Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура и быт XIV-XV веков.

Вместе с процессом объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы возрождалась и развивалась русская культура.

Вид культуры Дата/имя автора Основное содержание Особенности
Летописи Первая половина XIV века Новые летописные своды стали создаваться во Владимире, Ростове Великом, Рязани и Твери. «Летописец Великий Русский» Летопись –погодное изложение событий. Не прерывалось летописание в Новгороде и Москве. Повествовали о деяниях своих князей. Некоторые связывали объединение земель с историей Тверского и Рязанского княжества.
Вторая половина XIV века Троицкая летопись (1408 г. – по инициативе митрополита Кирилла) Московский «Русский хронограф» Ведущее место в летописании переходит к Москве, пишутся в Троице-Сергиевом монастыре и др. В них идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.
  Литература Житие   Житие –церковные сочинения о выдающихся русских князьях, деятелях церкви. Церковь этих людей объявляла святыми.
«Житие святого Александра Невского»   В качестве предисловия к житию вставляли самостоятельное произведение «Слово о погибели Русской земли»
Повесть о жизни и трагическом конце тверского великого князя Михаила Ярославича  
Епифани Премудрый «Житие Сергия Радонежского» Автор ученик Сергия Радонежского
  Повесть «О битве на Калке»  
  «Повесть о разорении Рязани Батыем» Ведущее в литературе произведение тех времен о нашествии монголов на Русь
  «Повесть о Щелкане» Рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.
Сказания   Сказания –истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.
80-е гг. XIV века – Софроний Рязанец «Задонщина» О Куликовской битве
Конец XV века «Сказание о князьях Владимирских»  
  «Сказание о Мамаевом побоище»  
  Сказание о нашествии хана Тахтомыша на Москву  
Хождение   Хождения –сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей.
1466-1472 гг. - Афанасий Никитин «Хождение за три моря» О путешествии автора по странам Востока и о жизни в Индии
Живопись Иконопись   Изначально три самых известны иконописца: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Позднее Дионисий. Феофан Грек и Андрей Рублев вместе расписывали деревянный московский Благовещенский собор в начале XV века. Андрей Рублев вместе с другом Даниилом Черным расписывали Успенский собор во Владимире.
Феофан Грек Спас Вседержитель Работал Новгороде, а затем в Москве. Единственная работа, дошедшая до наших дней, роспись купала Спаса Преображения в Новгороде.
Андрей Рублев Троица (1420 г. – для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре) «Звенигородский чин»: Спас, Архангел Михаил, апостол Павел. Младший современник Феофана Грека. Монах сначала Троице-Сергиева, а затем московского Спасо-Андронникова монастыря. Он общался с Сергием Радонежским.
Дионисий Покров Богородицы (Роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова Монастыря) Продолжатель рублевской традиции в московской иконописной школе. Им были церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. В 1481 г. оформлял кремлевский Успенский собор.
Архитектура Зодчество Новые крепости: Изборск, Копорье, Орешек. Ранее всего каменное строительство возобновилось в Новгороде. Строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского. Сначала земля украшалась белокаменными храмами.
1367 г. – Дмитрий Донской Белокаменный Кремль  
1497 г. – Аристотель Фиораванти Пятиглавый Успенский собор в Москве По образцу Владимирского Успенского собора
1508 г. – Алевиз (Алоизо де Каркано) Архангельский собор Усыпальница Рюриковичей
Зодчие-псковичи Благовещенский собор в Москве Домовая церковь великих князей
1508 г. – Бон Фрязин Колокольня Ивана Великого (Иоанна Лествичника)  
1491 г. – Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари Гранатовая палата Единственная сохранившаяся до сегодняшних дней часть великокняжеского дворца. Гранатовая палата – место торжеств, приема иностранных послов.
1495 г. - Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари Краснокирпичный Кремль в Москве 18 башен

Ересь -сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

Домашнее задание:

1. Найти особенности влияния татаро-монгольского нашествия на культуру Руси.

2. В книге «170 исторических личностей» прочитать о Сергии Радонежском и Андрее Рублеве.

3. В чем заключалась основная мысль московских летописных сводов?

4. Вписать в таблицу значение «Жития святого Александра Невского».

5. О чем произведение «Хождение за три моря» (не по таблице!).

6. В чем заключался конфликт «иосифлян» и «нестяжателей», их предводители.

7. Какие появились былины? Добавить в таблицу.

8. Уметь рассказать про быт людей данного периода.

9. Кто из Рюриковичей наиболее активно развивал строительство в Москве? (отметить в таблице)





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.