Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ КАК ПРОЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА



Подводя итог, стоит напомнить о важном принципе проекции: приоритет проецируемого содержания над тем объектом, который послужил предметом проекции.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ КАК ПРОЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА

 

Ассоциативно-метафорические карты – это психологический инструмент, в основу работы которого заложен закон проекции. Он представляет собой набор карт с изображением окружающей нас действительности (людей, природы, предметов быта и т.д.).

 

1.Одним из основополагающих механизмов работы карт является закон проекции. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.

Прое́кция(лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Впервые описан Зигмундом Фрейдом [4].

 

2. Немаловажную роль в работе данного инструмента также играет ощущение безопасности, которое проявляется в диссоциированом состоянии.

Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций [2].

Состояние диссоциирования – это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, глядящим на него и слушающим его со стороны.

 

Клиент, взаимодействуя с картой (рассказывая об изображенных героях, развивая сюжет), сохраняет ощущение волшебности, нереальности. Это, с одной стороны, придает ему уверенность в безопасности, а с другой - стимулирует его к активному поиску, раскрытию и самопознанию.

 

3. К базовым феноменам, лежащих в основе инструмента, относится метафора.

Метафора - это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В [3].

Вопросом метафоры занимаятся ученые разных наук (лингвисты, психологи, философы). В данной статье мы рассмотрим лишь базовые теории.

Лингвисты, Бендлер и Гриндер наблюдали за клинической работой Эриксона, который часто использовал метафору в лечебных целях, и на основе этих наблюдений выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.

Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три стадии значения:

1) Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2) Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.

3) Это в свою очередь приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.

 

Приближение к третьей ступени означает, что начался трансдеривативный поиск, с помощью которого слушатель соотносит метафору с собой. Сама сюжетная линия служит лишь мостиком между слушателем и скрытом в рассказе посылом, сообщением, которое никогда не достигнет адресата без его невидимой глазу работы по установлению необходимой личностной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробужденным к жизни внутренним миром слушателя [3].

 

Приведенный краткий обзор основных механизмов работы ассоциативно-метафорических карт позволяет более осознанно использовать данный инструмент в психотерапевтической практике. Проведенный теоретический анализ не претендует на звание «всеобъемлющий», «фундаментальный». Он лишь обозначает основные феномены и стимулирует к дальнейшему поиску, исследованию.

 

Ассоциативно-метафорические карты является инновационным инструментом, в основу которого лежат «классические» психологические феномены. Раскрытие механизмов работы инструмента повышает эффективность использования ан практике, позволяет выявлять слабые места и внедрять модификации. Действия с картами создают положительную (то есть безопасную) обстановку, в которой могут быть осознанно осуществлены навыки коммуникации, обмен мнениями и пониманием, свободный от оценочных суждений.
Карты применяются в таких областях:
* Семейное консультирование и терапия
* Коррекция детско-родительских отношений
* Реабилитация
* Развитие творческого потенциала и поиск ресурса
* Стрессменеджмент
* Разрешение конфликтов
* В групповой терапевтической работе и бизнес-тренингах
* Диагностика и управление персоналом
* Бизнес-консультирование

 

Литература:

1. Вальтрауд, К. Клубника за окном [Текст] / К. Вальтрауд – OH Vergal, 2010. – 250 с.

2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс — Москва: Класс, 1998. — 480 с.

3. Миллс ,Дж., Кроули, Р. Терапевтические метафоры для детей [Текст] / Дж. Миллс, Р. Кроули – Москва: Класс, 2005. – 144 с.

4. Фрейд , А. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.