Классификация процессов воображения
1.По результатам: · Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть) · Продуктивное (творческое) воображение: · с относительной новизной образов; · с абсолютной новизной образов. 2.По степени целенаправленности: · активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение; · пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. · 3.По виду образов: · конкретное; · абстрактное. 4.По приёмам воображения: · агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; · гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей; · схематизация — выделение различий и выявление черт сходства; · типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях. 5.По степени волевых усилий: · преднамеренное; · непреднамеренное. Четырёхэтапная модель творческого процессаУоллеса · Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему. · Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой. · Инсайт (озарение). · Проверка решения. Механизмы воображения · агглютинация — создание нового образа из частей других образов; · гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей; · схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств; · акцентирование — подчеркивание особенностей объектов; · типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях. Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем. Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления: · беглость; · гибкость; · оригинальность; · точность. Развитие воображения у детей Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Развитию воображения способствуют: · ситуации незавершенности; · разрешение и даже поощрение множества вопросов; · стимулирование независимости, самостоятельных разработок; · билингвистический опыт; · позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых. Развитию воображения препятствуют: · конформность; · неодобрение воображения; · жесткие полоролевые стереотипы; · разделение игры и обучения; · не готовность к изменению точки зрения; · преклонение перед авторитетами. Воображение иреальность Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|