Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая характеристика младшего школьного возраста.



 

Младший школьный возрастохватывает пе­риод жизни ребенка с 7 до 10— 11 лет.

К семи годам, становится характерным утрата ребенком непосредственности, формируется личное сознание, «я>- ребенка. Между желанием что-либо сделать и действием вклинивается пе­реживание того, какое значение это действие бу­дет иметь для самого ребенка, т.е. он приобре­тает опосредованную связь с внешним миром через его внутренние состояния, переживания.

В этот период поступки детей дли взрослых становятся необъяснимыми, появляется манер-ничание, капризы, особая походка и иногда осо­бая интонация голоса. В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты до­школьного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отноше­ний ребенка с окружающей его действительно­стью. Согласно Д. Б. Эльконину, для дошкольника характерны две сферы социальных отношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», кото­рые связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родите­лями, отношения внутри детского коллектива так­же не определяют взаимоотношения с родителя­ми. Такие отношения существуют параллельно и не связаны иерархическими связями.

С поступлением ребенка в школу возникает но­вая система отношений, т.е. система «ребенок — взрослый» дифференцируется и образует две системы отношений: «ребенок — родитель» и «ребенок — учитель». Система «ребенок — родитель» определяет от­ношение ребенка к родителям. Система «ребе­нок — учитель» занимает центральное место в жизни младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу игра посте­пенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изме­няет мотивы его поведения.

Основные новообразования младшего школь­ного возраста— произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Благодаря им психи­ка младшего школьника достигает уровня разви­тия, необходимого для дальнейшего -обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствую­щих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим внима­нием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям, так как без этого невозможен процесс усвоения зна­ний. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляет­ся в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудности и препят­ствия. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.