Здавалка
Главная | Обратная связь

МАТЬ УЧЕНИЯ НЕ ДОЛЖНА СТАТЬ МАЧЕХОЙ



Повторение — мать учения, утверждает народная педа­гогика. Но нередко бывает, что добрая мать становится злой мачехой. Это происходит тогда, когда ученик вынуж­ден в течение дня или нескольких дней сделать то, что делалось недели и месяцы, например, повторить материал, изучавшийся в течение десяти, двадцатии больше уроков. Масса фактов и выводов обрушивается па плечи ученика, в голове у него все перемешивается. А ведь вместе с пов­торением материала по одному предмету надо изучать и другие предметы! Нормальный умственный труд стано­вится невозможным, силы ученика надрываются.

Надо учить детей отдаляться от материала — не заме­чать деталей и присматриваться к главному.

В рабочей тетради по каждому предмету на специально отведенном поле красным карандашом записывается то, что навсегда надо запомнить.

КАК БЫТЬ С ПРОВЕРКОЙ ТЕТРАДЕЙ?

Мысль учителей и работников народного образования устремлена к тому, чтобы максимально сократить время проверки тетрадей, но «ничего не получается». Почему? Потому что в тетрадях ученических множество ошибок. Проблема проверки тетрадей — одна из тех школьных проблем, решение которых зависит от сотен условий, пред­посылок.

В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обла­дающего высоким музыкальным слухом. Следует посове­товать учителю начальных классов: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой. Ведите детей в природу, показывайте им тончайшие оттенки цветов, зву­ков, движений, раскрывайте перед ними человеческий труд как творчество, и пусть все это отражается в слове, в от­тенках речи.

Ведите своих питомцев от книги и мысли к деятель­ности, от деятельности к мысли и слову. Деятельность должна трансформироваться в собственную мысль уче­ника, а собственная мысль должна найти выражение в слове. Практически это сводится к следующему: пусть как можно чаще предметом мысли, суждений ученика будет его собственная деятельность. Пусть ваш питомец расска­зывает, рассуждает, отчитывается о том, что он сделал собственными руками, о том, что он наблюдал. Ученик пу­тается в словах, когда эти слова не связаны с тем, что он сам делал, видел, наблюдал, думал. Надо давать такие задания, которые бы предполагали рассказ, отчет, доклад ученика, которые требовали бы, чтобы имеющиеся знания были пущены в оборот, а значит, чтобы слово стало сред­ством творчества.

СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА

Активная деятельность — это как бымостик, соединяющий речь и мысль. Я стремился к тому, чтобы в труде рождалась мысль учащегося, а не только закреплялись знания, полученныена уроках. Деятельность при изучении предмета должна быть не только иллюстрацией к знаниям (это тоже необходимо), но и источником новых истин, открытий, законо­мерностей.

Я ты­сячу раз убеждался, что без взаимодействия человека природой немыслимо умственное развитие, как без мело­дии невозможнамузыка, без слова — речь, без книги — наука. Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, фи­зика, химия, математика,— это один из краеугольных кам­ней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя проду­мывают, каким образом, вкаком труде будут раскрыватьсяте отношения и взаимосвязи,па которых построеномыш­ление в системе изучения предмета.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.