Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологический анализ проблемы неуспеваемости школьника.



 

Учителя, как правило, ведут работу со всеми неуспевающими уче­никами двумя путями: 1) применяют меры социально-психологического давления; 2) организуют дополнительные занятия. Однако в основе не­успеваемости могут лежать разнообразные причины, которые требуют специфических мер по ее ликвидации. Вот почему работа с неуспеваю­щими школьниками должна начинаться с выяснения ее причин в каждом отдельном случае. Рассмотрим вариант работы с неуспевающими школьниками, предложенный Н. И. Мурачковским. В основу типизации он кладет две группы свойств личности школьников: 1) особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью, и 2) направ­ленность личности, определяющую отношение школьника к учению. По этим признакам выделяются три типа неуспевающих.

Первый тип — учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции ученика. Для этих учеников характерно отсутствие познавательных интересов, стремление избегать трудностей в учении, упрощенный подход к решению мыслительных задач. Нередко они уде­ляют внимание в основном внешней стороне учебных действий, упуская содержательную сторону: они старательно списывают с доски, выпол­няют схемы, зарисовки, не понимая их содержания. В то же время они очень переживают свои неуспехи в учебе, правда, огорчает их не отсут­ствие знаний, а отметки. Доминирующими причинами неуспеваемости у этих учеников чаще всего бывают недостатки интеллектуального разви­тия и слабые навыки учебного труда.

Положение в коллективе школьников этой группы обычно неблаго­приятное из-за низкой оценки их учебной деятельности одноклассника­ми. Однако сами они осознают свои ограниченные возможности и по­этому конфликта с классом нет, как нет и грубых нарушений дисципли­ны и порядка. Помощь в учебе такие школьники принимают и от одно­классников, и от учителей, а порой и настойчиво просят этой помощи.

Некоторые из неуспевающих этого типа стремятся компенсировать свои неудачи в учебе успехами в какой-либо иной деятельности — в спор­те, труде, общественной работе. Нередко при этом формируется доста­точно четкая профнаправленность. Самооценка у них чаще адекватная.

Другая часть неуспевающих первого типа ведет себя иначе. Они стремятся избежать не только учебы, но и любой другой деятельности. Для них характерна интеллектуальная пассивность. Как правило, у них отсутствует направленность на определенный вид деятельности и в бу-дущем. Эти дети не отказываются от выполнения учебных заданий, но делают их только под воздействием внешнего побуждения, а не по соб­ственной инициативе.

Второй тип — это школьники с относительно высоким уровнем ин­теллектуального развития при отрицательном отношении к учению и частичной потере позиции школьника. У них отсутствует устойчивая мотивация в учебном труде, они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Интересы их часто весьма разнообразны, но имеют вне­школьную направленность, не связанную с учебными действиями.

Среди таких учеников нередко встречаются дети, избалованные чрезмерным вниманием в семье, со слабой волей. Навыки учебного тру­да сформированы, как правило, недостаточно, знания носят бессистем­ный характер. Неумение организовать свою работу, слабость воли, сла­бая мотивация ведут к небрежному отношению к учебным заданиям, из­беганию активной умственной работы, что становится тормозом их ин­теллектуального развития. Отрицательное отношение к учению, нередко соседствующее с завышенной самооценкой, приводит к нежеланию под­чиняться требованиям коллектива, конфликту с классом. У этих детей наблюдаются нередко интересы и склонности, имеющие отрицательную социальную направленность.

Третий тип — неуспевающие с низким уровнем интеллектуального развития при отрицательном отношении к учению и полной утере пози­ции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу. Для этих школьников характерен весьма низкий уровень мышления, отсутствие критичности, неумение установить элементарные связи между понятия­ми. Они испытывают трудности в запоминании материала.

Часть неуспевающих этого типа пытается компенсировать свои не­удачи в учении какой-либо другой деятельностью, не связанной с учени­ем. Привычной формой поведения для них является поиск обходных пу­тей, позволяющих добиться сверхкорыстных целей. Среди неуспеваю­щих данного типа много второгодников. В классе они старше других учеников, но уступают им в умственном развитии, что приводит к не­удовлетворенности своим положением в коллективе. Среди них немало тех, кого принято называть «трудными».

Особое значение проблема неуспеваемости приобретает и по тому, что она влечет за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспи­тательными вопросами. Почти всегда из-за неуспеваемости у школьни­ков создаются неправильные отношения с товарищами, с учителями, с родителями. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности возникают наиболее значимые переживания, появляются наиболее действенные мотивы поведения. Все эти моменты определяют формирование тех или иных качеств личности школьника.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.