Зрелость как психологический возраст.
В этот период познавательные психические процессыразвиваются неравномерно. Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Главными проблемами в эмоциональной сфере,требующими разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости. Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями. В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия и т.д. В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. Роль мотивационной сферывелика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рож- : дение детей, выбор профессии. Создание семьи обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Еще одним важным шагом является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом. На самосознание, самооценку,«я-концеп-цию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В данный период наблюдается нормативный кризис 30-33 лет.Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются. Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Ведущим фактором развитияв данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи. К этому времени человек приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь. В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляются реакции и т.д. Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека. Сохраняется уровень работоспособности, позволяющий прбдолжать трудовую и творческую активность. Происходит развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости:умение оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способность справляться с неопределенностью и др. Это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние влияет успешность трудовой деятельности. В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению," корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. Происходят осмысление и переоценка жизни в целом, сложившейся системы ценностей в личной, семейной и профессиональной сферах. «Я-концепция»обогащается новыми «я-образами». Суть «я-концепции» - самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента. Взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «я». Самооценки приобретают обобщенный характер. «Я-образ» развивающейся личности превращается в «я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев). В этот период наблюдается «кризис середины жизни»(40-45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|