Психологический анализ проблемы неуспеваемости школьника.
Учителя, как правило, ведут работу со всеми неуспевающими учениками двумя путями: 1) применяют меры социально-психологического давления; 2) организуют дополнительные занятия. Однако в основе неуспеваемости могут лежать разнообразные причины, которые требуют специфических мер по ее ликвидации. Вот почему работа с неуспевающими школьниками должна начинаться с выяснения ее причин в каждом отдельном случае. Рассмотрим вариант работы с неуспевающими школьниками, предложенный Н. И. Мурачковским. В основу типизации он кладет две группы свойств личности школьников: 1) особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью, и 2) направленность личности, определяющую отношение школьника к учению. По этим признакам выделяются три типа неуспевающих. Первый тип — учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции ученика. Для этих учеников характерно отсутствие познавательных интересов, стремление избегать трудностей в учении, упрощенный подход к решению мыслительных задач. Нередко они уделяют внимание в основном внешней стороне учебных действий, упуская содержательную сторону: они старательно списывают с доски, выполняют схемы, зарисовки, не понимая их содержания. В то же время они очень переживают свои неуспехи в учебе, правда, огорчает их не отсутствие знаний, а отметки. Доминирующими причинами неуспеваемости у этих учеников чаще всего бывают недостатки интеллектуального развития и слабые навыки учебного труда. Положение в коллективе школьников этой группы обычно неблагоприятное из-за низкой оценки их учебной деятельности одноклассниками. Однако сами они осознают свои ограниченные возможности и поэтому конфликта с классом нет, как нет и грубых нарушений дисциплины и порядка. Помощь в учебе такие школьники принимают и от одноклассников, и от учителей, а порой и настойчиво просят этой помощи. Некоторые из неуспевающих этого типа стремятся компенсировать свои неудачи в учебе успехами в какой-либо иной деятельности — в спорте, труде, общественной работе. Нередко при этом формируется достаточно четкая профнаправленность. Самооценка у них чаще адекватная. Другая часть неуспевающих первого типа ведет себя иначе. Они стремятся избежать не только учебы, но и любой другой деятельности. Для них характерна интеллектуальная пассивность. Как правило, у них отсутствует направленность на определенный вид деятельности и в бу-дущем. Эти дети не отказываются от выполнения учебных заданий, но делают их только под воздействием внешнего побуждения, а не по собственной инициативе. Второй тип — это школьники с относительно высоким уровнем интеллектуального развития при отрицательном отношении к учению и частичной потере позиции школьника. У них отсутствует устойчивая мотивация в учебном труде, они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Интересы их часто весьма разнообразны, но имеют внешкольную направленность, не связанную с учебными действиями. Среди таких учеников нередко встречаются дети, избалованные чрезмерным вниманием в семье, со слабой волей. Навыки учебного труда сформированы, как правило, недостаточно, знания носят бессистемный характер. Неумение организовать свою работу, слабость воли, слабая мотивация ведут к небрежному отношению к учебным заданиям, избеганию активной умственной работы, что становится тормозом их интеллектуального развития. Отрицательное отношение к учению, нередко соседствующее с завышенной самооценкой, приводит к нежеланию подчиняться требованиям коллектива, конфликту с классом. У этих детей наблюдаются нередко интересы и склонности, имеющие отрицательную социальную направленность. Третий тип — неуспевающие с низким уровнем интеллектуального развития при отрицательном отношении к учению и полной утере позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу. Для этих школьников характерен весьма низкий уровень мышления, отсутствие критичности, неумение установить элементарные связи между понятиями. Они испытывают трудности в запоминании материала. Часть неуспевающих этого типа пытается компенсировать свои неудачи в учении какой-либо другой деятельностью, не связанной с учением. Привычной формой поведения для них является поиск обходных путей, позволяющих добиться сверхкорыстных целей. Среди неуспевающих данного типа много второгодников. В классе они старше других учеников, но уступают им в умственном развитии, что приводит к неудовлетворенности своим положением в коллективе. Среди них немало тех, кого принято называть «трудными». Особое значение проблема неуспеваемости приобретает и по тому, что она влечет за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами. Почти всегда из-за неуспеваемости у школьников создаются неправильные отношения с товарищами, с учителями, с родителями. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности возникают наиболее значимые переживания, появляются наиболее действенные мотивы поведения. Все эти моменты определяют формирование тех или иных качеств личности школьника. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|