол­не­ния – он бу­дет его ис­кать и та­ким об­ра­зом ра­зо­вьет в се­бе ра­зум. По­это­му, чем вы­ше же­ла­ния в ка­ком-то объ­ек­те ми­ро­зда­ния, тем более развитым дол­жен быть его ра­зум – ина­че не­воз­мож­но реа­ли­зо­вать же­ла­ние.

Хо­чешь, что­бы ре­бе­нок раз­ви­вал­ся – ог­ра­ни­чи­вай его, не да­вай ему всего, что он хо­чет. Пусть сам най­дет, сам дос­та­нет. Все дет­ские иг­ры по­строе­ны на этом. Мы ка­ж­дый раз ста­вим пе­ред ним за­да­чу, что­бы он за­хо­тел достичь це­ли, но что­бы это бы­ло для не­го дос­та­точ­но слож­но, что­бы раз­ви­ва­ло ра­зум. Ра­зум яв­ля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ной, вто­ро­сте­пен­ной ча­стью по сравнению с же­ла­нием.

Твор­цом соз­да­но же­ла­ние. Ко­гда оно ста­ло ощу­щать от­сут­ст­вие на­пол­не­ния, оно устремилось на по­ис­ки это­го на­пол­не­ния. Сис­те­ма, раз­вившаяся вслед­ст­вие это­го по­ис­ка, на­зы­ва­ет­ся ра­зу­мом.

Ощу­ще­ние на­пол­не­ния достигается исключительно в же­ла­нии. Мож­но спро­сить: «А как на­сла­ж­да­ет­ся уче­ный? Он на­сла­ж­да­ет­ся в ра­зу­ме или в серд­це?» Толь­ко в серд­це. Говорится: «серд­це по­ни­ма­ет». Да­же же­ла­ние заниматься нау­ками, стремление к по­сти­же­нию ­ра­цио­наль­но­го и, казалось бы, вне­чув­ст­вен­но­го, все рав­но ощу­ща­ет­ся в серд­це. По­че­му же о нем го­во­рит­ся как об аб­ст­ракт­ном, а не как о чув­ст­вен­ном? По­то­му, что оно слиш­ком ото­рва­но от жи­вот­ных же­ла­ний, и мы ощу­ща­ем его не в потребностях организма, а в потребностях ин­тел­лекта. Но это все рав­но не ра­зум, это же­ла­ние.

Ра­зум – это ис­пол­ни­тель­ный ме­ха­низм, на­стро­енный лишь на то, что­бы дос­тичь же­лае­мо­го. На са­мом де­ле ра­зум – аб­со­лют­но мерт­вая ма­ши­на, но он все­гда дей­ст­ву­ет ра­ди же­ла­ния, и по­это­му мы его оду­хо­тво­ря­ем.

Вопрос: По поводу каббалистического языка: химик, объясняя, что это за чувство – «любовь», говорит, что в мозгу вырабатывается гормон, отвечающий за это ощущение. Он говорит об этом очень сухим языком. Почему каббала, тоже говоря об ощущениях, сухо описывает их на языке парцуфим и сфирот?

Химик утверждает, что если мне впрыснут какое-то вещество или подключат электрод в мозг, я буду чувствовать любовь или ненависть и ощущать, что нахожусь в каком-то воображаемом мире. Химия говорит о причинах человеческих ощущений, однако рассуждает о них на другом уровне, чем тот, на котором их ощущает человек.

Есть отношение к миру, присущее ученому-химику, а есть отношение к миру, свойственное обычному человеку, над которым проводится химический опыт. Однако и сам ученый-химик во время проведения опыта и до него, и после находится в том же самом мире, тех же самых действиях. То, как человек выражает мир, в котором находится, зависит от того, как он его воспринимает. И хотя он пытается относиться к опыту в объективной, научной форме, это все равно невозможно, поскольку он сам вовлечен в обычный опыт.

В чем отличие каббалы от химии, и почему наука каббала оперирует таким сухим языком? Каббала говорит не на языке ощущения, а о причинах ощущений. Если мы хотим произвести определенные действия над собой, мы переходим с уровня опыта на уровень следствий из него – на уровень ощущения. Если я этого хочу, то вызываю их в себе, копирую их, выполняю их на себе. И тогда я ощущаю и само действие, и его результат. Я поднимаюсь с уровня действия и начинаю жить ощущениями, желаниями, а не самими действиями.

Когда наука каббала говорит о каких-то действиях, это не сухие действия. От тебя зависит, внесешь ты в это действие чувство или нет. Мы читаем в книге Бааль Сулама «Учение Десяти Сфирот» о первой, второй, третьей и четвертой ступенях развития желания, о масахе, светах, решимот, и это подобно примеру с музыкантом, читающим партитуру. Когда я смотрю на ноты, на все эти точки и крючки, я не понимаю, что он с ними будет делать. А он может смотреть на них и плакать. Музыкант смотрит на ноты и чувствует эту музыку, он по одним нотам может ее пропеть. А я смотрю и ничего не ощущаю.

Все дело в понимании языка. Если ты воспринимаешь каббалистическую книгу как скучную и сухую, не говори, что каббалист написал ее в сухой форме. Это говорит лишь о твоем отношении. Каббалисты воспринимают ее совершенно иначе. Иногда я задавал своему Учителю вопрос, который казался мне весьма сухим и формальным, а он вдруг приходил от него в такое воодушевление, что, казалось, надо привязать его к стулу – не то он сейчас взлетит. Для меня это была своего рода «сухая химия», а он все воспринимал на уровне ощущения. Это совершенно разные вещи. Чувства, не направленные на самого себя, а касающиеся связи с Творцом, имеют неизмеримую силу.

 

Вопрос: Вы говорили, что встреча двух противоположных принципов, двух противоположных свойств рисует перед нами картину мира. Как может получаться, что с уровня «свойств» вдруг возникает такая конкретная картина?

 

Возможно, данный материал воспринимается как некие абстракции, но посмотрите, например, на экран телевизора. У вас ведь не возникает вопроса, как помещаются в этой коробке несколько человек, как они туда попали, что заставляет их двигаться? Мы видим, что это воображаемая, нереальная картина. Разве они присутствуют тут в действительности? Нам посылают какой-то сигнал, и мы видим кого-то на экране.

Все мы действуем и всецело находимся под управлением сил, влияющих на нас и строящих в нас картину этого мира. Тебя можно поместить, например, в запертую комнату, в некую сферу, которая изнутри будет сплошным телевизионным экраном, и проигрывать перед тобой на экране жизнь. Если ты никогда не знал ничего другого и всегда был только в этой комнате, ты будешь этим жить и считать, что не существует никакой другой жизни. И только потом ты скажешь, что тебя разыграли!

Картина этой жизни может быть построена из сил – точно так же, как на экране из различных векторов строится изображение. Что это за силы? Может быть, эта картина будет построена из отношений между нами, а может быть, по какой-то другой формуле. В зависимости от этого, она может меняться во всех измерениях. Это определяет различие между ступенями в мирах, которые мы проходим.

Точнее это пока невозможно объяснить, попробуйте сами пофантазировать, ищите свое собственное понимание. Главное, поймите, что миры – это весьма относительное понятие. Они не существуют сами по себе. Миры существуют лишь внутри человека, как некое установление отношений между человеком и Творцом, действительное на настоящий момент, в данное время.

Мир – это не нечто независимо существующее, а мера моей связи с Творцом, предстающая предо мной в таком виде. Сейчас я вижу в мире множество людей, семь миллиардов, вокруг меня все время кто-то вертится, определенным образом действует по отношению ко мне. Я говорю: нет, это все Творец, который так нарисовал предо мной реальность, и эта реальность в таком виде воздействует на меня. На самом деле, здесь нет никаких семи миллиардов, и нет этого мира, и ничего нет: это мое отношение к Творцу выражается в такой форме.

 

Если мое отношение к Творцу изменится, то изменится и эта форма. Вместо всего этого многообразия я начну ощущать одну силу и исходящее от нее ко мне неизменное отношение. Уйдет ощущение того, что один меня сейчас любит, другой надо мной смеется, один желает мне добра, другой зла, и я сам тоже по-разному отношусь к людям. Я объединю их в своем отношении, а они объединятся в отношении ко мне.

Картина строится из наложения различных векторов, и мы можем построить ее так, а можем и иначе, словно кадр на экране телевизора.

В экономике принято строить диаграммы. Допустим, я хочу сейчас увидеть наше состояние в мире в форме графика, представляющего зависимость от какого-то показателя. Увидеть распределение среди всего человечества, между странами, как идет это распределение по конкретным продуктам и пр. Таким образом, относительно одного и того же состояния ты получаешь совершенно разные картины, каждый раз выбирая разный вектор, относительно которого ты измеряешь нечто существующее в мире.

Так и наша картина мира является следствием нашего отношения к Творцу. Если наше отношение к Нему изменяется, меняется и мир. Это называется подняться от мира Асия к мирам Ецира, Брия, Ацилут.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.