Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая готовность к школе.



Готовность к школе включает в себя три компонента:

1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
2. Физиологическая готовность, т.е. функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.
3. Психологическая готовность.

В современной психологии, к сожалению, пока не существует единой и четкой концепции «Школьной зрелости (готовности)».

Анна Анастази трактует это понятие как, «Овладение умениями, знаниями, способностями мотивациями и поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального усвоения школьной программы».

Л.И. Божович и А.И.Запорожец считают, что «…Готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова выделяют следующие показатели психологической готовности к школе в системе взаимоотношений ребенка с окружающим миром:

отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик;

отношения со сверстниками – умение увидеть проблему «другими глазами», встать на точку зрения партнера. Такие дети обладают большей гибкостью, не слишком жестко привязаны к ситуации;

отношение ребенка к себе – адекватная самооценка и самоконтроль своих действий и возможностей;

По данным Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовского, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др. выделяется три аспекта школьной зрелости:

· Интеллектуальная зрелость подразумевает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, речи;

· Эмоционально - волевая зрелость предполагает уменьшение импульсивных реакций, усиление самоконтроля дошкольника, усидчивости;

· К социальной зрелости относится умение ребенка устанавливать отношения со сверстниками и учителем, вписываться в систему прав и обязанностей школьника.

Все эти качества могут быть измерены или описаны с помощью различных тестов профессиональным психологом. Могут применяться разные методы диагностики, в зависимости от предпочтений специалиста или особенностей детей, главное, чтобы эти методики показывали развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах. Необходимо помнить, что результаты диагностики верны на момент исследования и могут служить лишь общим ориентиром для родителей, воспитателей и будущих учителей. Эти данные помогут понять, какие качества школьной зрелости у ребенка развиты уже достаточно, а какие еще нет.

Например, программа по диагностике «Психологической готовности к школе психолога одного московского детского сада включает следующие разделы:

1. Изучение мотивации (желания) идти в школу;

2. Определение уровня развития основных психических процессов;

А. Мышление:

1.пространственное;

2.наглядно-действенное;

3.аналитическое;

4.логическое;

Б. Внимание;

В. Память; слуховая и зрительная: краткосрочная и долговременная;

Г. Восприятие: слуховое, зрительное;

Д. Речь; общий уровень развития речи, самоконтроль и произвольность речи;

3. Мелкая моторика;

4. Самооценка.

5. Социальная зрелость – отношения со сверстниками.

Процедура тестирования выглядит как беседа психолога с ребенком, перемежающаяся различными заданиями. Учитываются многие факторы – успешность выполнения ребенком задания, время, затраченное на это, нуждается ли дошкольник в помощи или справляется самостоятельно, как быстро утомляется и пр.

Часто родители уделяют много внимания интеллектуальному развитию ребенка, упуская из вида другие аспекты школьной зрелости. Например, наслушавшись разговоров на детской площадке об умениях других детей, мама чуть ли не силой усаживает сына за занятия, к которым у ребенка нет ни малейшего интереса. И еще задолго до учебы у мальчика рождается отвращение ко всему, что связано со школой.

Необходимо помнить, что «Всему свое время!», и если ребенок не проявляет интереса к буквам и цифрам – оставить его в покое, по крайней мере до 6 лет. Ведущая деятельность дошкольника – игра, и на нее должно оставаться и время и силы ребенка.

Примерно за год до школы рекомендуется протестировать ребенка на предмет школьной зрелости. За оставшееся время у родителей будет время развить «западающие» качества, если они имеются. Однако делать это лучше всего под руководством психолога и в игровой форме.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.