Здавалка
Главная | Обратная связь

Абстрактные названия



Мно­гие оши­боч­но по­ла­га­ют, что все на­зва­ния и по­ня­тия, ис­поль­зуе­мые в нау­ке каб­ба­ла, от­но­сят­ся к раз­ря­ду аб­ст­ракт­ных: то есть, эти названия просто приписываются определенным объ­ек­там, как это про­ис­хо­дит в лю­бой нау­ке – фи­зи­ке, хи­мии, биологии – где лю­бой ви­ди­мый объ­ект, дей­ст­вие или си­ла по­лу­ча­ют на­зва­ние, по­сколь­ку лю­ди так ус­ло­ви­лись.

Это оши­боч­ное пред­став­ле­ние воз­ник­ло по­то­му, что каб­ба­­ла изу­ча­ет на­хо­дящийся вне вре­ме­ни и про­стран­ст­ва Выс­ший мир, уз­реть который дано лишь ов­ла­дев­ше­му каб­ба­ли­сти­че­ской ме­то­ди­кой. По­сколь­ку лишь не­мно­гие ос­ваи­ва­ют эту нау­ку и по­сти­га­ют Выс­ший мир (то есть ощу­ща­ют объ­ект, а не просто на­зы­ва­ют его определенным образом, по­то­му что их это­му нау­чи­ли), бы­ту­ет мне­ние, что все, от­но­ся­щее­ся к Выс­шим ми­рам, яв­ля­ет­ся аб­ст­ракт­ны­ми ка­те­го­рия­ми, аб­со­лют­но ото­рван­ны­ми от дей­ст­ви­тель­но­сти.

На са­мом де­ле все как раз на­обо­рот. Каб­ба­ла не опи­сы­ва­ет ни­че­го, что не от­ра­жа­ло бы ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность, по­сти­гае­мую каб­ба­ли­ста­ми. От­ку­да они во­об­ще бе­рут то, что опи­сы­ва­ют? Имен­но из ре­аль­но­го по­сти­же­ния этой дей­ст­ви­тель­но­сти.

Не­пре­лож­ный за­кон всех уче­ных-каб­ба­ли­стов гла­сит: «Толь­ко дей­ст­ви­тель­ное по­сти­же­ние опи­сы­вай и толь­ко ему да­вай на­зва­ние. То, что не по­стиг­ну­то, нель­зя на­звать по име­ни и оп­ре­де­лить сло­ва­ми» (Бааль Сулам, статья «Суть науки каббала»).

 

"Каббалистическое постижение сути вещей"

05_Видеофрагмент

05_Аудиофрагмент

 

Сна­ча­ла мы по­сти­га­ем объ­ект: ощу­ща­ем его в сво­ем же­ла­нии, по­то­му что же­ла­ние яв­ля­ет­ся на­шей су­тью. Кро­ме то­го, мы на­чи­на­ем из­ме­рять свое же­ла­ние, своекли. Мы из­ме­ря­ем его на­пол­не­ние по ко­ли­че­ст­ву и по ка­че­ст­ву, по глу­би­не, по яр­ко­сти, по всем свой­ст­вам, и из по­сти­же­ния это­го кли да­ем на­зва­ние пред­ме­ту.

Мы изу­ча­ем объект на основе ге­мат­рии. Любая частичка творения имеет одну конструкцию, один скелет: (י– ה– ו – ה(«юд-кей-вав-кей»или ну­ле­вая (точ­ка бу­к­вы юд), пер­вая, вто­рая, тре­тья и чет­вер­тая сту­пе­ни раз­ви­тия кли. За­тем, ко­гда кли пол­но­стью раз­ви­то, оно на­пол­ня­ет­ся све­том. И мы из­ме­ря­ем на­пол­не­ние в ка­ж­дой из этих час­тей:

· точ­ка бу­к­вы юд – это ке­тэр, ну­ле­вая ста­дия,

· юд – это хох­ма, пер­вая ста­дия,

· кей би­на, вто­рая ста­дия,

· вавзэир ан­пин (З”А), тре­тья ста­дия,

· кей – это мал­хут, чет­вер­тая ста­дия.

 

Рисунок 3.1.1.

 

Лю­бое кли долж­но со­сто­ять из всех пя­ти час­тей. Ну­ле­вая часть, точ­ка выступает по отношению ко всему кли как представитель Творца, мал­хут – это по­лу­чаю­щая часть, а остальные три час­ти (хох­ма, би­на, ЗА) – это по­сред­ни­ки, про­ме­жу­точ­ные свой­ст­ва ме­ж­ду Твор­цом и тво­ре­ни­ем.

Свет, ко­то­рый пе­ре­да­ет­ся от Твор­ца к тво­ре­нию, вклю­чая и об­рат­ный свет, идущий от тво­ре­ния к Твор­цу, яв­ляет­ся на­пол­не­ни­ем кли. На­пол­не­ние кли плюс его же­ст­кая кон­ст­рук­ция «юд-кей-вав-кей», аб­со­лют­но оди­на­ко­вая у всех нас, и да­ют имя объ­ек­ту.

 

Рисунок 3.1.2.

 

Суть лю­бо­го объ­ек­та оп­ре­де­ля­ет­ся све­том, ко­то­рый он в се­бе в ка­ж­дый конкретный мо­мент мо­жет про­явить, ак­ку­му­ли­ро­вать, осоз­нать, ощу­тить. Это и есть его имя. Сна­ча­ла каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют сво­им кли, сво­им же­ла­ни­ем, ске­ле­том юд-кей-вав-кей ка­кое-то ду­хов­ное со­стоя­ние, ощу­ща­ют его в се­бе, осоз­на­ют в се­бе это на­пол­не­ние, из­ме­ря­ют его и да­ют на­зва­ния всем объ­ек­там и дей­ст­ви­ям в ду­хов­ном ми­ре.

Отсюда принцип: «толь­ко то, что по­сти­га­ем, мо­жем оп­ре­де­лить сло­ва­ми и дать это­му имя» (РАБАШ, «Шамати», статья №3). Ина­че от­ку­да взяться имени? Ес­ли ты не по­сти­га­ешь, зна­чит, этого для те­бя не су­ще­ст­ву­ет. Мы не мо­жем ви­деть или чув­ст­во­вать то­, че­го не ви­дим или не чув­ст­ву­ем. По­это­му в каб­ба­­ле не мо­жет быть аб­ст­ракт­ных объ­ек­тов, по­ня­тий, оп­ре­де­ле­ний: все они яв­ля­ют­ся след­ст­ви­ем по­сти­же­ния, при­чем каб­ба­лист все­гда ука­зы­ва­ет, на ка­кой глу­би­не он по­сти­га­ет то или иное ду­хов­ное свой­ст­во, объ­ект, со­стоя­ние.

Восприятие мира ребенком существенно отличается от постижений, знаний о нем взрослого человека. Так же и на ка­ж­дой духовной сту­пе­ни: мож­но на нее взой­ти и быть ре­бен­ком, а мож­но на ней же пребывать уже взрос­лым че­ло­ве­ком. Про­ход на сле­дую­щую сту­пень воз­мо­жен лишь то­гда, ко­гда ты по­сти­га­ешь данную сту­пень с аб­со­лют­ной пол­но­той, и она ста­но­вит­ся для те­бя предпосылкой ро­ж­де­ния на сле­дую­щей сту­пе­ни. Ты по­сти­га­ешь ее на­столь­ко, что по­­н­и­­маешь, ка­ким об­ра­зом из нее за­ро­ж­да­ет­ся сле­дую­щее твое со­стоя­ние. Это и на­зы­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ной при­чин­но-след­ст­вен­ной связью. Сле­дую­щее со­стоя­ние пол­но­стью обу­словлено пре­ды­ду­щим, вы­те­ка­ет из пре­ды­ду­ще­го, по­ро­ж­да­ет­ся им по за­ко­ну от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния.

Каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют каждую сту­пень аб­со­лют­но – без это­го они не мо­гут под­нять­ся на сле­дую­щую. По­это­му в ка­ж­дом со­стоя­нии совершается ду­хов­ное по­сти­же­ние до пол­ной глу­би­ны – в ра­зу­ме и чув­ст­вах, слитых воедино. Это и есть то един­ст­вен­ное, что мы на­зы­ва­ем по­сти­же­ни­ем.

 

 

3.2. Ре­аль­ность, за­клю­чен­ная в нау­ке каб­ба­­ла

В ма­те­ри­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, пред­стаю­щей в на­ших ощу­ще­ни­ях, также су­ще­ст­ву­ют ре­аль­ные явления, суть ко­то­рых нам не да­но по­стичь да­же в во­об­ра­же­нии. Та­кие яв­ле­ния, на­при­мер, как элек­три­че­ст­во и маг­не­тизм. Су­ще­ст­ву­ет мно­жество сил, о существовании ко­то­рых мы до­га­ды­ва­ем­ся, ко­то­рые мы от­час­ти улав­ли­ва­ем, от­час­ти мо­жем с ни­ми взаи­мо­дей­ст­во­вать, управ­лять ими, при­спо­саб­ли­вать для се­бя. Но во­круг нас есть и си­лы, ко­то­рых мы еще не ощу­ща­ем. Ко­гда мы их ощу­тим – не­из­вест­но, нам даже кажется, что, мо­жет быть, и ни­ко­гда.

Эти си­лы вро­де бы ре­аль­ны, ведь мы поль­зу­ем­ся ими. До­пус­тим, элек­три­че­ст­во: кто его ви­дит? Мы ощу­ща­ем на се­бе толь­ко ре­зуль­тат его про­яв­ле­ния. Са­мо­го элек­три­че­ст­ва я не чув­ст­вую, не ощу­щаю, не обо­няю, не мо­гу по­про­бо­вать на вкус. Я мо­гу толь­ко обнаружить его с по­мо­щью при­бо­ров или ощу­тить на се­бе элек­три­че­ский удар, я ощу­щаю толь­ко про­яв­ле­ние маг­нит­ной си­лы или ра­диа­ции и так далее. Чем си­лы мощнее, тем они ме­нее за­мет­ны, тем в большей степени они ус­коль­за­ют от нас. Од­на­ко мы вос­при­ни­ма­ем их по их воз­дей­ст­вию – иногда и не­га­тив­но­му.

Однако кто ска­жет, что они не ре­аль­ны? Зна­ния об их про­яв­ле­ни­ях нас аб­со­лют­но удов­ле­тво­ря­ют, и нам со­вер­шен­но не важ­но, что мы не име­ем ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния об их су­ти. Их на­зва­ния так ре­аль­ны и близ­ки нам, буд­то мы дей­ст­ви­тель­но их ощу­ща­ем – на­столь­ко, что да­же ма­лень­ким де­тям слово «элек­три­че­ст­во» зна­ко­мо так же хо­ро­шо, как слова «хлеб» и «са­хар».

Мы жи­вем сре­ди этих сил, ощу­щая лишь их след­ст­вия, в ос­нов­ном по­ло­жи­тель­ные – те, ко­то­рые же­ла­ем для се­бя рас­крыть. Мы ни­ко­гда не по­сти­га­ем сам пред­мет, а толь­ко его воз­дей­ст­вие на нас, толь­ко взаи­мо­дей­ст­вие с нашими ор­га­на­ми чувств. Я не мо­гу ска­зать, ка­кой вид име­ет этот ста­кан на са­мом де­ле, су­ще­ст­ву­ет ли он на са­мом де­ле. В действительности он мо­жет быть чем-то совершенно не­во­об­ра­зи­мым, хотя мо­им ор­га­нам чувств он пред­став­ля­ет­ся привычным об­ра­зом. Я со­вер­шен­но не мо­гу знать, ка­ко­ва на са­мом де­ле его суть.

Во­прос есть, но от­ве­та на не­го нет, по­то­му что без ука­за­ния субъ­ек­та, ощу­щающего тот или иной предмет, бес­смыс­лен­но го­во­рить, что этот предмет собой представляет. Нуж­но знать, кто его воспринимает и ка­ким об­ра­зом он его оп­ре­де­ля­ет.

Итак, о лю­бо­м объ­ек­те, свой­ст­ве, мыс­ли, дей­ст­вии – ма­те­ри­аль­но­м или ду­хов­но­м – мы мо­жем го­во­рить толь­ко в связи с по­сти­гаю­щим, а вне по­сти­гаю­ще­го никаких объектов не су­ще­ст­ву­ет. Су­ще­ст­ву­ет толь­ко си­ла, на­зы­вае­мая Твор­цом. По­че­му она су­ще­ст­ву­ет? Она су­ще­ст­ву­ет, по­то­му что оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом про­яв­ля­ет­ся в мо­их ощу­ще­ни­ях. А ес­ли не про­яв­ля­ет­ся? Ес­ли не про­яв­ля­ет­ся, то и не су­ще­ст­ву­ет.

Итак, все наши суждения исходят из одного за­ко­на: «Для нас существует лишь то, что мы по­сти­га­ем. Только это мы мо­жем име­новать и определить по свойствам, при­чем толь­ко от­но­си­тель­но се­бя» (Барух Ашлаг, «Шамати», статья 3). Этот закон на­до очень чет­ко уяс­нить и при­вык­нуть к не­му, по­то­му что его несоблюдение ввергает че­ло­ве­ка во все­воз­мож­ные ил­лю­зии. Мы можем говорить толь­ко о том, что мы по­сти­га­ем на­уч­ным ме­то­дом в на­шем или в ду­хов­ном ми­ре. Толь­ко на это мы мо­жем опи­рать­ся, толь­ко это­го долж­ны при­дер­жи­вать­ся. Все ос­таль­ное нуж­но вы­чер­ки­вать – это­го не су­ще­ст­ву­ет.

Так же мы от­но­сим­ся к все­воз­мож­ным верованиям и к их на­став­ле­ни­ям. С этой точ­ки зре­ния, мы – аб­со­лют­ные ма­те­риа­ли­сты, объ­ек­ти­ви­сты (или же, по сравнению с наукой, субъ­ек­тив­исты). Для нас существует толь­ко то, что мы по­сти­га­ем. По­это­му и в ду­хов­ном плане мы стре­мим­ся исключительно к ду­хов­но­му по­сти­же­нию. По­сти­же­ние яв­ля­ет­ся по­след­ней, наи­выс­шей сту­пе­нью по­зна­ния, ко­гда ты по­зна­ешь не толь­ко сам объ­ект, но и то, от­ку­да и по­че­му он про­изо­шел, для че­го он су­ще­ст­ву­ет и в ка­кую фор­му об­ра­тит­ся в бу­ду­щем, то есть абсолютно все, что мож­но от­но­си­тель­но не­го оп­ре­де­лить.

Однако как не да­но нам по­стичь суть Выс­шей управ­ляю­щей си­лы, точ­но так же нам не да­но по­стичь и суть соз­дан­ных ею тво­ре­ний. Ма­те­ри­аль­ные ве­щи, ко­то­рые мы мо­жем по­щу­пать ру­ка­ми (это са­мое простое из дос­туп­ных нам ис­сле­до­ва­ний), мы по­сти­га­ем лишь на основании впе­чат­ле­ни­я, которое получаем в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия на­ших ор­га­нов чувств с этими вещами. И это нас полностью удов­ле­тво­ряет, не­смот­ря на то, что у нас нет ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о са­мой их су­ти.

Нам дос­та­точ­но ощу­щать не­кий объ­ект и скла­ды­вать свои пред­став­ле­ния о нем по на­шим ощу­ще­ни­ям, не по­сти­гая его су­ти. Это­го нам хва­та­ет, хо­тя мы и по­ни­ма­ем, что по­сти­га­ем не сам объ­ект, а толь­ко его влия­ние на на­ши ор­га­ны чувств, или, точ­нее, ре­ак­цию на­ших ор­га­нов чувств на этот объект. Так ­же нам не да­но по­стичь и су­ти са­мих се­бя: все, что нам из­вест­но о се­бе, – лишь ре­зуль­тат дей­ст­вий, ис­хо­дя­щих из на­шей су­ти.

В действительности нет ничего, кроме Творца, Высшей силы. По­это­му сказано: «нет ни­ко­го, кро­ме Не­го» (Дварим 4:35). Мы же в на­ших ощу­ще­ни­ях по­сти­га­ем лишь то, что в них про­яв­ля­ет­ся от су­ти Твор­ца. Такое по­сти­же­ние проявления су­ти Твор­ца и есть для нас по­сти­же­ни­е са­мих себя и, яко­бы, су­ще­ст­вую­ще­го вокруг нас ми­ра. За­тем мы по­сти­га­ем, что не су­ще­ст­ву­ет ни ми­ра, ни нас са­мих в сегодняшней форме, есть лишь состояние, воз­мож­ность ска­зать, что мы это по­сти­га­ем.

По­это­му, все на­зва­ния и тер­ми­ны, встре­чаю­щие­ся в каб­ба­ли­сти­че­ских кни­гах, ре­аль­ны, не­смот­ря на то, что мы не по­сти­га­ем их су­ти. Изу­чаю­щие их испытывают пол­ное удов­ле­тво­ре­ние от за­вер­шен­но­го зна­ния. Правда, это все­го лишь по­сти­же­ние проявлений, возникших в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия Выс­шей управ­ляю­щей си­лы с по­сти­гаю­щим ее че­ло­ве­ком. Од­на­ко, это­го зна­ния нам вполне дос­та­точ­но, у нас не воз­ни­ка­ет ощу­ще­ния не­пол­но­цен­но­го зна­ния. Так же, как не воз­ни­ка­ет у нас по­треб­но­сти в шес­том паль­це на ру­ке, по­сколь­ку нам впол­не дос­та­точ­но пя­ти.

Мы та­ки­ми соз­да­ны. Мо­жем ли мы пред­ста­вить се­бя су­ще­ст­вую­щи­ми в дру­гом ви­де, как буд­то у нас дей­ст­ви­тель­но шесть паль­цев? Что мы мог­ли бы най­ти, оп­ре­де­лить и ощу­тить, имея шестой палец? Это­го мы не зна­ем. У нас нет желания, направленного на это. На­ше же­ла­ние подстать на­шим пя­ти ор­га­нам чувств, не более того. Оно мо­жет повес­ти нас вглубь только тогда, ко­гда эти пять ор­га­нов чувств пре­об­ра­зу­ют­ся в пять сфи­рот и да­лее – до пя­ти наи­выс­ших час­тей пря­мо­го све­та.

 

 

Рисунок 3.2.1.

3.3. Вопросы и ответы

Во­прос: По­че­му нам дос­та­точ­но по­сти­же­ния всех пред­ва­ри­тель­ных свойств, со­став­ляю­щих пол­ное зна­ние, кро­ме су­ти, а суть нам не нуж­на?

 

Во­прос о су­ти, на са­мом де­ле, в нас тоже есть. Но для то­го, что­бы воз­ник­ла по­треб­ность ответить на него, чтобы мы ощутили, что нам недостает са­мой су­ти, нужно сперва постичь все со­став­ляю­щие са­мой по­след­ней сту­пени.

Су­тью яв­ля­ет­ся сам Тво­рец. Написано: «по Тво­им дей­ст­виям, обращенным на меня, я познаю Те­бя, постигну Твою мысль» (Шир hа-Ихуд). Говоря «Те­бя», я имею в виду, что я по­сти­гаю Его, са­му суть. Ес­ли я со­вер­шаю над собой все дей­ст­вия, ко­то­рые со­вер­ша­ет надо мной Тво­рец, если я де­лаю все, что де­ла­ет Он, то, изучая эти дей­ст­вия, я на­чи­наю по­ни­мать Его мыс­ли, Его за­мы­сел от­но­си­тель­но меня. Но все рав­но эта мысль, это зна­ние, этот за­мы­сел существует от­но­си­тель­но ме­ня. Он ну­жен для то­го, что­бы соз­дать ме­ня и совершить на­до мной все ме­та­мор­фо­зы, ко­то­рые я про­хо­жу. То, что не от­но­сит­ся к за­мыс­лу Твор­ца от­но­си­тель­но ме­ня, то, что на­хо­дит­ся вы­ше это­го, я не по­сти­гаю. По край­ней ме­ре, так утверждают каб­ба­ли­сты.

Хо­тя, с дру­гой сто­ро­ны, они го­во­рят о су­ще­ст­во­ва­нии ка­кой-то дру­гой реаль­но­сти и по­сле окончательного исправления, то есть по­сле пол­но­го по­сти­же­ния на се­бе всех дей­ст­вий Твор­ца. Пол­но­стью ис­пра­вив се­бя, я аб­со­лют­но упо­доб­ля­юсь во всех дей­ст­ви­ях Твор­цу, то есть пол­но­стью ко­пи­рую Его дей­ст­вия, пе­ре­ни­мая та­ким об­ра­зом Его за­мы­сел, Его мысль – все, что мож­но на­звать Твор­цом относи­тель­но тво­ре­ния – и ста­нов­люсь в этом рав­ным Ему. Каб­ба­ли­сты говорят, что за этим су­ще­ст­ву­ет сле­дую­щая ре­аль­ность.

Какова эта ре­аль­ность, они нам не го­во­рят, по­то­му что там су­ще­ст­ву­ют со­вер­шен­но дру­гие ке­лим (воз­мож­но­сти, свой­ст­ва, ощу­ще­ния), на­хо­дящие­ся вы­ше точ­ки на­ше­го соз­на­ния. Что мы там по­сти­га­ем и ка­ким об­ра­зом – не­из­вест­но, нам это не опи­сы­ва­ет­ся. На­ша цель – упо­до­бить­ся Твор­цу. Ка­ким об­ра­зом это сде­лать, объясняется в нау­ке каб­ба­­ла. О даль­ней­шем ни­че­го не го­во­рит­ся. Го­во­рит­ся лишь, что про­цесс бес­ко­не­чен, то есть ка­ж­дое со­стоя­ние мгно­вен­но сме­ня­ет­ся бо­лее со­вер­шен­ным.

 

Во­прос: Мы го­во­рим, что Выс­ший мир от нас скрыт. По­че­му он на­зы­ва­ет­ся «Выс­шим»?

 

Нас ок­ру­жа­ет не­что. Это ок­ру­же­ние на­зы­ва­ет­ся Тво­рцом, и кро­ме Не­го ни­че­го нет. Мы ощу­ща­ем Твор­ца. Кто та­кие «мы»? Един­ст­вен­ное, что соз­да­но Им, – же­ла­ние по­лу­чить, на­сла­дить­ся, на­пол­нить­ся.

Мы ощу­ща­ем Твор­ца в за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко на­ше же­ла­ние по­доб­но Ему по свой­ст­вам от­да­чи. В за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко на­ше же­ла­ние по­лу­чить про­ти­во­по­лож­но Его свой­ст­ву от­да­чи, мы ощу­ща­ем сокры­тие. Это и есть на­ша ре­аль­ность. Сокры­тие мо­жет быть та­ким, что мы его да­же не ощу­ща­ем, – так на­зы­вае­мое «двой­ное сокры­тие», сокры­тие сокры­тия.

В прин­ци­пе, и в на­шем ми­ре мы по­сти­га­ем не­что, из­ме­няя свои свой­ст­ва. На­ше по­сти­же­ние за­ви­сит от ощу­ще­ний в пя­ти ор­га­нах чувств и от ра­зу­ма, способного объ­яс­нить то, что мы ощу­ща­ем. Ра­зум со­би­ра­ет все­воз­мож­ные впе­чат­ле­ния, за­по­ми­на­ет их и вы­да­ет нам об­ра­зы, стан­дар­ты, что­бы мы впо­след­ст­вии рас­по­зна­ва­ли по­доб­ное то­му, что ко­гда-то ощу­ща­ли. Та­к мы уст­рое­ны, и ис­хо­дя из это­го мы ис­сле­ду­ем, кто мы и где мы.

Все, что мы по­сти­га­ем в дан­ный мо­мент, на­зы­ва­ет­ся «этот мир». Все, что мы смо­жем по­стичь в сле­дую­щий мо­мент, на­зы­ва­ет­ся «бу­ду­щий мир». Таково са­мое про­стое оп­ре­де­ле­ние это­го и бу­ду­ще­го ми­ров. Ес­ли я воо­ру­жусь те­ле­ско­па­ми, мик­ро­ско­па­ми, ком­пь­ю­те­ра­ми, боль­шим зна­ни­ем, по­ни­ма­ни­ем, я смо­гу ощу­тить во­круг се­бя ­мно­го боль­ше, и это бу­дет означать, что я ощу­щаю сле­дую­щий мир, раз­дви­гаю гра­ни­цы по­зна­ния вне се­бя.

 

Во­прос: Чем же от­ли­ча­ет­ся ма­те­ри­аль­но­е по­зна­ние от ду­хов­но­го?

 

Тем, что рас­ши­рять ма­те­ри­аль­ное по­зна­ние мы мо­жем, не ме­няя свой­ст­ва сво­ей ис­кон­ной ма­те­рии – эго­из­ма. Мы изобретаем все­воз­мож­ные при­бо­ры и ин­ст­ру­мен­ты, рас­ши­ряю­щие диа­па­зон восприятия ок­ру­жаю­ще­го нас, и получаем больше возможностей про­счи­ты­вать то, что ощу­ща­ем, не ме­няя при этом сво­его изна­чаль­но­го свой­ст­ва.

Сам человек ос­та­ет­ся тем же, он толь­ко снаб­жа­ет до­пол­ни­тель­ны­ми, все бо­лее тон­ки­ми «на­сад­ка­ми» свои пять ор­га­нов чувств и до­пол­ни­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми свой мозг, что в ито­ге по­зво­ля­ет ему ощу­щать и по­ни­мать боль­шее про­стран­ст­во во­круг не­го. Однако ни­ко­гда по­доб­ное расширение ощу­ще­ния на­ше­го ми­ра не по­мо­жет ему про­ник­нуть за его пре­де­лы, за тот барь­ер, где вла­ст­ву­ет при­ро­да, об­рат­ная на­шей.

В на­шем ми­ре мы по­зна­ем объ­ек­ты посредством упо­доб­ле­ния им: для то­го, что­бы ощу­тить бо­лее тон­кие виб­ра­ции, я дол­жен соз­дать у се­бя бо­лее тон­кий ор­ган их вос­при­ятия. При­чем этот ор­ган вос­при­ятия дол­жен про­из­во­дить виб­ра­ции того же свойства, что и те, ко­то­рые я хо­чу уло­вить. При по­до­бии мое­го эгои­сти­че­ско­го сен­со­ра че­му-то внеш­не­му я улав­ли­ваю это внеш­нее воз­дей­ст­вие. Однако все это на­хо­дит­ся в пре­де­лах мое­го эгои­сти­че­ско­го сен­со­ра, мо­их пя­ти ор­га­нов чувств.

Во­круг ме­ня су­ще­ст­ву­ет сфе­ра, об­ла­дающая про­ти­во­по­лож­ным мне свой­ст­вом – аль­труи­сти­че­ским. Что­бы уло­вить ее, я дол­жен пе­ре­стро­ить се­бя, стать ей по­доб­ным. Пе­ре­строй­ка ес­те­ст­вен­но­го, эгои­сти­че­ско­го вос­при­ятия мира (на­пол­не­ние ради се­бя) на вос­при­ятие в намерении от­да­чи, в со­кра­ще­нии сво­его эго­из­ма на­зы­ва­ет­ся пе­ре­хо­дом мах­со­ма.

Это очень слож­ный фа­зо­вый пе­ре­ход, че­ло­век не в со­стоя­нии про­де­лать это сам над со­бой. Толь­ко Выс­ший свет, Выс­шая си­ла мо­жет дать нам эту энер­гию фа­зо­во­го пе­ре­хо­да, пе­ре­ско­ка от эго­из­ма в аль­тру­изм, от вос­при­ятия в се­бе в вос­при­ятие вне се­бя. Это со­всем дру­гая при­ро­да; мы ее не по­ни­ма­ем, не ощу­ща­ем до тех пор, по­ка у нас не об­ра­зу­ет­ся соответствующий ор­ган чувств.

До это­го ни­ка­кие рас­ска­зы и ни­ка­кие объ­яс­не­ния не по­мо­гут. Мы мо­жем се­бе пред­став­лять что угод­но: все рав­но все на­ши пред­став­ле­ния ог­ра­ни­че­ны на­шим же эго­из­мом, ко­то­рый не мо­жет вос­про­из­ве­сти ни­ка­ко­го аль­труи­сти­че­ско­го свой­ст­ва, объ­ек­та, дей­ст­вия, мыс­ли.

До­пус­тим, су­ще­ст­ву­ют лю­ди, ко­то­рые пе­ре­шли этот мах­сом, фа­зо­вый ска­чок, и на­ча­ли ощу­щать Выс­ший мир. Ес­ли они все ощу­ща­ют в про­ти­во­по­лож­ном нам ор­га­не вос­при­ятия, как же мы мо­жем их по­нять, о чем они мо­гут нам рас­ска­зать? Это не про­сто «Али­са в за­зер­ка­лье», это мир, по­стро­енный не на зер­каль­ном ото­бра­же­нии, а на со­вер­шен­но иных, чем на­ши, прин­ци­пах.

Тяжело пред­став­ить, как мож­но объ­яс­нить за­ко­ны при­тя­же­ния за­ко­на­ми от­тал­ки­ва­ния, а за­ко­ны по­гло­ще­ния – за­ко­на­ми вы­де­ле­ния. Все иное: прин­цип мыс­ли, ра­бо­та, прин­цип взаи­мо­от­но­ше­ний, дей­ст­вий, свой­ст­в. При­чи­на, дей­ст­вие и след­ст­вие это­го дей­ст­вия со­вер­шен­но иные, по­сколь­ку це­ли являются иными.

 

Тест к уроку № 3

 

1. Какими данными оперирует наука каббала?

Выберите один ответ:

a. каббала оперирует абстрактными (оторванными от действительности) данными.

b. каббала оперирует данными, которые реально постигли (ощутили) каббалисты;

c. каббала оперирует непроверяемыми данными;

d. каббала оперирует данными в разуме, в отрыве от ощущений;

 

2. Когда дается имя объекту в науке каббала?

Выберите один ответ:

a. когда объект четко ощущается в кли каббалиста и четко измерены параметры наполнения;

b. когда об объекте приобретено максимальное знание, но он еще не ощущается;

c. когда объект ощущается, но не измерен;

d. имя объекту дается в зависимости от возможности его использования.

 

3. Что человек ощущает?

Выберите один ответ:

a. воздействие сил;

b. реакцию органов ощущения на воздействие сил;

c. суть сил;

d. суть самого себя.

 

4. Постигается ли суть какого-либо объекта?

Выберите один ответ:

a. суть не постигается.

b. постигается суть себя;

c. постигается суть сил;

d. постигается суть Творца;

 

5. Кли состоит?

Выберите один ответ:

a. количество частей зависит от времени.

b. из 5 частей;

c. из 3 частей;

d. из 4 частей;

Урок № 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.