Психологическая характеристика подросткового возраста.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Существует множество названий этого периода: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, критический переломный возраст. Все эти названия отражают разные стороны того, что происходит в жизни подростка, и определяют все основные особенности личности подростка. Для подросткового периода характерно наличие разногласий со взрослыми, и в частности, с родителями. Это происходит в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. «Сферы влияния»родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов. Меняется отношение к учению, появляется стремление к самообразованию. Порой наблю-Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется следующими особен- 1) подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к ребенку; 2) меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками; 3) с одной стороны подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой — мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственности и обязанностей. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками.Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Складываются 2 системы взаимоотношений: со взрослыми и со сверстниками. Отношения со взрослымиоказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равно-партнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, т.к. удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, в которых их привлекает сходство интересов и проблем. В подростковом возрасте появляются товарищеские и дружескиеотношения. В старшем подростковом возрасте появляется 3 вида взаимоотношений: внешние - эпизодические деловые контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера. Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для • привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми. Товарищеские отношениябазируются на уважении личного достоинства другого человека, равенстве, верности. Осуждаются эгоистичность, жадность, нарушение данного слова. В подростковой группе обязательно появляется лидери устанавливаются отношения лидерства. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером. Важным фактором дружеского сближенияявляется сходство интересов и дел. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. К концу подросткового возраста велика потребность в близком друге. Овладение нравственными нормами -важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Учебная деятельностьостается преобладающей, но отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно-полезной и др. Они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость. На данном этапе высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти.Начинает активно развиваться логическая память. Ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. Меняется отношение между памятью и мышлением.Мышление определяется памятью. Для того чтобы запомнить материал, необходимо установить логическую связь между его частями. Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи.Чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь - от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная - от изложения к сочинению. Мышлениестановится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Формируются общие и специальные способности, в т.ч. необходимые для будущей профессии. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Возникает потребность в доверительном общении.Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Значима потребность в общении и дружбе,дети боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха не понравиться. Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. Появляется склонность к рискуи возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников.Если у ребенка заниженная самооценка, то он может не высказывать свое мнение. У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам.Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильностьпри решении проблем, связанных с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Новообразованиями данного возраста являются: - чувство взрослости- желание подростка, чтобы взрослые относились к нему как к взрослому; - развитие самосознания, формирование идеала личностинаправлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам; - склонность к рефлексии (самопознание).Сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис; - интерес к противоположному полу, половое созревание.Меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг кдругу как к представителям противоположного пола. Подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду; - повышенная возбудимость, частая смена настроения.Наличие вышеперечисленных новообразований ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становится нестабильным, что выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, плаксивости, агрессивности или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии; - развитие волевых качеств.В данном возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет. Наблюдается повышенная познавательная и творческая активность.Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Эти процессы проходят за пределами школы и самостоятельно (сами конструируют, строгают, рисуют и т.д.) или при помощи взрослых или более старших товарищей. Отмечается дифференцированное отношение к учебе.По отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя. Появляются новые мотивы учения,связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков. Формируется система личностных ценностей.В дальнейшем она определяет содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения. Формируются организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|