Здавалка
Главная | Обратная связь

область двухфазных DP -сталей: 2 - область Трип – сталей



Рисунок 3.6 - Влияние температуры и длительности изотермической (второй) выдержки холоднокатаных полос во время их отжига на объемную долю метастабильного остаточного аустенита в микроструктуре Трип - стали и равномерное удлинение ее стандартных образцов.

Таким образом, основные свойства холоднокатаных полос, химический состав которых и режим их горячей прокатки соответствует технологии производства автомобильной Трип - стали, формируются в проходных печах непрерывных термических линий и, главным образом, во время второй изотермической выдержки. Температура и время бейнитной выдержки представляются исключительно важными для создания того количества аустенита, насыщенного углеродом, которое, в силу стабилизации гранецентрированной кристаллической решетки, оказалось бы остаточным до встречи с прессами автомобильных предприятий. Недостаточное время выдержки не приведет к образованию необходимого количества бейнита; возможно образование перлита; обогащение аустенита углеродом будет заторможено. Неоправданно длительная выдержка может привести к развитию процесса образования карбидов, возникновению условий отжига, благоприятных для вывода углерода из аустенита, что нарушит процесс его стабилизации. Сталь лишится Трип - эффекта.

Основным и решающим сегментом технологического процесса производства Трип - стали, как это следует из изложенного выше, является термическая обработка холоднокатаных полос, полученных по практически обычным технологическим процессам от выплавки автомобильной стали до свертывания горячекатаных полос в рулоны. Типичный режим рекристаллизационного отжига холоднокатаных полос на непрерывном термическом агрегате в условиях производства тонких стальных полос интерпретирован на рисунке 3.7.

Оптимальная температура отжига может находиться в интервале 800 - 850°С. При этом получено высокое равномерное удлинение ~ 25%. Длительность отжига может достигать 120 с и более (большие выдержки дают более стабильные результаты отжига).

Рисунок 3.7 - Цикл непрерывного отжига холоднокатаной полосы из

Трип – стали

Получение стабильных свойств стали имеет место при охлаждении полос от температуры отжига до температуры изотермической выдержки со скоростью 45°С/с. Высокая скорость охлаждения между двумя стадиями отжига нужна, чтобы избежать образования «нового» феррита или перлита. Первоначальная скорость охлаждения полосы от температуры межкритического отжига (когда температура еще превышает Аr1) может быть ниже, чтобы достичь большего насыщения аустенита углеродом, - в пределах 5 - 10°С/с.

Механические свойства чувствительны к температуре начала изотермической выдержки. Оптимальной температурой бейнитного превращения может быть 445 - 460°С. При температуре начала изотермического превращения выше 470°С свойства ухудшаются, хотя содержание остаточного аустенита остается на уровне, что и в металле с хорошими свойствами. Объясняется это меньшей стабильностью остаточного аустенита в металле после относительно высокой температуры изотермической выдержки, что обусловлено менее глубоким бейнитным превращением.

Характер и степень влияния температуры начала изотермической выдержки на механические свойства холоднокатаных, отожженных полос Трип-стали показаны на рисунке 3.8. Временное сопротивление Ϭв повышается, а полное удлинение δ уменьшается с повышением температуры изотермической выдержки.

Оптимальная степень насыщения остаточного аустенита Трип - стали углеродом составляет 1,5 - 2,0%. В этом случае стабильность аустенита вплоть до комнатной температуры достаточно высока.

Рисунок 3.8 - Влияние температуры начала изотермической выдержки на механические свойства.

Столь высокое обогащение аустенита углеродом достигается во время изотермической выдержки - во время межкритического отжига полосы содержание углерода в аустените увеличивается лишь до 0,3 - 0,4%.

Межкритический отжиг столь короток, что может привести к значительной неоднородности состава на межфазных границах. Поэтому фактическая микроструктура Трип-сталей в состоянии поставки содержит обычно две дополнительные фазы: карбиды и атермический мартенсит.

Короткое время изотермической выдержки и недостаточная скорость диффузии углерода при относительно низкой температуре отжига не позволяют выровнять мгновенное содержание углерода в аустените: γ - фаза вблизи межфазной границы γ / α активно обогащается углеродом. Это локальное обогащение - источник дополнительной локальной стабилизации аустенита, что может исказить состояние равновесия усилие - напряжение на поле деформации листовой заготовки под пуансоном пресса. Дополнительная неравномерность деформации - источник несовершенства процесса вытяжки автомобильной стали.

Однако возможность трип - стали наращивать пластичность в момент деформации сделало ее востребованной на автомобильных предприятиях. Эта сталь демонстрирует высокую способность к глубокой вытяжке, несмотря на низкий показатель пластической анизотропии (коэффициент r у Трип - стали обычно близок к единице). Это означает, что благоприятное поведение сталей с эффектом TRIP не связано с их текстурой, как в случае с низкоуглеродистой сталью или сталью без атомов внедрения, а связано с аустенитно-мартенситным превращением, которое только и несет ответственность за устранение пагубного процесса утонения локальных участков штампуемой детали.

Трип - стали обладают еще рядом достоинств. При испытаниях с высокими скоростями деформирования демонстрируют наибольшую динамическую поглощенную энергию. Сочетание большого относительного удлинения и высокой степени деформационного упрочнения сталей с Трип - эффектом является надежным потенциалом сопротивления разрушению конструкции автомобиля.

Таким образом, при производстве Трип – стали в условиях ЛПЦ-10,
ЛПЦ-11 необходимо выдерживать ряд требований, которые влияют на микроструктуру и свойства стали. Поскольку готовая продукция будет поставляться в холоднокатаном виде, то свойства стали будут формироваться за счет режима термической обработки на агрегате АНО/ГЦ. Также важными факторами при горячей прокатке является температура конца прокатки и температура смотки.

Для производства ТРИП - стали примем следующий химический состав:

Таблица 3.1- Химический состав TRIP стали

C Si Al Mn P Nb
0,2 % 0,5 % 0,75 % 1,4 % 0,04 % 0,02 %

Примем температуру нагрева сляба при горячей прокатке °С, согласно рекомендациям, для обеспечения достаточной пластичности при прокатке и обеспечения оптимального температурного режима прокатки. Прокатка должна заканчиваться в однофазной γ-области, то есть при температуре на 20-50 0С выше точки Ar3, которая является функцией химического состава стали и скорости охлаждения и составляет 8250С.

Температура смотки должна быть на 80-100°С ниже температуры Ar1. Это позволяет замедлить или даже предотвратить диффузионные процессы при дальнейшем остывании массивного рулона, что обеспечивает получение мелкозернистой структуры и составляет 628 0С.

Для обеспечения требуемых свойств примем следующий режим термообработки: нагрев до температуры отжига и выдержка при 810 0С не менее 90 секунд, ускоренное охлаждение до температуры 460 0С со скоростью 45 °С/с. В секции перестаривания необходимо выдержать полосу при температуре 460 0С не менее 35 секунд. Затем охладить полосы от температуры перестаривания до 120 °С в секции окончательного охлаждения.

Время, с
Температура, 0С

Рисунок 3.9 Температурный режим агрегата АНО/ГЦ для ТРИП – стали.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.