Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только че­ловеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании од­ного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отра­жается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности челове­чества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного язы­ка. Она тесно интегрирована со всеми психическими процессами че­ловека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изу­чается психолингивистикой. Психолингвистический подход при изучении нарушения речи, например алалии, позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство. Изучение со­стояния различных операций восприятия и порождения речевого вы­сказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах. Психолингвистический под­ход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Несмотря на то что речь и язык формируются на основе одних и тех же элемен­тов, характер их отношений в образованных структурах значительно различается. Процесс речи предполагает, с одной стороны, форми­рование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средства­ми, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их по­нимание. Речевая деятельность реализуется в ее основных видах — слушании (аудирование), говорении (произношение), чтении, письме (письменная речь), — которые являются основными и для взаимо­действия человека в процессе вербального общения. На основе ре­чи и слова как ее смысловой единицы формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. Язык яв­ляется средством общения, а речь — процессом общения. Выделяют два основных вида речи — импрессивную (сенсорную) и экспрессив­ную (моторную).

Импрессивная речь — это восприятие и понимание речи. Она связа­на с корковыми проекциями зрительного, слухового и кожного анализа­торов, с центром понимания речи, или центром Вернике. Экспрессивная'/^ же речь представляет собой устную активную речь, то есть произнесение человеком собственно звуков речи. Экспрессивная речь начинается с мо­тива и замысла высказывания, затем проходит стадию внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевой схеме) и, наконец, завершает­ся речевым высказыванием (переводом внутренних речевых единиц во внешнее, устное высказывание). В свою очередь, экспрессивная речь под­разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме.

Устная речь — это форма речевой деятельности, включающая по­нимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в зву­ковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосред­ственном контакте человека с человеком или может быть опосредована техническими средствами (телефон, компьютер и др.). Различают сле­дующие виды устной речи:

1) неподготовленная устная речь (беседа, интервью, выступление
в дискуссии);

2) подготовленная устная речь (лекция, доклад, выступление, отчет);

3) диалогическая речь (непосредственный обмен высказываниями
между двумя или несколькими лицами);

4) монологическая речь (длительное последовательное связное из­ложение мыслей, знаний одним лицом).

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая, когда имеется со­беседник. В диалогической речи могут присутствовать интонация, жест, пауза, ударение, и она может представлять собой просто обмен репли­ками. Реплика — это ответ, возражение, замечание на слова собесед­ника. Диалогическая речь может быть как ситуативной, то есть связан­ной с ситуацией, в которой возникло общение, так и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативный, и контекстуальный диалог — формы непосредствен­ного общения людей, когда участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей. Диалог обычно поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуа­ции и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный од­ной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или вы­ясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

Монологическая речь — это вид речи, обращенной к одному или группе слушателей, а иногда и к самому себе (внутренний монолог). В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.

Выделяется 3 основных вида монологической речи — повествова­ние (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. Мо­нологическая речь представляется более сложной формой речи, по­скольку предполагает связность мысли, ее правильное грамматичес­кое оформление и выразительность голосовых средств. Она требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и пла­номерной передачи информации. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопро­вождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного.

Речь эгоцентрическая — это речь, обращенная к самому себе, регу­лирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуника­тивной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Это как бы переходный этап от внешней речи к внутренней. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описа­нии соответствующих синдромов.

Автономная речь. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых, называется детской авто­номной речью. По форме «слова» детской автономной речи являют­ся результатом искажения слов взрослых или их частями, повторен­ными дважды. Например, ребенок может сказать «коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и т. п.

Особенностями автономной детской речи являются ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значения слов, их неопределен­ность и многозначность. В автономной детской речи отмечается от­сутствие флексий и синтаксических отношений между словами. Она может принимать более или менее развернутые формы и сохранять­ся продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное раз­витие в целом.

Речь письменная — это графически оформленная устная речи. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. Письменная речь может быть отсроченной (например, письмо) и непосредственной (обмен записками во время заседания) и отличает­ся от речи устной не только тем, что используется графика, но и в грам­матическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отноше­нии, то есть типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организа­ция, которой необходимо специально овладевать. При недоразвитии ре­чи часто возникают различные нарушения письма.

Внутренняя речь — это речь мысленная, протекающая хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Она является производной формой внешней (звуковой) речи. Внутренняя речь является важным универсальным механизмом умственной дея­тельности человека. В наиболее отчетливой форме она представлена при решении различных задач в уме, мысленном планировании, за­поминании и пр. Посредством ее происходят логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструк­ция при выполнении произвольных действий, осуществляются само­анализ и самооценка своих поступков и переживаний.

Внутренняя речь отрывочна, лишена четких грамматических форм. Выделяют 3 основных типа внутренней речи:

внутреннее проговаривание — речь «про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения зву­ков) и типичная для решения мыслительных задач в затруднительных условиях;

собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство
мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфиче­скую структуру, отличную от структуры внешней речи;

внутреннее программирование — формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого вы­сказывания, целого текста и его содержательных частей.

Речь дактильная — это речь, воспроизводящая слова с помощью дактильных букв, то есть определенных конфигураций пальцев и их движений.

Речь жестовая — способ межличностного общения людей, лишен­ных слуха, с помощью системы жестов, характеризующейся своеоб­разными лексическими и грамматическими закономерностями, кото­рые обусловлены выраженным своеобразием жеста как ее основной семантической единицы, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере офи­циального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно использу­ются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи при­меняются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суф­фиксов и т. д.

Дактильную и жестовую речь применяют в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной ре­чи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слы­шащих с глухими.

Речь мимико-жестовая — это средство общения глухих людей по­средством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается определенному жесту, но ро­до-видовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи. Так, часы разной конструкции (настенные, наручные и пр.) обозначаются разными жестами. И наоборот, один и тот же жест может означать и предмет, и действие (топор — рубить). Конструкция предложения тоже имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем — его качество; после объекта указывается действие, на него направленное. Как семантическая единица высказывания в мимико-жестовой речи часто выступает мимика.

Речевая деятельность также различается по степени произволь­ности (активная и реактивная), сложности (речь-называние, коммуника­тивная речь), предварительного планирования, требующих сложной струк­турной организации.

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, опы­та, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния и от ситуации. С помощью речи обучаемые осваивают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее совершенствуется устная, письменная и другие виды речи, пополняется словарный запас, тем выше уровень познавательных возможностей и культуры обучаемых. Речь конкрет­ного человека — это отражение его общей культуры, поэтому речь должна отвечать определенным требованиям.

Правильность речи — это соблюдение норм современного литера­турного языка — грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

Ясность речи — это доступность ее для понимания другими. Вре­дят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

Чистота речи — свобода ее от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов).

Точность — полное соотнесение значения слов и словосочетаний, употребляемых в речи, с ее смысловой и предметной сторонами.

Выразительность — умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, интонацией, вы­бором слов, построением предложений действуя на адресата.

Богатство речи определяется выбором языковых средств для выра­жения одной и той же мысли, отсутствием однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для воспри­ятия имеет просодическая сторона речи.

Просодика — это сложный комплекс элементов, включающий ме­лодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, слу­жащий на уровне предложения для выражения различных синтакси­ческих значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Просодика представляет собой наивысший уровень развития языка. Просодиче­ское оформление текста подчинено семантико-синтаксической зада­че речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей — таких как психофизиологические, ситуационные, пот-ребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характе­ристики просодии в целом. Основной составляющей просодии явля­ется интонация.

Интонация — это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания в зависимости от их цели. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов — тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу, звучания голоса, паузы и логи­ческое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в члене нии и организации речевого потока в соответствии со смыслом пере­даваемого сообщения.

Темп речи — это скорость произношения речи, относительное уско­рение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т. д.). Он зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего и содержания выска­зывания. Измерение темпа речи основано на подсчете числа звуко­вых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу време­ни. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу вре­мени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту и у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи мо­жет реализоваться только на коротких отрезках сообщения. Темп игра­ет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информа­ции. В практике выделяют 3 основных темпа — нормальный, быстрый и медленный. Замедление темпа может осуществляться разными спо­собами, например путем увеличения длительности звуков или путем произнесения фразы с паузами между словами. Ускорение темпа до­стигается путем сокращения длительности звуков, то есть увеличе­нием скорости артикуляции. В быстром темпе паузы между словами делаются короче или исчезают вовсе. При ускорении темпа речи сог­ласные, в отличие от гласных, сохраняются лучше. Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с бо'ль-шей скоростью. Резкое отклонение темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешает восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобра­зие другого ее параметра — ритма.

Ритм — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная его смысловым заданием. Ритм представ­ляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых чело­веком и служащих основой его действий. Чувство ритма в основе сво­ей имеет моторную (двигательную) природу. Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Наиболее сложен ритм прозам ческой речи. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаи­мозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свой­ством речевого ритма является регулярность.

Метрические признаки ритма отражены в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелоди­ки речи.

Мелодика речи — совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляции высоты тона при произнесении фразы.

Логическое ударение — интонационное средство, представляющее собой выделение какого-либо слова в предложении интонацией, при этом слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и то­нальная вершина слова) и ударение смысловое — синтагматическое, фразовое, логическое.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стерж­нем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических харак­теристик.

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма — отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Синтагма имеет физиологическую целостность и отграни­ченность и выступает как ритмический период устной речи. Она свя­зана со смыслом, а значит, с синтаксисом и интонацией. В среднем синтагма включает в прозе 2—4 слова, а в стихе — 2—3. Она_произносится на одном речевом выдохе и представляет собой единый артику­ляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз, в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. В нормальной речи плавность органически сочетает­ся паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону инто­нации.

Пауза — интонационное, средство, которое по акустическому вы­ражению может быть .действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании. Паузам играют значительную роль я выразительности речи. Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вы­зываемые физиологическими и психологическими причинами). Са­мые короткие паузы связаны с особенностями произношения смыч­ных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состояния перед «взрывом». В среднем паузы длятся около 0,1 секунды. В процессе уст­ной речи периодически приходится делать вдох для удовлетворения биологической потребности и для поддержания оптимального подсвя-зочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так на­зываемых дыхательных пауз. Их частота и длительность зависят от об­щего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут также и смысловую нагрузку, поскольку членят текст на смысловые отрезки. Продолжи­тельность таких пауз составляет в среднем 0,5—1,5 секунды.

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встреча­ются не только на границах синтагм, но м внутри них. Их продолжи­тельность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи, а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне.

Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный, или фонематический, признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот смыслоразличительный признак составляет основу звуковых ели ниц языка — фонем. Физически фонемы представляют собой тоны (гласные звуки) и шумы (согласные звуки). Языки отличаются по ко­личеству используемых в них фонем — от 11 до 141. Установлено, что в первый год жизни любой здоровый младенец способен воспроизво­дить до 75 различных фонем, В русском языке различают 42 фонолы, среди которых б гласных и 36 согласных. Любой язык является упо­рядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой в соответствии с определенными правилами. Совокупность гпгх пол вил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает прави­ла сочетания слов в предложении, а семантика объясняет значение от­дельных слов.

Семантика — понимание значений слов и фраз. Доказано, что ребе­нок может понимать смыл слов еще до того, как начинает их произ­носить. Синтаксис — понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза.

Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвое­нии всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, — а также воспитания умения пользоваться языковыми средствами и художест­венной выразительностью речи.

Функциональная система речевой деятельности является наиболее сложной и важной в системе поведенческой деятельности человека.

Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функци­ями двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Учитывая соотношение первой и второй сигнальной системы у того или иного индивидуума, И. П. Павлов выделил спе­цифические человеческие типы высшей нервной деятельности в зави­симости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности.

Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответствен­ных за первосигнальные раздражители, академик Павлов относил к ху­дожественному типу (у представителей этого типа преобладает образ­ный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительного и слухового восприятия событий окружающего мира, — чаще всего художники и музыканты. Тех же людей, у которых более сильной оказывается вторая сигнальная система, относят к мысли­тельному типу. У представителей этого типа преобладают логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий это, как правило, ученые, философы. В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, че­ловека можно отнести к среднему (смешанному типу), к которому от носится большинство людей. Но есть еще один, крайне редкий тип людей вариант, у которых очень сильно развита и первая, и вторая сигнальная система и которые способны как к художественному, так и к научному творчеству.

Психика — это специфическое свойство головного мозга, заклю­чающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Ощущения и восприятие являются необходимым начальным этапом наших знаний о самих себе и о внешнем мире.

Сознание — это высшая форма отражения действительности, с по­мощью которой целенаправленно регулируются формы контактирова­ния человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективное переживание действительности, протекающее на фоне существующего у индивида опыта и сознаваемое им как определен­ная субъективная реальность.

Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт есть процесс осознания действительности. Сознание включает все формы психической дея­тельности человека — ощущения, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю.

Ощущение — это процесс отражения в центральной нервной систе­ме различных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Всякое ощуще­ние имеет качество, силу, длительность. Качественные особенности тех или иных ощущений называются их модальностью. Ощущения да­ют материал для более сложных форм отражения действительности в сознании (восприятия, мышления), то есть являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.

Восприятие — это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентирование в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внеш­него мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Ощущения и восприятие человека носят сознательный, осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь. Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты непосредствен­но чувственно.

Мышление — это процесс опосредованного, обобщенного отраже­ния действительности с ее связями, отношениями и закономерностя­ми. С помощью мышления познаются содержание и смысл воспри­нимаемого, а также внутренние особенности предметов и явлений. С его помощью человек понимает настоящее, будущее, прошедшее, строит гипотезы и обеспечивать их проверку.

Понятие — наиболее высокая форма обобщения. В нем отражено все то, что не может быть воспринято непосредственно с помощью органов чувств, оно отражает в предмете лишь существенное.

Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Благодаря вниманию обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы вни­мания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, ло­кальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.

Память — одно из основных свойств центральной нервной систе­мы, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего ми­ра и реакциях организма. Память складывается из 3 взаимосвязанных этапов — запоминания, хранения и воспроизведения информации. По времени сохранения информации различают память сенсорную (не­посредственный отпечаток сенсорной информации), кратковременную и долговременную.

Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может со­знательно контролироваться им, но зависит от функционального со­стояния организма. Время сохранения образов внешнего мира неоди­наково для различных органов чувств — длительно сохраняются зрительные образы. Непосредственный отпечаток сенсорной инфор­мации является начальным этапом переработки поступивших сигна­лов. Количество информации, содержащейся в нем, избыточно, и высший аппарат анализа информации определяет и использует лишь на­иболее существенную ее часть.

Долговременная память позволяет сохранять информацию неогра­ниченное время и имеет практически неограниченный объем, без иска­жения сохраняя огромное количество информации, которая при необ­ходимости может легко воспроизводиться

Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Оно, как и запоминание, может быть произвольным и непроизволь­ным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в «извлечении» из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, тре­бующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность вос­произведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах все же мо­жет воспроизводиться.

Мотивация — это побуждение к деятельности, связанное с удов­летворением определенных потребностей. Мотивации делят на 3 ос­новные группы — биологические, свойственные как человеку; так и животным, социальные, свойственные человеку и частично живот­ным, и духовные, свойственные только человеку и связанные с ин­теллектуальными потребностями. Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант внутренней среды организма, иными словами, биологические моти­вации формируются на основе биологических потребностей — голо­да, жажды, полового чувства и др.

Эмоции, С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях. Эмо­ции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или не­удовлетворения возникших потребностей, а также при их удовлетво­рении. Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вреднос­ти данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемо­го действия. Возникновение эмоциональных переживаний дает общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании ак­тивности, направленной на усиление или прекращение действия раз­дражителей. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождают­ся отрицательными эмоциями. Удовлетворение потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием и ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности.

Интеллект (ум, рассудок, разум) —- это способность к примене­нию полученных знаний в практической жизни и их дальнейшему углублению. Подструктурами общего интеллекта является интеллект вербальный и невербальный. Вербальный интеллект—- это мыслитель­ная способность человека, отражающая особенности общего интел­лекта, с преимущественной опорой на знания, которые, в свою оче­редь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Вербальный интеллект полностью основан на мыслительной способности человека и его главным инструментом выступает слово, речь. При определении вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, уме­ние строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления.

Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отража­ющихся в сенсомоторных показателях.

В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности. Физическое и психическое развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совер­шенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и соверше­нствуется только при непременном условии овладения речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают учить его говорить пра­вильно уже с младенчества, у него развивается способность сначала представлять, а затем мыслить и воображать, и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с разви­тием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-воле­вая сфера. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно спо­собствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовя почву для его успешного обучения. В школе дети овладевают чтением и пись­мом. Мышление теснейшим образом связано и с другими психиче­скими процессами — восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием, — но оно распространяется дальше в силу сво­его обобщенного характера отражения действительности. Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

 

Задание 2.Составить граф-схемы по изученному материалу.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.