Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возрастохватывает период жизни ребенка с 7 до 10— 11 лет. К семи годам, становится характерным утрата ребенком непосредственности, формируется личное сознание, «я>- ребенка. Между желанием что-либо сделать и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, т.е. он приобретает опосредованную связь с внешним миром через его внутренние состояния, переживания. В этот период поступки детей дли взрослых становятся необъяснимыми, появляется манер-ничание, капризы, особая походка и иногда особая интонация голоса. В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающей его действительностью. Согласно Д. Б. Эльконину, для дошкольника характерны две сферы социальных отношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», которые связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Такие отношения существуют параллельно и не связаны иерархическими связями. С поступлением ребенка в школу возникает новая система отношений, т.е. система «ребенок — взрослый» дифференцируется и образует две системы отношений: «ребенок — родитель» и «ребенок — учитель». Система «ребенок — родитель» определяет отношение ребенка к родителям. Система «ребенок — учитель» занимает центральное место в жизни младшего школьника. С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения. Основные новообразования младшего школьного возраста— произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего -обучения в средней школе. Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью. По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям, так как без этого невозможен процесс усвоения знаний. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудности и препятствия. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|