Формы и принципы восприятия
· Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона. · Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково. · Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры. Принципы группировки: · Близость — расположенное рядом воспринимается вместе. · Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе. · Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре. · Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации. · Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно. · Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа. Результат восприятия Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении. Восприятие в зоопсихологии Восприятие присуще главным образом высшим живым существам; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции. Согласно теории Леонтьева, восприятие развилось в результате перехода от гомогенной среды обитания к предметно выраженной. Восприятие в теории психики Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образобъекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта. Социальное восприятие Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии. К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию. Эффекты восприятия Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. · Эффекты стереотипизации: · Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты. · Эффекты последовательности: · Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей. · Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. · Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. · Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. · Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств. · Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля). · Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля). · Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. · Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. · Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё. · Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше. · Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму. · Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому». · Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он. · Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он. · Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется. Атрибуция Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальныхстереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.) Впечатление Впечатление — мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|