Психология старения.
Период возраста старше 60 лет называют геронтогенезом,или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология- область знаний, изучающая процесс старения человека. Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3)долгожители. Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т.е. происходит общее старение организма. Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы.Больше всего страдают интеллектуальные функции. Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито. В эмоциональной сферепоявляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склон-• ностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины - агрессивными, практичными, властными. В аффективной сферепрослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний. Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести. «Я-концепция»в староста также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Факторами, определяющими поведение пожилого человека, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии. Ведущими факторами развитияв старости становятся самоактуализация «я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.
В возрастной периодизации выделяют два этапа, которые рассматриваются как поздние периода жизни. Пожилой возраст (60 – 75 лет). Собственно старческий (75 -90). Однако, это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователи приходят к выводам, что сущность возраста не сводится лишь длительности существования, измеряемой количеством лет. Итак большинство считают психологический объект старения можно рассматривать применительно к сенсорно перцептивной и интеллектуальной сферами. К характеристикам личности , динамике творческой продуктивности психологи отмечают, что при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально – экономический порог. Аспекты: уход на пенсию; изменение источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей. Вместе с тем психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность и интеллектуальный потенциал. Однако, в современном обществе существует достаточно распространенный образ пенсионера, как лишнего, бесполезного человека. Такое отношение способствует активизации информационных процессов определенных людей. Эйджизм – отрицательное и унижающее отношение к человеку из – за его возраста. Обычно именно на этот период приходится кризис идентичности. Сущность которого заключается в том, что взгляд человека обращается внутрь, человек начинает готовиться к новому бытию и проводит серьезную ревизию прожитой жизни. Известные исследования поздних периодов жизни Людмила Ив.Анциферова выделяет два личностных типа старения, отличающихся уровнем активности, стратегиями совпадения с трудностями, отношения к миру и к себе, удовлетворенность жизнью. Если старение позитивное, то оно характеризуется новыми интересами, наличиствует способность контролировать собственное физическое состояние, уделять внимание здоровью, эмоциональная сфера не нарушается при выходе на пенсию. При низком уровне – пассивное отношение к жизни, отчуждение от окружения, переживания своей бездеятельности и ненужности. Типология старения Игоря Семёновича Конн выделяет позитивные и негативные типы старения. К позитивным относятся следующие: активная творческая старость; люди занимающиеся тем, на чего раньше не хватало времени; женский тип старения – приложение сил семье; когда смыслом жизни становится здоровье. Негативные типы: агрессивные старые ворчуны, критикующие всех, кроме себя; разочарованные в себе и в собственной жизни, обвиняющие во всем себя. Кризис может быть преодолен, когда они понимают роль и место своей деятельности и ее результатов и по мере возможности включаются в процесс создания чего то нового - созидательный процесс. Завершение кризиса связанно с решением вопроса об отходе от профессиональной деятельности. Переход этой границы и есть переход в период старости. Однако старость – это стадия жизни, а не состояние души, поэтому успешно адаптированного пожилого человека отличает высокий врожденный интеллект, любовь к окружающей действительности, стремление помогать, заботиться, приносить пользу, умение видеть прекрасное, чувствовать радость от жизни, оптимизм, способность вносить новое в свое окружение, свобода от тревоги и озабоченности. Старость – явление в большей степени социального, чем физиологического порядка. Психологическое развитие продолжается и в старости. Важнейшая задача старости – это выполнение жизненных заданий, которые не выполнены ими или недостаточно выполнились в течение предыдущей жизни. Центральным новообразованием является мудрость. К факторам благополучного старения относят: генетический; экологический; традиционное питание; личностно социально психологический и этно психологический фактор (от личности человека, как чел реально понимает свой отход от профдеятельности, в разных культурах возраст воспринимают по разному. Пример: аксакалы – почетные); трудовой (позволяет быть более деятельным, выдавать продукт. Пример: рисовать, вязать).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|