Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная периодизация психического развития человека.



Методы изучения возрастных особенностей, проблемы развития и методы развивающей работы психолога.

В отечественной психологии выделяют 4 группы методов.

1. Организационныевключают в себя: срав­нительный, лонгитюдный и комплексный методы:

а) сравнительно-возрастной метод -со­поставление отдельных особенностей по воз­растам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса;

б) лонгитюдный метод -длительное ис­следование одних и тех же людей на протяжении ряда лет (продольное исследование). Дает воз­можность выявить индивидуальные особенности развития;

в) комплексный метод- психологические исследования включаются в комплексные иссле­довательские программы, в которых участвуют представители других наук. Такие исследования позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

2. Эмпирические- включают методы до­бывания научных данных (наблюдение, экспе­риментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интер­вью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических ра­бот различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, до­кументов, свидетельств и т.д.).

3. Методы обработки данных -количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по груп­пам, вариантам, описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и яв­ляющихся исключениями).

4. Интерпретационные -включают генети­ческий и структурный методы.

Генетическийпозволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в ха­рактеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Структурныйметод определяет горизон­тальные структурные связи между всеми изучен­ными характеристиками личности.

Основными методами, принятыми в совре­менной психологии для решения этой задачи, являются:

1) наблюдение- целеустремленное и пла­номерное восприятие объекта наблюдения с по­следующей систематизацией фактов и осуществ­лением выводов;

2) тестирование- метод психологической диагностики, использующий стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие опреде­ленную шкалу значений.

В современной психологии существуют так­же проективные методы- совокупность мето­дик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) сти­мулов, которые испытуемый должен конструиро­вать, развивать, дополнять, интерпретировать.

 

Возрастная периодизация психического развития человека.

 

Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный пе­риод, детство, отрочество, юность.

Внутриутробный период делятна 3 стадии:

1) предзародышевую стадию.Составляет две недели;

2) зародышевую стадию.До двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и разви­тие различных органов;

3) стадию плода.Длится до появления младенца на свет.

Детствотакже делится на несколько периодов:

1) младенчество (от 0 до 12—14 месяцев);

2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет);

4} младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет). Детство— период, продолжающийся от новорож­денное™ до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общест­ва. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Отрочествовключает две стадии: подростковую, либо пубертатного развития (длится до 15 лет. У под­ростка начинает формироваться новое мировоззре­ние, складывается новое представление об окружаю­щем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную. Длится до 22—23 лет-Юность— период в развитии человека, соответ­ствующий переходу от подросткового возраста к са­мостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выде­ляют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность {от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосоз­нания, решением задач профессионального само-опре-деления и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессио­нальные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает зна­чение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность -- напряженный период формирования нрав­ственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклоне­ниям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных норм.

 



3) Теории психического развития в зарубежной психологии.

Возрастная и педагогическая психология обладает практически необозримым эмпирическим материалом. В мире выходит около десяти специализированных журналов (только Американская психологическая ассоциация издает три), публикуются материалы регулярных (в Европе ежегодных) конференций.

Главная проблема, на решение которой направлены усилия ученых в разных странах, является проблема соотношения наследственности и среды, роль обучения и воспитания в формировании человеческой психики. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной и педагогической психологии, сводилось к трем вариантам.

Первое направление при всем разнообразии взглядов отдельных авторов склонялось к приоритету наследственности. Сторонники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. (история зародыша есть краткое повторение истории вида). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врожденной программы (зафиксированной генетически).

Противоположная точка зрения, рассматривающая социальный фактор как определяющий в формировании психики человека, сформировалась в науке с начала XX в. под влиянием работ французской социологической школы , начиная с работ Э.Дюр-кгейма, Г.Тарда, Ш.Блонделя, П.Жанеи других ученых. Сторонники данного направления (социологизаторский или социогенетический подход) недооценивали и (или) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания. Основным механизмом социализации признавалось подражание.

Наиболее же многочисленным следует признать третье направление, которое нередко называют теориями двух факторов, объединяя под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух основных сил, влияющих и определяющих психическое развитие ребенка. Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении.

Первым принцип конвергенции двух факторов в начале XX в. выдвинул Вильям Штерн. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка осуществляют свои исследования анализа причин и сущности психического развития ребенка с позиций следующих теорий: психоаналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм), биологической и гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет — человеческие эмоции и межличностные отношения. Эту теорию иногда называют теорией развития личности. Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и других факторов. Гуманистическая теория рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации).








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.