Здавалка
Главная | Обратная связь

Что значит «познание»



Поскольку каббала исследует характеристики мироздания, выходящие за рамки человеческого воображения и являющиеся корневыми даже для таких базисных категорий нашего мира, как пространство, время, движение, то сложилось мнение, что терминология ученых-каббалистов состоит из абстрактных обозначений. Действительное положение в изучаемой нами науке не соответствует этому мнению.

Будучи не только и не столько инструментом исследования, сколько практическим методом, каббала использует имена, названия и термины лишь при условии их реального соответствия объектам и явлениям, которые они обозначают. Существует железное правило исследователя-каббалиста: «То, что не постигнуто, не обозначается ни именем, ни словом» (Барух Ашлаг, «Шамати», статья 3) . Сам термин постижение происходит из понятия, приведенного в одном из каббалистических текстов: «когда достигнет рука твоя…». Необходимый уровень познания, которое можно назвать постижением, соответствует чувственному ощущению, приравненному к тактильным реакциям тела. Уровни познания, не соответствующие данному определению, обозначаются в каббале как понимание, изучение и пр.

Проблема постижения также подразумевает вопрос о глубине постижения: что именно в исследуемом явлении, мире, объекте доступно постижению, и какие уровни его существования в любом случае останутся за рамками исследования.

Из наиболее очевидных примеров контакта человека с окружающим миром нам становится ясно, что глубина постижения ограничивается рамками потребностей постигающего. Существуют реальные, ежедневно используемые человеком силы и явления (такие как физические поля, волны и пр.), сути которых человек так и не постиг, но, исследуя и используя их свойства и воздействия, он дал им названия, не заботясь о том, что суть их ему неизвестна. Имена даются по ощущаемым проявлениям данного объекта, по их воздействию на человека. Слова эти входят в обиход и вызывают у каждого ассоциации с суммой тех проявлений объекта (пусть даже ограниченной), которые знакомы человеку лично или понаслышке. Эта сумма ассоциаций и создает в человеке ощущение предметности того или иного объекта или явления.

Их реальность определяется реальностью суммы воздействий данного объекта на ощущения исследователя. Это верно как в отношении первопричины и ее исследуемых проявлений, так и в отношении объектов и тел нашего мира, воздействующих на наши органы чувств. Познание их также ограничивается знакомством с их воздействием на нас, и сумма реакций наших сенсоров на это воздействие создает в нашем представлении достаточный образ объекта, несмотря на отсутствие знания о его внутренней сути. То же справедливо и в отношении самопознания человека. Все, что человек знает о себе, есть внешние проявления внутренней сути, с каковой он не знаком.

Процесс изучения основ любой науки начинается с изучения терминологии. Этот принцип справедлив и в отношении исследователей миров, парцуфим и сфирот, для которых испытываемое воздействие первопричины, называемое в каббале свет, на каждом из уровней ее проявления является полным и достаточным основанием для наименования этого уровня.

Поэтому одно из правил в каббале гласит: «Все, поддающееся оценке и исходящее из первопричины, проявляясь на различных уровнях природы, полностью удовлетворяет потребности постигающего». Таким образом, у человека никогда не возникает необходимости в том, что не заложено в природе мироздания, которое, в общем, является проявлением первопричины.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.