ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Она тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингивистикой. Психолингвистический подход при изучении нарушения речи, например алалии, позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство. Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Несмотря на то что речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в образованных структурах значительно различается. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речевая деятельность реализуется в ее основных видах — слушании (аудирование), говорении (произношение), чтении, письме (письменная речь), — которые являются основными и для взаимодействия человека в процессе вербального общения. На основе речи и слова как ее смысловой единицы формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. Язык является средством общения, а речь — процессом общения. Выделяют два основных вида речи — импрессивную (сенсорную) и экспрессивную (моторную). Импрессивная речь — это восприятие и понимание речи. Она связана с корковыми проекциями зрительного, слухового и кожного анализаторов, с центром понимания речи, или центром Вернике. Экспрессивная'/^ же речь представляет собой устную активную речь, то есть произнесение человеком собственно звуков речи. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем проходит стадию внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевой схеме) и, наконец, завершается речевым высказыванием (переводом внутренних речевых единиц во внешнее, устное высказывание). В свою очередь, экспрессивная речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме. Устная речь — это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте человека с человеком или может быть опосредована техническими средствами (телефон, компьютер и др.). Различают следующие виды устной речи: 1) неподготовленная устная речь (беседа, интервью, выступление 2) подготовленная устная речь (лекция, доклад, выступление, отчет); 3) диалогическая речь (непосредственный обмен высказываниями 4) монологическая речь (длительное последовательное связное изложение мыслей, знаний одним лицом). Диалогическая речь — это речь поддерживаемая, когда имеется собеседник. В диалогической речи могут присутствовать интонация, жест, пауза, ударение, и она может представлять собой просто обмен репликами. Реплика — это ответ, возражение, замечание на слова собеседника. Диалогическая речь может быть как ситуативной, то есть связанной с ситуацией, в которой возникло общение, так и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативный, и контекстуальный диалог — формы непосредственного общения людей, когда участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей. Диалог обычно поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов. Монологическая речь — это вид речи, обращенной к одному или группе слушателей, а иногда и к самому себе (внутренний монолог). В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы. Выделяется 3 основных вида монологической речи — повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. Монологическая речь представляется более сложной формой речи, поскольку предполагает связность мысли, ее правильное грамматическое оформление и выразительность голосовых средств. Она требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая. Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного. Речь эгоцентрическая — это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Это как бы переходный этап от внешней речи к внутренней. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов. Автономная речь. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых, называется детской автономной речью. По форме «слова» детской автономной речи являются результатом искажения слов взрослых или их частями, повторенными дважды. Например, ребенок может сказать «коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и т. п. Особенностями автономной детской речи являются ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значения слов, их неопределенность и многозначность. В автономной детской речи отмечается отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами. Она может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Речь письменная — это графически оформленная устная речи. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. Письменная речь может быть отсроченной (например, письмо) и непосредственной (обмен записками во время заседания) и отличается от речи устной не только тем, что используется графика, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношении, то есть типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма. Внутренняя речь — это речь мысленная, протекающая хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Она является производной формой внешней (звуковой) речи. Внутренняя речь является важным универсальным механизмом умственной деятельности человека. В наиболее отчетливой форме она представлена при решении различных задач в уме, мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходят логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Внутренняя речь отрывочна, лишена четких грамматических форм. Выделяют 3 основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание — речь «про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков) и типичная для решения мыслительных задач в затруднительных условиях; собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство внутреннее программирование — формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Речь дактильная — это речь, воспроизводящая слова с помощью дактильных букв, то есть определенных конфигураций пальцев и их движений. Речь жестовая — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, с помощью системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями, которые обусловлены выраженным своеобразием жеста как ее основной семантической единицы, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Дактильную и жестовую речь применяют в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. Речь мимико-жестовая — это средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается определенному жесту, но родо-видовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи. Так, часы разной конструкции (настенные, наручные и пр.) обозначаются разными жестами. И наоборот, один и тот же жест может означать и предмет, и действие (топор — рубить). Конструкция предложения тоже имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем — его качество; после объекта указывается действие, на него направленное. Как семантическая единица высказывания в мимико-жестовой речи часто выступает мимика. Речевая деятельность также различается по степени произвольности (активная и реактивная), сложности (речь-называние, коммуникативная речь), предварительного планирования, требующих сложной структурной организации. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния и от ситуации. С помощью речи обучаемые осваивают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее совершенствуется устная, письменная и другие виды речи, пополняется словарный запас, тем выше уровень познавательных возможностей и культуры обучаемых. Речь конкретного человека — это отражение его общей культуры, поэтому речь должна отвечать определенным требованиям. Правильность речи — это соблюдение норм современного литературного языка — грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи. Ясность речи — это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения. Чистота речи — свобода ее от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов). Точность — полное соотнесение значения слов и словосочетаний, употребляемых в речи, с ее смысловой и предметной сторонами. Выразительность — умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, интонацией, выбором слов, построением предложений действуя на адресата. Богатство речи определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствием однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций. Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия имеет просодическая сторона речи. Просодика — это сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Просодика представляет собой наивысший уровень развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей — таких как психофизиологические, ситуационные, пот-ребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Интонация — это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания в зависимости от их цели. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов — тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу, звучания голоса, паузы и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в члене нии и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Темп речи — это скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т. д.). Он зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего и содержания высказывания. Измерение темпа речи основано на подсчете числа звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту и у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализоваться только на коротких отрезках сообщения. Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. В практике выделяют 3 основных темпа — нормальный, быстрый и медленный. Замедление темпа может осуществляться разными способами, например путем увеличения длительности звуков или путем произнесения фразы с паузами между словами. Ускорение темпа достигается путем сокращения длительности звуков, то есть увеличением скорости артикуляции. В быстром темпе паузы между словами делаются короче или исчезают вовсе. При ускорении темпа речи согласные, в отличие от гласных, сохраняются лучше. Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с бо'ль-шей скоростью. Резкое отклонение темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешает восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие другого ее параметра — ритма. Ритм — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная его смысловым заданием. Ритм представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство ритма в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Наиболее сложен ритм прозам ческой речи. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма отражены в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи. Мелодика речи — совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляции высоты тона при произнесении фразы. Логическое ударение — интонационное средство, представляющее собой выделение какого-либо слова в предложении интонацией, при этом слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударение смысловое — синтагматическое, фразовое, логическое. Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма — отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Синтагма имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Она связана со смыслом, а значит, с синтаксисом и интонацией. В среднем синтагма включает в прозе 2—4 слова, а в стихе — 2—3. Она_произносится на одном речевом выдохе и представляет собой единый артикуляционный комплекс. Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз, в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. В нормальной речи плавность органически сочетается паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации. Пауза — интонационное, средство, которое по акустическому выражению может быть .действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании. Паузам играют значительную роль я выразительности речи. Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состояния перед «взрывом». В среднем паузы длятся около 0,1 секунды. В процессе устной речи периодически приходится делать вдох для удовлетворения биологической потребности и для поддержания оптимального подсвя-зочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых дыхательных пауз. Их частота и длительность зависят от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут также и смысловую нагрузку, поскольку членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность таких пауз составляет в среднем 0,5—1,5 секунды. В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но м внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи, а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный, или фонематический, признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот смыслоразличительный признак составляет основу звуковых ели ниц языка — фонем. Физически фонемы представляют собой тоны (гласные звуки) и шумы (согласные звуки). Языки отличаются по количеству используемых в них фонем — от 11 до 141. Установлено, что в первый год жизни любой здоровый младенец способен воспроизводить до 75 различных фонем, В русском языке различают 42 фонолы, среди которых б гласных и 36 согласных. Любой язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой в соответствии с определенными правилами. Совокупность гпгх пол вил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, а семантика объясняет значение отдельных слов. Семантика — понимание значений слов и фраз. Доказано, что ребенок может понимать смыл слов еще до того, как начинает их произносить. Синтаксис — понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза. Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, — а также воспитания умения пользоваться языковыми средствами и художественной выразительностью речи. Функциональная система речевой деятельности является наиболее сложной и важной в системе поведенческой деятельности человека. Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функциями двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Учитывая соотношение первой и второй сигнальной системы у того или иного индивидуума, И. П. Павлов выделил специфические человеческие типы высшей нервной деятельности в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, академик Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительного и слухового восприятия событий окружающего мира, — чаще всего художники и музыканты. Тех же людей, у которых более сильной оказывается вторая сигнальная система, относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладают логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий это, как правило, ученые, философы. В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, человека можно отнести к среднему (смешанному типу), к которому от носится большинство людей. Но есть еще один, крайне редкий тип людей вариант, у которых очень сильно развита и первая, и вторая сигнальная система и которые способны как к художественному, так и к научному творчеству. Психика — это специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Ощущения и восприятие являются необходимым начальным этапом наших знаний о самих себе и о внешнем мире. Сознание — это высшая форма отражения действительности, с помощью которой целенаправленно регулируются формы контактирования человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективное переживание действительности, протекающее на фоне существующего у индивида опыта и сознаваемое им как определенная субъективная реальность. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт есть процесс осознания действительности. Сознание включает все формы психической деятельности человека — ощущения, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю. Ощущение — это процесс отражения в центральной нервной системе различных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Всякое ощущение имеет качество, силу, длительность. Качественные особенности тех или иных ощущений называются их модальностью. Ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании (восприятия, мышления), то есть являются источником всех знаний об окружающей нас действительности. Восприятие — это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентирование в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Ощущения и восприятие человека носят сознательный, осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь. Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты непосредственно чувственно. Мышление — это процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности с ее связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познаются содержание и смысл воспринимаемого, а также внутренние особенности предметов и явлений. С его помощью человек понимает настоящее, будущее, прошедшее, строит гипотезы и обеспечивать их проверку. Понятие — наиболее высокая форма обобщения. В нем отражено все то, что не может быть воспринято непосредственно с помощью органов чувств, оно отражает в предмете лишь существенное. Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком. Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Благодаря вниманию обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма. Память — одно из основных свойств центральной нервной системы, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память складывается из 3 взаимосвязанных этапов — запоминания, хранения и воспроизведения информации. По времени сохранения информации различают память сенсорную (непосредственный отпечаток сенсорной информации), кратковременную и долговременную. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может сознательно контролироваться им, но зависит от функционального состояния организма. Время сохранения образов внешнего мира неодинаково для различных органов чувств — длительно сохраняются зрительные образы. Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Количество информации, содержащейся в нем, избыточно, и высший аппарат анализа информации определяет и использует лишь наиболее существенную ее часть. Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объем, без искажения сохраняя огромное количество информации, которая при необходимости может легко воспроизводиться Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Оно, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в «извлечении» из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах все же может воспроизводиться. Мотивация — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотивации делят на 3 основные группы — биологические, свойственные как человеку; так и животным, социальные, свойственные человеку и частично животным, и духовные, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями. Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант внутренней среды организма, иными словами, биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей — голода, жажды, полового чувства и др. Эмоции, С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях. Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при их удовлетворении. Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Возникновение эмоциональных переживаний дает общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие. Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями. Удовлетворение потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием и ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. Интеллект (ум, рассудок, разум) —- это способность к применению полученных знаний в практической жизни и их дальнейшему углублению. Подструктурами общего интеллекта является интеллект вербальный и невербальный. Вербальный интеллект—- это мыслительная способность человека, отражающая особенности общего интеллекта, с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Вербальный интеллект полностью основан на мыслительной способности человека и его главным инструментом выступает слово, речь. При определении вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности. Физическое и психическое развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают учить его говорить правильно уже с младенчества, у него развивается способность сначала представлять, а затем мыслить и воображать, и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовя почву для его успешного обучения. В школе дети овладевают чтением и письмом. Мышление теснейшим образом связано и с другими психическими процессами — восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием, — но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительности. Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Задание 2.Составить граф-схемы по изученному материалу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|