Здавалка
Главная | Обратная связь

Зрелость как психологический возраст.



 

В этот период познавательные психиче­ские процессыразвиваются неравномерно. Взрослый человек может самостоятельно кон­тролировать ход своего интеллектуального раз­вития и добиваться больших результатов, свя­занных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности.

Главными проблемами в эмоциональной сфере,требующими разрешения именно в пе­риод ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих от­ношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и со­провождается ситуативно возникающими и из­меняющимися эмоциями.

В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родитель­ских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия и т.д.

В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Роль мотивационной сферывелика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рож- : дение детей, выбор профессии. Создание семьи обусловливается следу­ющими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответ­ствие и моральные соображения.

Еще одним важным шагом является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руко­водствуется практическими соображениями, ро­дительскими установками, желанием реализо­вать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценно­стей, которая может изменяться с возрастом.

На самосознание, самооценку,«я-концеп-цию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуаль­ного партнера, супруга, родителя, профессиона­ла и гражданина.

В данный период наблюдается нормативный кризис 30-33 лет.Он обусловлен рассогласо­ванием между жизненными планами и реальны­ми возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организа­ции свободного времени (досуга), которая по­зволяет воплотить в жизнь нереализованный по­тенциал личности.

Ведущим фактором развитияв данный период является трудовая деятельность, а глав­ными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи. К этому времени человек приобретает бога­тый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними ме­няются, начинают носить другой характер; ста­реют родители, которым становится необходима помощь.

В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиоло­гические изменения: ухудшается общее само­чувствие, зрение, замедляются реакции и т.д. Наблюдается снижение характеристик психо­физических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы чело­века.

Сохраняется уровень работоспособности, позволяющий прбдолжать трудовую и творче­скую активность. Происходит развитие способ­ностей, связанных с профессиональной и по­вседневной деятельностью.

Главным достижением этого возраста явля­ется обретение состояния мудрости:умение оценивать события и информацию в более об­ширном контексте, чем раньше, способность справляться с неопределенностью и др.

Это период расцвета семейной жизни, ка­рьеры и творческих способностей. Труд зани­мает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоцио­нальное состояние влияет успешность трудо­вой деятельности. В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страда­ют от депрессии, испытывают чувство одиноче­ства.

Основными потребностями являются реали­зация своего творческого потенциала, необхо­димость передать свой опыт другому поколению," корректировка деятельности, забота о сохране­нии близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. Происходят осмысление и переоцен­ка жизни в целом, сложившейся системы цен­ностей в личной, семейной и профессиональной сферах.

«Я-концепция»обогащается новыми «я-образами». Суть «я-концепции» - самоак­туализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки ха­рактерна тенденция усиления когнитивного (по­знавательного) компонента. Взвешенное, реа­листичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственно­му «я». Самооценки приобретают обобщенный характер.

«Я-образ» развивающейся личности превра­щается в «я-образ», связанный с развитием дру­гих людей (детей, учеников, сослуживцев).

В этот период наблюдается «кризис сере­дины жизни»(40-45 лет). Человек переоцени­вает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.