Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие о литературном языке и языковой норме



Основные единицы языка.

Язык состоит из «единиц языка».

  1. Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
  2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.
  3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.
  4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.
  5. Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.

Мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное их отличие не количественное, а качественное (различие в их функции, назначении).

Каждая единица языка занимает свое место в системе и выполняет определенную функцию.

 

Понятие о литературном языке и языковой норме

Высшей формой национального русского языка является литературный язык.Современный русский литературный язык – это нормированный язык, обслуживающий культурные потребности народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.

Языковой нормойпринято считать правила употребления слов, грамотных форм, правила произнесения и правописания, действующие в данный период развития литературного языка. Для утверждения и закрепления действующей нормы существуют справочники, словари, книги по грамматике, Норма не является чем-то застывшим. Она меняется и в лексике, и в грамматике, и в произнесении, и в правописании.

Норма – это система правил, свод законов языка, по которым строится правильная, грамотная речь.

Выделяют различные типы норм:

  1. Фонетические – это нормы произношения звуков современного русского литературного языка ( сви[т]ер), постановки ударения в словах (звони`шь) и соблюдения правильной интонации.
  2. Лексико- фразеологические – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении (напр., дворовый. Новый дворовый назначен кучером у молодого барина.) и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении (пожилой человек, не «пожилая лошадь»).
  3. Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов (горячий кофе, свежая мозоль).
  4. Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений).
  5. Стилистические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства.

 

Норма может быть строго обязательной и не строго обязательной. Строго обязательная норма не допускает никаких вариантов, разрешая только один способ употребления той или иной языковой единицы. Нарушение этой нормы расценивается как слабое владение языком. Не строго обязательная норма допускает варианты, разрешая несколько способов выражения языковой единицы.

Речь человека является правильной, если он соблюдает языковые нормы.

Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения.

 

Словари: Существуют классификации словарей по различным осно­ваниям.

По числу языков в словаре выделяют словари:

- одноязычные (описывают лексику одного языка);

- двуязычные (например, русско-белорусский словарь, англо­русский словарь);

- многоязычные (например, Словарь славянской лингвисти­ческой терминологии - термины переводятся на 11 славянских язы­ков и 3 западноевропейских).

По назначению словари делятся на:

- научные (созданы для научных целей, например: историчес­кие, обратные, частотные);

- учебные (созданы для учебных целей, например: словарь грамматических трудностей русского языка, орфоэпический сло­варь);

- переводные (созданы для сопоставления и перехода из од­ной языковой системы в другую, например: русско-белорусский словарь, русско-английский словарь).

По способу описания единиц словари делятся на:

- общие (содержат многоаспектное описание слова, например,толковые словари: занимают главное место в лексикографии лю­бого языка, в них наиболее полно представлена лексическая систе­ма языка);

- специальные (раскрывают лишь отдельные аспекты слов или отношений между ними):

словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов (опи­сывают системные связи слов на уровне их лексических значений);

этимологические словари (объясняют происхождение слова, его исконное значение);

словари иностранных слов (объясняют значение заимство­ванных слов, которые до конца не усвоены русским языком и осоз­наются как иноязычные);

диалектные словари (отражают лексику и фразеологию ка­кого-либо одного диалекта или всех диалектов данного языка);

исторические словари (рассматривают лексику, бывшую в употреблении в тот или иной исторический период);

словари новых слов (содержат новые слова, новые выраже­ния и новые значения слов, не вошедших в ранее изданные слова­ри; слова, которые вызывают затруднения в произношении, толко­вании и понимании, а также определении их происхождения при чтении газет и журналов, прослушивании радиопередач, просмот­ре телепрограмм);

словари жаргонов и арго (рассматривают жаргонную и арго­тическую лексику);

фразеологические словари (раскрывают значение фразеоло­гизмов, указывают источник их возникновения и условия исполь­зования в речи);

орфоэпические словари (содержат информацию о правиль­ном, соответствующем литературной норме произношении слов и форм слов русского языка и постановке ударения в них);

орфографические словари (дают правильное написание слов и их грамматических форм);

морфемные словари (содержат списки корней, суффиксов, префиксов русского языка, отражают их сочетаемость);

словообразовательные словари (построены по гнездовому принципу, вершина гнезда - непроизводное слово - и все слова, которые от него образованы);

обратные словари (слова расположены в алфавитном поряд­ке конечных букв слова, удобны для изучения вопросов словооб­разования данного языка, изучения грамматических признаков ча­стей речи);

грамматические (отражает словоизменение: склонение суще­ствительных, прилагательных, местоимений, числительных и спря­жение глаголов; слова расположены в обратном алфавитном по­рядке, каждое слово имеет при себе грамматическую помету и ин­декс, отсылающие к «Грамматическим сведениям», где даны об­разцы склонения и спряжения);

частотные (отражают частотность употребления слов, тем самым характеризуют активный словарный запас языка);

словари лексической сочетаемости (словарные статьи содер­жат заголовочное слово - существительное, прилагательное, гла­гол - и описание возможностей его сочетаемости);

словари правильностей / трудностей (например, «Словарь несклоняемых слов» Н.П. Колесникова (1978 г.), «Управление в русском языке» Д.Э. Розенталя (1981 г.), «Грамматико-орфографический словарь» А.В. Текучева и Б.Т. Панова (1976), «Словарь труд­ностей русского языка» Д.Э. Розенталя, М.А.Теленковой (к 1987 г. выдержало 6 изданий) и др.);

словари языка писателей (самым крупным словарем языка писателей является «Словарь языка Пушкина», в котором содер­жится более 21 000 слов, употребленных А.С. Пушкиным в худо­жественных произведениях, очерках, заметках, письмах и т. д.; сло­ва расположены в алфавитном порядке, указаны значения слов в эпоху поэта, дается справка о частоте использования того или ино­го слова).

По единице лексикографического описания выделяют словари:

- с единицей меньше слова (например, словарь морфем);

- с единицей равной слову (например, орфоэпический словарь);

- с единицей больше слова (например, словарь фразеологизмов).

По порядку расположения материала выделяют словари:

- алфавитные (информация располагается в алфавитном по­рядке);

- идеографические (информация располагается по тематичес­кому принципу, например, Словарь эпитетов русского литератур­ного языка, Тематический русско-болгарский словарь);

- ассоциативные (информация располагается по смысловым ассоциациям, например, Словарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева).

 

В зависимости от отбора слов и объекта описания словари делятся на энциклопедические и лингвистические (филологические).

 

Вопросы: В деятельности медицинского работника также важно грамотно и красиво говорить?

Помогут ли знания русского языка и норм произношения в общении с
пациентами?

 

«Три оружия есть у врача: СЛОВО, РАСТЕНИЕ, НОЖ».

 

«Нормы русского литературного языка».

 

Норма - единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

 

Правильная речь требует соблюдения норм литературного языка:

• Орфоэпической;

• Словообразовательной;

• Морфологической;

• Лексической;

 

• Стилистической;

• Орфографической;

• Пунктуационной.

 

Характерные особенности норм литературного языка:

• Относительная устойчивость,

• Распространенность,

• Общеупотребительность,

• Общеобязательность,

• Соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

 

Различают три степени нормативности:

- норма 1-й степени - строгая, жесткая, не допускающая вариантов (только А);

- норма 2-й степени - нейтральная, допускающая равнозначные варианты (А =

Б);

- норма 3-й степени - подвижная, допускающая использование разговорных и устаревших форм (А = Б устар.).

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

Языковые нормы - явление историческое. Изменение литературных норм может быть обусловлено постоянным развитием языка.

Нормы русского литературного язык

1. Орфоэпическая. Единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. НОВОРОЖДЕННЫЙ, ДИСПАНСЕР, МЕДИКАМЕНТЫ.

Предлагаю пройти небольшой тест на знание орфоэпической нормы (разминка ).

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1. эксперт

2. чистильщик

3. завидно

4. дефис

2. Укажите пару слов, в которых варианты ударения различают их смысл.

1. брОня - бронЯ

2. Искра - искрА

3. флЕйтовый - флейтОвый

4. допИтый - дОпитый

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

1. Баловать

2. Мастерски

 

3. Кремень

4. Кухонный

 

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

1. Сведущий

2. Коклюш

3. Лососёвый

4. Средства

5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

1. муЗей

2. Тесты

3. акаДемик

4. Тема

 

2. Словообразовательная норма.

Словообразовательная норма определяет порядок соединения частей слова, образования новых слов. (СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА, ПО-НОВОМУ,

МИЛОСЕРДИЕ, НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ)

 

3.Морфологическая норма - это норма словоизменения при склонении
именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и
определения родовой принадлежности.

Задание. выписать из списка существительные мужского рода и женского рода.

Авеню, абсцесс, печень, аэрозоль, бандероль, врач, вуаль, такси, какаду, кольраби, кофе, леди, лосось, мозоль, иваси, пенальти, пони, салями, тюль, цеце, шампунь.

 

4. Лексическая норма - это норма, определяющая правильность выбора
слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление
его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках (свободная вакансия, моя автобиография).

 

Задание. Объясните лексическое значение медицинских терминов перкуссия, тахикардия, абсцесс, асфиксия.

 

5. Орфографическая норма - это правила обозначения слов на письме. Она включает в себя правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов (МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, СЕСТРИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ФЕЛЬДШЕР)

6. Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации общения и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется.

Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки.

Исправить документ: Отрывок из рассказа М. Зощенко «Три документа». Заявление Константина Печенкина

Заявление

Состоя в вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они были, то я не отдал бы и лучше смерть... В каком стиле написано заявление?

 

7. Пунктуационная норма - исторически сложившаяся и теоретически осмысленная система постановки знаков препинания в письменной речи.

 

КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ! КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!

ОТРЫВАТЬСЯ, НЕЛЬЗЯ СБЛИЖАТЬСЯ! ОТРЫВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ, СБЛИЖАТЬСЯ!

 

8. Синтаксическая норма предписывает правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Включает в себя правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

 

Упражнение 1.Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)

Человек ... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им ... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он ... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он ... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь ... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он ... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, ... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может ... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для ... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. (Марш.)

 

Упражнение 2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода ... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть ... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал ... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила ... (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух ... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в ... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже ... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров ... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно ... (любому, всякому, каждому), что даже самые ... (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) ... условия работы еще не ... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось ... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни ... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот ... (недостаток, порок, дефект) в детали можно ... (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса ... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле ... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на ... (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Упражнение 3.Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).

 

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают вРоссии и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием, хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

 

Коммуникация (общение) имеет большое значение в работе медицинской сестры. Даже если медицинская сестра от природы коммуникабельна, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.

Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку больным.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.