Интеракционистский подход в социальной психологии
Гуманистическое направление в социальной психологии Гуманистическая психология (или «третья сила) – движение в социальной психологии, которое возникло как ответ на бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология была основана А. Маслоу и К. Роджерсом и опирается на теорию и практику групп тренинга. В настоящее время она претендует на одно из ведущих мест в мире по своей популярности. Центральным объектом ГП является личность – «открытая возможность» самоактуализации (главная цель существования), которая присуща только человеку. Основные понятия, рассматриваемые в рамках данного направления – высшие ценности, самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Цель направления: помочь вернуть человеку целостность и достичь гармонии. Методологические принципы: - Человек целостен (человек и его окружение – не 2 объекта, а один единый); - Ценны индивидуальные случи (не только общие); - Психологическая реальность – переживания человека; - Человеческая жизнь – единый процесс; - Человек открыт к самореализации; - Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Интеракционистский подход в социальной психологии Существует 4 основные теоретические ориентации в социальной психологии: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционизм. Интеракционизм – единственное направление, которое представляет собой социологический источник. Интеракционизм базируется на теории символического интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской — Г. Блумером и айовской — М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. Именно в интеракционизме сделана попытка установить социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие». Оно понимается как непосредственная межличностная коммуникация / «обмен символами», в ходе которого индивид принимает на себя роль другого, продумывает собственные поступки и интерпретирует ситуацию. Именно в момент взаимодействия осуществляется формирование личности. Общество, согласно этой концепции, - система непосредственных коммуникаций. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая «социологичность» интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней, коренные методологические проблемы включения «социального контекста» в исследования остаются нерешенными и здесь.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|