Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория В.В. Давыдова о формировании теоретического мышления. Обучение по системе В.В. Давыдова.



 

Василий Васильевич Давыдов предложил концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на усвоение учащимися младших классов научных понятий. Система обучения, сложившаяся еще в 30-50 г. г. и в основном еще сохраняющаяся в настоящее время, в противоположность которой была выдвинута эта концепция, основывается на индуктивном способе мышления и приобретения учащимися знаний. Этот способ характеризуется тем, что человек сначала знакомится с конкретными фактами, а затем на основе их обобщения приходит к научным понятиям, законам, которые выражают наиболее существенное из того, что в этих фактах содержится.

Индуктивный способ изложения учебного материала, как показал В.В. Давыдов, рассчитан на формирование у учащихся только одной и не основной стороны мыслительного процесса, а именно - логических рассуждений по типу «восхождения конкретного к абстрактному». В результате такой логики мышление у ребенка развивается односторонне, а сами научные понятия и законы не усваиваются как следует. Это происходит потому, что в ходе обучения учащиеся не получают представление о всеобщем, которое содержится в демонстрируемых им фактах. В силу этого, они не обращают внимания на главное, не в состоянии достаточно глубоко понять и осознать эти факты, именно как выражающие некоторый общий закон. Этот закон, в конечном счете не усваивается как следует, поскольку процесс обучения останавливается на формулировке правила, убедиться в справедливости которого учащиеся не имеют возможности.

Для того, чтобы сформировать полноценное теоретическое мышление, таким является индуктивно-дедуктивное мышление, способное переходить от частного к общему и обратно, анализировать и обобщать, необходимо обеспечить на занятиях учащемуся возможность свободного мысленного движения в двух указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, с приоритетом первого над вторым. Одна из задач теоретического мышления, - пишет В.В. Давыдов, - состоит в выделении существенной связи (в ее абстрагировании), а затем и мысленном ведении к ней всех проявлений объекта (в их обобщении)».

Настоящее глубокое понимание учащимся усваиваемого материала состоит в знании того общего, что содержится во включенных в него конкретных фактах, в умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное. Для того, чтобы развить у учащихся подлинное теоретическое мышление, учебные предметы необходимо перестроить следующим образом:

В первую очередь - в процессе обучения учащимися должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета. Эти понятия должны именно усваиваться учащимися, а не даваться в готовом виде. Усвоение понятий должно предшествовать знакомству с конкретными фактами.

Во вторую очередь - частные знания должны выводиться из всеобщих и представляться как конкретное проявление всеобщего закона.

При изучении (усвоении) понятий и законов на основе тех или иных материалов, учащиеся в первую очередь должны обнаружить в них генетически сходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии. Эту связь необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых моделях, позволяющих изучить ее в «чистом виде». Для этого у учащихся нужно сформировать специальные предметные действия, посредством которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести искомую существенную зависимость, изучая ее собственные свойства. Это предполагает постепенный переход учащихся от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане. «Решение конкретных задач современного школьного образования связано с изменением типа мышления. Всю систему обучения необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-теоретического мышления». (В.В. Давыдов)

Цель теории - сформулировать теоретический стиль мышления - это понятийное мышление - совокупность существенных признаков.

Способы формирования теоретического мышления:

- формирование целостной учебной деятельности;

- выработка обобщенных способов действия;

- высокий уровень теоретических знаний, содержательного обобщения.

Структура целостной учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы (мотивы собственного роста, совершенствования);

учебные задачи (цель и результат - измениь самого действующего субъекта); учебные действия: вычленение проблемы; общий способ разрешения проблемы на основе анализа; моделирование общих отношений, способов решения; конкретизация, обогащение частными проявлениями; контроль за ходом результатов; оценка (соответствие учебной задаче).

Степень сформированности целенаправленной учебной деятельности:степень доминирования в мотивации учебно-познавательных мотивов;

потребность и умение различать способы и результаты выполненной учебной работы; уровень ориентации на выделение и теоретическое осмысление общих схем, способов изучаемых понятий.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Целевые установки:

•формировать теоретическое сознание и мышление;

•передавать детям не столько знания, умения и навыки, сколько способы умственных действий;

•воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания.

Гипотезы Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова:

- детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями; - возможности ребенка к обучению огромны (следовательно, к развитию), но не используются школой.

- возможности интенсифицировать умственное развитие лежат прежде всего в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производятся методы организации обучения; - повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

Особенности содержания:

• Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание учащимся генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

• Повышение теоретического уровня образования, передача учащимся не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.