Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая характеристика подросткового возраста.



 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качествен­ной перестройке, возникают и формируются но­вые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрос­лыми и товарищами, способов социального взаи­модействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, дея­тельность и отношения. Существует множество названий этого периода: подростковый, переход­ный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста по­лового созревания, критический переломный возраст. Все эти названия отражают разные сто­роны того, что происходит в жизни подростка, и определяют все основные особенности лично­сти подростка.

Для подросткового периода характерно нали­чие разногласий со взрослыми, и в частности, с родителями. Это происходит в основном по по­воду стиля одежды, прически, ухода из дому, сво­бодного времени, школьных и материальных проб­лем.

«Сферы влияния»родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам со­циальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

Меняется отношение к учению, появляется стремление к самообразованию. Порой наблю-Социальная ситуация развития в этом воз­расте характеризуется следующими особен-

1) подросток продолжает находиться в тех же усло­виях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориента­ции. Так, стремление к независимости сталки­вается в семье с тем, что родители могут отно­ситься к подростку еще как к ребенку;

2) меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверст­никами;

3) с одной стороны подросток стремится ото­рваться от детства, стать взрослым и самостоя­тельным, а с другой — мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственности и обязанностей.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками.Общаясь, подростки осваивают нормы социаль­ного поведения, морали, устанавливают отноше­ния равенства и уважения друг к другу.

Складываются 2 системы взаимоотношений: со взрослыми и со сверстниками. Отношения со взрослымиоказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равно-партнерские и управляются нормами равнопра­вия. Подросток больше времени начинает прово­дить со сверстниками, т.к. удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, в которых их привлекает сходство интересов и проблем. В подростковом возрасте появляются товарищеские и дру­жескиеотношения. В старшем подростковом возрасте появляется 3 вида взаимоотношений: внешние - эпизодические деловые контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, спо­собствующие взаимообмену знаниями, умения­ми и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в са­мостоятельный вид деятельности. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со свер­стниками, переживаются очень тяжело. Для • привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти даже на нарушение со­циальных норм или открытый конфликт со взрос­лыми.

Товарищеские отношениябазируются на уважении личного достоинства другого челове­ка, равенстве, верности. Осуждаются эгоистич­ность, жадность, нарушение данного слова.

В подростковой группе обязательно появля­ется лидери устанавливаются отношения ли­дерства. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

Важным фактором дружеского сближенияявляется сходство интересов и дел. Дружба акти­визирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

К концу подросткового возраста велика по­требность в близком друге.

Овладение нравственными нормами -важнейшее личностное приобретение подрост­кового возраста.

Учебная деятельностьостается преобла­дающей, но отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важ­ным становится то, какое место подросток за­нимает в классе.

Подростки стремятся участвовать в разно­образных видах деятельности: спортивной, ху­дожественной, общественно-полезной и др. Они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость. На данном этапе высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и твор­ческая активность. Происходит перестройка памяти.Начинает активно развиваться логи­ческая память. Ребенок переходит к использо­ванию логической, произвольной и опосредо­ванной памяти. Развитие механической памяти замедляется.

Меняется отношение между памятью и мышлением.Мышление определяется па­мятью. Для того чтобы запомнить материал, не­обходимо установить логическую связь между его частями.

Происходят изменения в чтении, моноло­гической и письменной речи.Чтение от бегло­го, правильного постепенно переходит в способ­ность декламировать, монологическая речь - от умения пересказывать текст к способности само­стоятельно готовить устные выступления, пись­менная - от изложения к сочинению.

Мышлениестановится теоретическим, по­нятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и аб­страктно. Формируются общие и специальные способности, в т.ч. необходимые для будущей профессии.

Появление чувствительности к мнению окру­жающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте са­мосознания.

В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрос­лых. Возникает потребность в доверительном общении.Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали.

Значима потребность в общении и друж­бе,дети боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха не понравиться. Подростки стремятся быть принятыми сверстни­ками, обладающими, по их мнению, более зна­чимыми качествами. Подростки могут не выска­зывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

Появляется склонность к рискуи возрас­тает подверженность влиянию со стороны сверстников.Если у ребенка заниженная само­оценка, то он может не высказывать свое мнение. У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам.Они могут действовать необдуман­но, вести себя неадекватно.

Несмотря на то что подростки активно ре­шают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к об­суждению проблем, они проявляют инфан­тильностьпри решении проблем, связанных с выбором будущей профессии, этикой по­ведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Новообразованиями данного возраста явля­ются:

- чувство взрослости- желание подростка, чтобы взрослые относились к нему как к взрос­лому;

- развитие самосознания, формирова­ние идеала личностинаправлено на осозна­ние человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношени­ем подростка к своим недостаткам;

- склонность к рефлексии (самопозна­ние).Сравнение себя с другими людьми, взрос­лыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психоло­гический кризис;

- интерес к противоположному полу, по­ловое созревание.Меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг кдругу как к представителям проти­воположного пола. Подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду;

- повышенная возбудимость, частая сме­на настроения.Наличие вышеперечисленных новообразований ведет к тому, что эмоциональ­ное состояние подростка становится нестабиль­ным, что выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, плаксивости, агрес­сивности или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии; - развитие волевых качеств.В данном воз­расте дети начинают усиленно заниматься само­воспитанием. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Наблюдается повышенная познавательная и творческая активность.Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Эти процессы про­ходят за пределами школы и самостоятельно (са­ми конструируют, строгают, рисуют и т.д.) или при помощи взрослых или более старших товарищей.

Отмечается дифференцированное от­ношение к учебе.По отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим ин­терес снижается. На отношение к предмету вли­яет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения,связан­ные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков.

Формируется система личностных цен­ностей.В дальнейшем она определяет со­держание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших под­ростков начинается процесс профессионального самоопределения.

Формируются организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налажи­вать деловые контакты, договариваться о совмест­ных делах, распределении обязанностей и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.