Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические аспекты компьютеризации обучения



В наше время - в эпоху технического прогресса и глобальной компьютеризации, возникла необходимость внедрения информационно-компьютерных технологий и в систему образования. Использование Интернета и компьютерных программ значительно расширяет возможности осуществлять оперативный доступ к различной информации как для учеников, так и для учителей.

Области применения информационно-компьютерных технологий в образовании:Управление образованием; Информатика и вычислительная техника как цель обучения; Компьютерная техника как средство обучения и воспитания.

Знакомство с компьютером и вычислительной техникой можно начинать уже в дошкольном возрасте или в младших классах (хотя бы в качестве освоения компьютерных игр). Чтобы взаимодействие с компьютером превратилось в игру, требуется специальное обучение ребенка навыкам взаимодействия, пониманию неизменности и очередности действий, управляющих компьютерной программой, невозможности пропуска или замены одного манипуляторного действия другим. Педагогические приемы обучения ребенка навыкам игры с компьютером могут быть различными: от кратких демонстраций до подробных, целенаправленных объяснений. Различие состоит в оценке педагогом места компьютера в процессе образовании. Особое значение приобретают специфические требования к организации

игровой деятельности с компьютером для программ обучающего и развивающего типа. Для этого требуется специальное обучение и подготовка, т.е. организационные формы освоения компьютера. Без планомерного психолого-педагогического формирования знаний и

представлений ребенка о компьютере трудно достичь целей по освоению программ обучающего и развивающего характера.

Достоинства:

• Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний.

• Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия учителя.

• Посредством компьютерных программ становится возможной реализация индивидуализации и дифференциации обучения.

• При использовании компьютерных программ можно обеспечить автоматизацию процесса обучения.

• Компьютерные обучающие технологии являются инструментом познавательного развития ученика.

• Использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения.

• Использование информационно-компьютерных технологий расширяет возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации.

• Работа на компьютере способствует формированию произвольности.

Ограничения:

• Рецептурная схема обучения способствует формированию стереотипного мышления.

• Использование легко доступной информации (рефераты, сочинения и т.д.) приводит к нулевому обучающему и к отрицательному воспитательному эффекту.

• В результате компьютерной гипермотивированности могут возникнуть негативные явления: Интернет - зависимость, сдвиг мотива с учебной деятельности и других мотивов реальной жизнедеятельности на виртуальную деятельность.

• Ограничения живого общения могут привести к нарушениям социализации, если компьютер становится основным партнером общения.

• Нежелание и неспособность учителей вести работу по внедрению компьютеров в образование (компьютерофобии)

Психологические исследования ещё не составили целостной картины развития личности в условиях компьютеризированного обучения. Но из этих исследований вытекает вывод о том, что взаимодействие с компьютером совершенствует саморегуляцию чел, побуждает его к самоорганизации. Е.И. Машбиц (1986 г ) выделил три группы психолого-пед-ких проблем, подлежащих решению в ходе работ по компьютеризации ex процесса: 1. проблемы, связанные с теоретическим обоснованием обучения: на каком научном фундаменте должны строится программы, какие психолого-пед-ие идеи они реализуют. 2.Создание технологии компьютеризированного обучения,связывающего пед-кие науки с практикой обучения. 3. Проектирование программ, обеспечивающих реализацию технологии обучения в учебном







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.