Здавалка
Главная | Обратная связь

Период поздней взрослости (60 лет и старше)



Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область знаний, изучающая процесс старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.

Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.

Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито.

В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.

В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний.

Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.

Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести.

«Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования – все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой и др.)

Факторами, определяющими поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

 

 

Использованная литература

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

Гилъбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника, М., 1980.

Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1977.

Немое Р.С. Психологическое консультирование. М.,2000.

Немов Р.С. Психология. М., 2002.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.

Одаренные дети / Пер. с англ. Д.А. Линника, А.Г. Мкервали; Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991.

Психология: Словарь. М., 1990.

Солодилова О.П. Возрастная психология. М., 2004.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Элъконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

 

 

Примечания

Р. Б. Кеттел (1905–1997) англо-американский психолог, известный своими работами в области экспериментальной психологии мышления и личности с использованием математических методов анализа, в том числе факторного анализа. Создатель первого экспериментально обоснованного теста личности (шестнадцатифакторный тест Кеттела).

Д. Векслер (1896–1981) – американский психолог, создатель известных тестов интеллекта для детей и взрослых.

Сублимация – один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

 


 

Возрастная психология: конспект лекций

 

Автор:

 

Ткачева Мария + Хилько Марина

 

Описание:

 

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

 

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Возрастная психология».

 

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Издание предназначено для студентов-психологов и других специальностей педагогических вузов и колледжей, практикующих психологов в сфере образования и учителей.

 

Содержание:

 

скрыть содержание

1.Марина Хилько, Мария Ткачева Возрастная психология. Конспект лекций

2.Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

3.1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

4.1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

5.1.3. Методы исследования в возрастной психологии

6.1.4. Исторический анализ понятия «детство»

7.Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

8.Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

9.2.1. Биогенетические и социогенетические концепции

10.2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития

11.2.3. Психоаналитические теории детского развития

12.2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

13.Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

14.2.5. Теория социального научения

15.2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже

16.2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже)

17.2.8. Культурно-историческая концепция

18.2.9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина

19.Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

20.3.1. Особенности процесса развития

21.3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности

22.3.3. Закономерности психического развития

23.3.4. Механизмы развития личности

24.3.5. Самосознание личности

25.3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис

26.Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

27.4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии

28.Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

29.4.2. Понятие возраста

30.4.3. Параметры возраста

31.4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

32.Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА

33.5.1. Кризис новорожденности

34.5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

35.5.3. Новообразования периода новорожденности

36.5.4. Кризис первого года жизни

37.5.5. Ведущий вид деятельности

38.5.6. Новообразования младенческого возраста

39.Развитие движений и действий

40.Тема 6. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

41.6.1. Социальная ситуация развития

42.6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

43.6.3. Личностные образования

44.Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет

45.6.4. Кризис трех лет

46.6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве

47.Тема 7. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет)

48.7.1. Социальная ситуация развития

49.7.2. Ведущий вид деятельности

50.7.3. Игра и игрушки

51.Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте

52.7.4. Психическое развитие дошкольника

53.7.5. Новообразования дошкольного возраста

54.7.6. Психологическая готовность к школе

55.Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)

56.8.1. Социальная ситуация развития

57.8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности

58.Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте

59.8.3. Новообразования младшего школьного возраста

60.Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления

61.8.4. Кризис семи лет

62.8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому

63.Тема 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)

64.9.1. Социальная ситуация развития

65.9.2. Физиологические изменения

66.9.3. Психологические изменения

67.9.4. Кризис подросткового возраста

68.9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

69.9.6. Новообразования подросткового возраста

70.Тема 10. ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)

71.10.1. Когнитивные изменения

72.10.2. Учебно-профессиональная деятельность

73.10.3. Процесс становления самосознания

74.10.4. Взаимоотношения с окружающими

75.Тема 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

76.11.1. Дети с отклонениями в развитии

77.11.2. Психология умственно отсталого ребенка

78.11.3. Психологические особенности одаренных детей

79.Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

80.Тема 13. МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

81.13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы

82.Психологические требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе

83.13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)

84.13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы

85.13.4. Индивидуальная работа психолога

86.Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

87.14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)

88.14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

89.14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)

90.Использованная литература

91.Примечания

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.