Использование единого сельскохозяйственного налогаСтр 1 из 5Следующая ⇒
История применения единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) уходит своими корнями в 1920-е гг., когда у крестьян изымалась часть произведенного ими продукта в ходе продразверстки, которая позже была заменена продналогом. В 1996 году в Белгородской области были предприняты шаги по введению современного единого сельскохозяйственного налога. В расчет налогооблагаемой базы были включены все налоги, начисленные к уплате в 1995 г., а также все взносы и платежи в федеральные и областные внебюджетные фонды, дополнительно введенные областью платежи в фонд поддержки сельскохозяйственной науки и подготовки кадров и в фонд плодородия земель. Сельскохозяйственные предприятия, будучи плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не вносили непосредственно денежные средства в доходы бюджетов и во внебюджетные фонды, а уплачивали налог в натуре организациям, которые перерабатывали и реализовали эту продукцию. В свою очередь указанные организации и областная продовольственная корпорация при поступлении денежных средств от реализации продукции, внесенной взамен сельскохозяйственного налога, осуществляла расчеты с соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. Введение ЕСХН в таком виде позволило значительно повысить собираемость всех видов налогов. Однако данная система налогообложения имела и недостатки. Главной сложностью были коэффициенты пересчета одних продуктов в другие: слишком много субъективизма имела процедура пересчета, которая к тому же была и трудоемкая, появились противоречия между рыночными ценами на продукты и ценами, используемыми для учета налогообложения. Широкое распространение бартерных операций уменьшало денежный оборот в сельском хозяйстве. Более удачным был эксперимент в Лысогорском районе Саратовской области. Объектом налогообложения стала общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности плательщика либо используемых им на правах аренды или пользования. Попытки введения единого сельскохозяйственного налога предпринимались и в других регионах. Результаты накопленного сельскохозяйственными товаропроизводителями опыта были учтены при создании главы 26.1 НК РФ, вводящей единый сельскохозяйственный налог, введенный в конце 2001 г. Цель введения единого налога — углубление аграрных преобразований, укрепление доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных фондов, создание экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышение социальной защиты жителей села. ЕСХН введен Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ с 1 января 2003 г. Условия его применения отражены в главе 26.1 НК РФ, где он классифицируется в качестве системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Существенные изменения режима налогообложения единым сельскохозяйственным налогом введены в действие с 1 января 2004 г. согласно Федеральному закону от 11 декабря 2003 г. № 147-ФЗ. Согласно этому закону, ЕСХН применяется одновременно с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения происходит на добровольной основе. Налогоплательщики этого налога — организации и индивидуальные предприниматели, относящиеся к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедшие на данную систему налогообложения (ст. 346.2 НК РФ). Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются юридические и физические лица, которые изготавливают продукцию сельского хозяйства и (или) выращивают рыбу, а также осуществляют ее первичную переработку и реализуют ее на сторону. При этом в совокупном доходе от продаж товаров (работ, услуг) этих хозяйствующих субъектов доля дохода от реализации упомянутой продукции составляет не менее 70%. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации. Для товаропроизводителей, которые осуществляют также последующую (промышленную) переработку продукции (вслед за первичной переработкой), произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, и затем реализуют ее на сторону, доля дохода устанавливается таким образом. Она рассчитывается как отношение суммарных расходов на производство упомянутой продукции (сырья) и ее первичную переработку к общей сумме расходов, которая включает дополнительные затраты на промышленную переработку. Юридические и физические лица — налогоплательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Право на переход к уплате ЕСХН приобретают сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что по итогам девяти месяцев того года, в котором они подают заявление о переходе на данный режим, документально зафиксировано следующее. В их совокупном доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от продаж произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию их первичной переработки, составляет не менее 70%. Не могут перейти на режим уплаты ЕСХН: ■ предприятия и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; ■ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности; ■ предприятия, имеющие филиалы и (или) представительства. Согласно ст. 346.4 НК РФ, объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Совокупные доходы предприятия-налогоплательщика, учитываемые при формировании налогооблагаемой базы, включают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), как это принято в общей системе налогообложения. При этом, так же как в общей системе налогообложения, не учитываются доходы, отраженные в ст. 251 НК РФ. Индивидуальные предприниматели при формировании объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. Для выявления налогооблагаемой базы налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на величину следующих расходов: ■ на приобретение основных средств; ■ затраты на покупку нематериальных активов; ■ расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных); ■ арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество; ■ материальные расходы; ■ расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации; -затраты на обязательное страхование работников и имущества (включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно законодательству Российской Федерации); ■ суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам); ■суммы процентов, уплачиваемые за полученные во временное пользование денежные средства (в виде кредитов, займов), а также затраты, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; ■расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством, затраты на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы- на приобретение услуг пожарной охраны и других услуг охранной деятельности; ■суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам; ■затраты на содержание служебного транспорта плюс расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах установленных норм; ■расходы на командировки, в том числе на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения, включая расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах, ресторанах и в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие в пределах утвержденных норм; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и другого транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы; ■плату нотариусу за нотариальное оформление документов в пределах установленных тарифов; ■расходы на аудиторские услуги; ■расходы на публикацию (раскрытие) бухгалтерской отчетности и другой информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; ■расходы на канцелярские товары; ■расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи; ■расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным соглашениям, а также затраты на обновление программ для ЭВМ и баз данных; ■ затраты на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания; ■ расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; ■ расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах; ■ суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; ■ расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей перепродажи за вычетом сумм НДС; ■ расходы на информационно-консультативные услуги; ■ затраты на повышение квалификации кадров; ■ судебные расходы и арбитражные сборы; ■ расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба. Условия формирования и признания расходов определены главой 25 НК РФ для общего режима налогообложения прибыли. Затраты на приобретение основных средств погашаются следующим образом: по объектам, приобретенным после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, — одномоментно при их вводе в эксплуатацию. По объектам, приобретенным до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, постепенно, в зависимости от срока полезного использования: ■ по имуществу со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого года уплаты ЕСХН; ■ по имуществу со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно — в течение трех лет в пропорции 50, 30 и 20% стоимости; ■ по имуществу со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение десяти лет после перехода на уплату ЕСХН равными долями от стоимости основных средств. Стоимость объектов устанавливается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода налогоплательщика на уплату ЕСХН. Сроки полезного использования определяются в соответствии со ст. 258 НК РФ. Если приобретенный после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога объект продан или передан на сторону: ■для имущества со сроком полезного использования до 15 лет — до истечения трех лет с момента покупки; ■для имущества со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения десяти лет с момента покупки; ■налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования таким имуществом с момента его приобретения до даты продажи или передачи с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. Расходы на приобретение нематериальных активов учитываются так же, как и затраты по основным средствам. Датой получения доходов считается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав — кассовый метод. Датой осуществления расходов считается день фактической наличной или безналичной их оплаты. Затраты на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату признания, и учитываются совместно с доходами и расходами, выраженными в рублях. Величина доходов, полученных в натуральной форме, определяется исходя из цен, определяемых в порядке ст. 40 НК РФ за вычетом НДС. При определении базы налогообложения доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода. В качестве расходов налогового периода разрешено учитывать сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Компенсация убытка прошлых периодов не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая данное ограничение, может быть включена в расходы последующих налоговых периодов, но не более чем на десять периодов. Для подтверждения правомочности списания сумм полученного убытка налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие его размер и последующие суммы компенсаций в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы. Налоговым периодом для исчисления и уплаты ЕСХН признан календарный год, а отчетным периодом — полугодие. Налоговая ставка установлена в размере 6% от налогооблагаемой базы. Предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим налоговый учет с применением Плана счетов и двойной записи (что гарантирует точность и надежный контроль хозяйственных операций), расходы по единому налогу следует списывать на прибыль: Д 99 К 68 начислен ЕСХН, где счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», счет 99 «Прибыли и убытки». По итогам отчетного периода предприятия и индивидуальные предприниматели определяют сумму авансового платежа по ЕСХН на основе налоговой ставки и разницы между фактически полученными доходами и расходами, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. По окончании налогового (отчетного) периода они представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению (месту жительства). Платежи осуществляются с учетом внесенных авансов. Предприятия представляют налоговые декларации по итогам: ■отчетного периода — не позднее 25 дней со дня его окончания; ■налогового периода — не позднее 31 марта следующего года. Индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации по итогам: ■отчетного периода — не позднее 25 дней со дня его окончания; ■налогового периода — не позднее 30 апреля следующего года. Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Порядок и условия перехода налогоплательщиков с общей системы налогообложения на уплату ЕСХН и обратно приведен в ст. 346.3 НК РФ. Для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые, по тем или иным соображениям или причинам будут функционировать в рамках общей налоговой системы, Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ предложена динамика увеличения ставки налога на прибыль по деятельности, связанной производством и переработкой собственного сельскохозяйственного сырья: ■в 2007 г. - 0%; ■в 2008-2009 гг. - 6%; ■в 2010-2011 гг. - 12%; ■в 2012-2014 гг. - 18%;
■начиная с 2015 г. — 24% (в соответствии со ст. 284 НК РФ). Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, должны в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту постановки на налоговый учет юридического лица и месту жительства — индивидуальные предприниматели). При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. Заявление должно быть подано по форме 26.1-1, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России) от 28 января 2004 г. № БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 7 июля 2004 г. № САЭ-3-22/415® и от 17 августа 2005 г. № ММ-3-22/394®). Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели в таком заявлении не должны указывать ИНН/КПП и рассчитывать долю доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг). Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, с момента их создания должны заявить об этом в налоговый орган. Раньше для этого требовалось, чтобы вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель подали соответствующее заявление одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет в налоговом органе. Согласно новой редакции главы 26.1 НК РФ (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 39-ФЗ), вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Как и многие другие изменения, внесенные в главу 26.1 НК РФ, это уточнение продиктовано реальной жизнью. Арбитражная практика пришла к заключению о коллизии нормы п. 3 ст. 83 НК РФ, устанавливающей необходимость постановки на учет вновь созданной организации в налоговом органе, и нормы п. 2 ст. 346.3 НК РФ, требующей, чтобы одновременно с этой постановкой налогоплательщик заявил себя в качестве плательщика ЕСХН. Ведь в некоторых случаях местные власти при государственной регистрации вновь созданной организации или налогоплательщика, руководствуясь приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, сразу же сами ставят его на налоговый учет, т.е. две процедуры объединены в одну, и налогоплательщик просто не имеет возможности подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в момент его постановки на налоговый учет. Преимущества системы уплаты ЕСХН. Общие условия применения системы налогообложения в виде ЕСХН определены в ст. 346.1 НК РФ. В частности, положениями статьи установлено: ■ возможность добровольно перейти на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ), и так же добровольно вернуться к общеустановленной системе налогообложения либо иным налоговым режимам; ■ возможность не платить налоги и сборы, взамен которых уплачивается ЕСХН. Для организаций и индивидуальных предпринимателей эти перечни разные. Сельскохозяйственные товаропроизводители-организации уплатой ЕСХН заменяют уплату: ■ налога на прибыль организаций; ■ налога на имущество организаций; ■ единого социального налога (ЕСН). Сельскохозяйственные товаропроизводители — индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕСХН, не платят: ■ налог на доходы физических лиц, но в отношении не всех доходов, а только полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При этом следует иметь в виду, что речь идет о доходах, полученных именно от предпринимательской деятельности. Как физическое лицо предприниматель может заключать гражданские и трудовые договоры с различными работодателями и получать доход от выполнения соответствующей работы. И в этом случае работодатель, выступая в роли налогового агента, заплатит за него налог на доходы физических лиц. Но при этом индивидуальный предприниматель будет выступать уже в роли физического лица, и соответствующие суммы налога не имеют никакого отношения к предпринимательской деятельности; ■налог на имущество физических лиц, при условии, что это имущество используется для осуществления предпринимательской деятельности; ■ЕСН, уплачиваемый с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц. Та и другая категория плательщиков ЕСХН не является плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Но является плательщиками: ■взносов на обязательное пенсионное страхование, уплата которых в настоящее время регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; ■иных налогов и сборов, если наряду с системой уплаты ЕСХН применяет другие режимы налогообложения, предусмотренные НК РФ. Это означает, что если, например, налогоплательщик по одному из осуществляемых видов деятельности уплачивает ЕСХН, а по другому — ЕНВД, то он должен платить тот и другой налог в порядке, установленном НК РФ. Одновременное применение этих налоговых режимов допускается в соответствии с п. 7 ст. 346.2 НК РФ в редакции Федерального закона № 39-ФЗ, действующей с 1 января 2007 г. Вместе с тем система налогообложения ЕСХН не освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты других общеустановленных налогов и платежей, не указанных в перечне, таких, например, как госпошлины, лицензионные сборы, сборы за пользование объектами животного мира и т.д. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС. В новой редакции главы 26.1 НК РФ устранены законодательные пробелы, существовавшие в ранее действовавшей редакции этой статьи и «работавшие» против налогоплательщиков. Согласно новой формулировке п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Это положение соответствует аналогичным нормам п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ и п. 4 ст. 346.26, содержащимся в главах 26.2 и 26.3 НК РФ, регулирующим правоотношения в случае применения налогоплательщиками других налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения и системы уплаты ЕНВД. Старая формулировка п. 3 ст. 346.1 НК РФ, согласно которой уплата НДС заменялась уплатой ЕСХН, предусматривала, что сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают оставаться плательщиками НДС. Это позволяло налоговым органам: ■ требовать, чтобы суммы НДС, уплаченные сельскохозяйственными товаропроизводителями при покупке товаров (работ, услуг), основных средств и нематериальных активов после перехода на уплату ЕСХН, к вычету не принимались, а включались в стоимость товаров (работ, услуг) в соответствии с положением подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Хотя формально такие сельскохозяйственные товаропроизводители не должны платить НДС, однако в случае его принятия к вычету или возмещению налоговые органы считали себя вправе потребовать его восстановить и уплатить в бюджет на основании п. 3 ст. 170 НК РФ; ■ требовать восстановить и уплатить НДС с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, принятых к вычету до перехода на уплату ЕСХН, но находящихся в пользовании организации после перехода на его уплату. Это противоречие было снято Федеральным законом от 5 апреля 2004 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"». Указанный закон ввел в ст. 346.3 главы 26.1 НК РФ дополнительный п. 8, которым определено, что суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при переходе на уплату ЕСХН, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат. Результаты перехода на ЕСХН, выполненные на примере колхоза «Терновский», представлены в табл. 6. Как показали расчеты, представленные в табл. 6, переход на уплату уменьшить налоговую нагрузку даже в настоящее время. В дальнейшем, в ЕСХН позволит колхозу значительно связи с последовательным снижением льгот по налогу на прибыль, налоговая нагрузка может существенно возрасти с 13,1 до 18,9% при сохранении общего режима налогообложения. Переход на уплату ЕСХН позволит снизить ее до 2,8%. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|