Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация процессов воображения



1.По результатам:

· Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

· Продуктивное (творческое) воображение:

· с относительной новизной образов;

· с абсолютной новизной образов.

2.По степени целенаправленности:

· активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

· пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

· 3.По виду образов:

· конкретное;

· абстрактное.

4.По приёмам воображения:

· агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

· схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

· типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

5.По степени волевых усилий:

· преднамеренное;

· непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процессаУоллеса

· Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.

· Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.

· Инсайт (озарение).

· Проверка решения.

Механизмы воображения

· агглютинация — создание нового образа из частей других образов;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

· схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

· акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;

· типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

· беглость;

· гибкость;

· оригинальность;

· точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

· ситуации незавершенности;

· разрешение и даже поощрение множества вопросов;

· стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

· билингвистический опыт;

· позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

· конформность;

· неодобрение воображения;

· жесткие полоролевые стереотипы;

· разделение игры и обучения;

· не готовность к изменению точки зрения;

· преклонение перед авторитетами.

Воображение иреальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.