Здавалка
Главная | Обратная связь

История налогообложения



История налогообложения, как и история развития государства, насчитывает тысячелетия. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников». Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований. В это время появляется товарное производство и формируется государственный аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму. По мере преобразования отношений собственности и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно стали принимать исключительно денежную форму.

Одной из первых сформировалась налоговая система Древнего Рима, ставшая эталоном для других государственных систем античности. Достижения этой налоговой системы находят отражение и в современной теории и практике налогообложения.

На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками (откупщиками).

Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, в частности в области финансов. Особое место здесь занимает налоговая система - важнейший инструмент государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений. Налоги стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что они не имеют единой бюджетной системы, причем это относится как к федеративным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов - штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Каждый орган управления ведет свое финансовое хозяйство самостоятельно и независимо от вышестоящих органов. Такое положение достигается разделением источников доходов. В основе всех доходов лежат налоговые поступления. Налоги, дающие наиболее крупные суммы, идут, как правило, в бюджет государства. Такими налогами во всех развитых странах являются подоходный налог с физических лиц, налог с корпорации и налог на добавленную стоимость. Международное сотрудничество в области налогообложения и опыт стран Евросоюза является отправной точкой в построении более совершенной налоговой системы нашей. Президент РК в последнем своем Послании «Повышение благосостояния народа Казахстана - главная цель государственной политики» делает акцент на повышении социальной защиты и социальном обеспечении, но достижение этой цели не возможно без пополнения государственного бюджета. Ключевым доходом государственного бюджета являются налоговые поступления. Международное сотрудничество в области налогообложения и опыт стран Евросоюза является отправной точкой в построении более совершенной налоговой системы нашей страны. Президент РК в последнем своем Послании «Повышение благосостояния народа Казахстана - главная цель государственной политики» делает акцент на повышении социальной защиты и социальном обеспечении, но достижение этой цели не возможно без пополнения государственного бюджета. Ключевым доходом государственного бюджета являются налоговые поступления.

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появле­ние связано с самыми первыми общественными потребностями. Налого­вая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообло­жения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприно­шение было неписаным законом и таким образом становилось принуди­тельной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII -VI вв. до н.э. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водо­проводов; дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

Многие стороны современного государства восходят к истокам Древ­него Рима. Проследим за развитием там налоговой системы. Первона­чально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, что было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественные зданий. Такие расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими достат­ками.

В IV-III вв. до н.э. римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как, и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.[2]

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объ­единение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

После татаро-монгольского нашествия, основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.[3]

Крупномасштабные государственные преобразования в России, кос­нувшиеся всех сфер хозяйственной жизни, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672 - 1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны. Объем налогов не увязывался с реальным экономическим положением страны. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения государства. В народнохозяйственный оборот входили новый промыслы, велась разработка еще нетронутых богатств. Вводились более современные орудия производства во всех отраслях хозяйства. Петр I начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именное этот период возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.

Современное государство раннего периода Новой истории появилось в XVI - XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, а периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, а именно сельские жители и горожане недворянского происхождения. Налоговое право постоянно было в центре всех дискуссий вокруг распределения бремени и тягот страны.

Государство не имело достаточного количества квалифицированных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание; выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль. Естественно, народ ненавидел откупщиков. Серьезно страдала и государственная казна.

Переход от откупов к государственной системе установления и сбора налогов становился все более насущным. Отвечал он и интересам нало­гоплательщиков. Практические потребности неизбежно должны были породить и научную теорию.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох.

Еще Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа».

Французский писатель и философ Ш. Монтескьё (1689-1755) с пол­ным основанием высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданых забирают, и той, которую оставляют им.

В конце XVII - начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10-15% всех своих доходов.

В те же годы (последняя треть XVIII в.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом счита­ется шотландский экономист и философ Ф. Смит (1723-1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В 1776 г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством, и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности» как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей.

Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением.

На протяжении XIX в. главным источником доходов в России оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Начиная с 1863 г. с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 г.

Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объяв­ленного капитала. Данный сбор был введен Екатериной II в 1775 г. для купцов I, II, III гильдий вместо подушной подати. Он составлял 1% их капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и до 4% для купцов II и I гильдий, Размер капитала записывался «по совести каждого». Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т.е. плата за каждое торговое заведение.

В конце XIX столетия и особенно в XX в. в жизни общества огромную роль стали играть крупные города. В связи с этим интересно проанализировать, из чего складывались доходы городов России. Наиболее крупным из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ. В указанный период он взимался по ставке 9%. В 1890 г. данный налог обеспечил поступления 2,3 млн руб. из 4,14 млн прямых налогов, в следующем году - 2,8 млн руб. Это не говорит о повышении налоговой ставки или о резком росте недвижимости. Просто на рубеже этих лет московской Городской Управой была произведена переоценка недвижимых имуществ.

Указанный период можно назвать начальным периодом урбанизации и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще впере­ди. Медленно росли в девяностые годы прошлого века и доходы городского бюджета.

Ставка налога с недвижимого имущества в 1900 г. была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%. В 1901 г. она вновь была понижена до 9%. В 1902 г. составила 9,5%, ас 1903 г. вновь установилась в размере 10%. Стоимость недвижимого имущества в го­роде на указанные 13 лет почти удвоилась. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла количественно — более чем в полтора раза, но структура ее оставалась неизменной. По-прежнему значительные поступления шли от трактирных заведений.[4]

В двадцатые годы делались попытки организовать национализиро­ванные предприятия как акционерные общества, работающие на основе государственного капитала. Но в те годы подобные попытки успехом не увенчались.

Финансовая система во время Нэпа имела много специфических осо­бенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.

В 1923-1925 гг. существовали следующие виды налогов:

I. Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги, гербовый сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины.

II. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.

Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара; соли, ал­когольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых других потребительских товаров.

Прямые налоги являлись орудием финансовой политики"—рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время они становились существенным фактором роста доходов бюджета.

В 1922 -1923 гг. прямые налоги составляли около 43% всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923 -1924 г.г.: - 45 %, в 1925 -1926 гг. - 82%.

Промысловым налогом облагались торговые и промышленные пред­приятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия.

Плательщиками промыслового налога были все агенты производства и обращения.

Важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.

Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов - создание товариществ, акционерных обществ - вело к удвоению и утроению обложения. Дважды, по сути дела, облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды.

Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентра­ции и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем финансовая система нашей страны (СССР) эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

Впрочем, реальное снижение налогового бремени возможно лишь на прочной экономической основе, а не по желанию правителей. В противном случае стремление избежать новых налогов может привести к прямо противоположным результатам.

В 70 -80-е годы в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция А. Лэффера. А. Лэффер исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета (так называемая кривая Лэффера). В связи с этим задачу оживления деловой активности предстоит решать путем облегчения налогового гнета. Снижение ставки налогообложения приводит к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием нало­говыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивностью налогообложения.

Таким образом, современная налоговая система - результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием как экономики, так и государства. Налоговая система является сильнейшим оружием в руках государства, мощным рычагом перераспределения доходов, основным источником финансирования государственных расходов.[5]

Государственные и местные финансовые системы через налоги оказывают сильнейшее влияние на развитие экономики. Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Ониориентированы на следующие основные требования:

  • налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
  • налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
  • налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
  • порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
  • обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Этими основные принципы заложены при создании более совершенной налоговой системы Казахстана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.