Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет 14. Критерии определения группы



Литература:

1. Г. М. Андреева, «Социальная психология», 2001 (Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП ,Глава 8. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ).

2. Б. Д. Парыгин, «Социальная психология», 1999 (ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩНОСТЕЙ, 11.1. Классификация социально-психологических общностей).

1.

В практике демографического анализа, группы –произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

 

В целом цикле общественных наук, группа –реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

 

С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп.Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, её соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

 

Параметры, по которым определяется группа:

 

Черты, свойственные группе как субъекту социальной деятельности – групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Основные характеристики группы – композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы.

 

2.

 

Дифференциация групп, предложенная А. В. Петровским и К. К. Платоновым, по критерию характера образующихся в них отношений:

1) диффузные группы с отношениями, опосредованными только симпатиями—антипатиями;

2) ассоциации с отношениями, опосредованными личностными целями;

3) корпорации с отношениями, опосредованными личностно-значимыми, но асоциальными установками;

4) коллективы с отношениями, опосредованными личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

При таком подходе вне поля зрения оказывались большие социальные группы.

Классификация, предложенная Г. М. Андреевой:

Она предлагает различать все группы в соответствии со смысловым значением этого слова на условные и реальные. В свою очередь, реальные — на лабораторные и естественные. Те, в свою очередь, — на большие и малые. Большие — на стихийные и устойчивые, а малые — на становящиеся и развитые. При такой классификации понятие группы, как и в предыдущем случае, подменяет более широкое понятие общности и рассматривается преимущественно под углом практики эмпирического, даже экспериментального исследования.

 

Величина общностей как логическое основание для их дифференциации:различие всех общностей на глобальные или локальные макрообщности, на общности среднего уровня и микрообщности.

 

Общая тенденция здесь такова: от изначального внимания к большим и

предельно большим психологическим общностям к альтернативным им по масштабу микрообщностям, а затем несколько позже к общностям среднего масштаба.

 

К макрообщностям есть основание отнести и такие большие группы людей, как классы и соответствующие им социальные, экономические и политические течения и движения.

К общностям среднего уровня относятся социальные институты и организации, а также общности, которые связаны с профессиональным разделением труда.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.