Здавалка
Главная | Обратная связь

Образец морфемного и словообразовательного разбора



Практическое занятие № 14-15

Тема: 5.1. Морфемика и словообразование русского языка.

 

Время: 4 часа.

Цель: научить студентов контролировать соответствие речи словообразовательным и словообразовательно-стилистическим нормам.

Студент должен знать способы словообразования; уметь

· строить свою речь в соответствии со словообразовательными и словообразовательно-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка;

· распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих в соответствии со словообразовательными нормами устной и письменной речи.

План занятия

1. Основные способы словообразования в русском языке.

2. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний.

3. Правописание сложных слов.

4. Стилистические возможности словообразования.

5. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Основные сведения по теме. Морфемика – раздел языкознания, изучающий состав (строение) слова. Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.

Основным способом обогащения словарного состава русского языка является морфологический.

Таблица

Типы и способы словообразования

Морфологические Неморфологические
1. Приставочный. В-ли-тъ ли-тъ; не-глубок-ий глубок-ий; бес-порядок порядок; на-завтра завтра 1. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы: мир (вселенная) – мир (состояние без войны), кулак (кисть руки) – кулак (крестьянин-собственник)
2. Суффиксальный. Прыг-ну-тъ прыг/а-ть; киевл-янин ← Киев; горяч-о горяч-ий 2. Переход слова из одной части речи в другую: мороженое мясо (прил.) – вкусное мороженое (сущ.), удивлён чудом (сущ.) – чудом спасся (нар.)
3. Нулевая суффиксация. Рассказ-0 □← рассказ/а-ть; зелень-0 зелён-ый
4. Приставочно-суффиксальный. Без-вер-и[j]-е ← вер-а; при-школь-н-ый ← школ-а. 3. Сращение словосочетания в одно слово: быстро текущий → быстротекущий, выше упомянутый → вышеупомянутый, сего дня → сегодня, тот час → тотчас, быстро растворимый → быстрорастворимый
5. Сложение. Лес-о-степьлес, степь; овощ-е-хранилищ-е ← овощ, хранилищ-е;мест-коммест-(н)-ый ком(итет)

План морфемного разбора

1. Выписать слово в той форме, в которой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т. д., но с другим корнем.

План словообразовательного разбора

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от кото­рого непосредственно образовано разбираемое слово).

4. Указать основу в производящем слове.

5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

6. Указать способ образования слова.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

(Много) парикмахерских

Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).

2. окончание – -их, оно выражает значения мн. ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.

3. основа формы – парикмахер-ск-.

4. корень – парикмахер-; однокоренные слова: парикмахер, парик-махер-ш-а.

5. -ск- – суффикс; это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.

2. Основа слова – парикмахерск-; основа производная.

3-5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).

6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилага­тельного в существительное – субстантивация).

Контрольные вопросы

1. Что изучает словообразование? Расскажите об основных способах словообразования в русском языке.

2. Расскажите о стилистических возможностях словообразования.

3. В чем заключаются особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

4. Какие ошибки при образовании слов являются наиболее частотными?

Тестовые задания

1. Суффикс субъективной оценки со значением увеличительности содержится в слове …

1) домище; 2) скопище; 3) побоище; 4) пепелище.

2. Слитно пишутся слова…

1) (видео)магнитофон; 2) (в)упор; 3) (северо)атлантический;

4) (вице)консул.

3. Буква з пишется в словах…

1) и…брать: 2) ...жатые; 3) бе...вкусица; 4) бе...ценный.

4. Буква а пропущена в слове …

1) в...кансия; 2) асс…циация; 3) к…нтинент; 4) ут…пический.

5. Безударная проверяемая гласная корня пропущена в слове …

1) инт...ллигент; 2) сп...шить; 3) прив...легия; 4) прик...сновение.

6. Две буквы л пишутся в слове …

1) а(л,лл)юминий; 2) криста(л,лл)ический; 3) ба(л,лл)юстрада; 4) криста(л,лл)ьный.

7. Буква о пишется в слове …

1) ключев...й; 2) плюш...вый; 3) груш...вый; 4) перц...вый.

8. Окончание о имеют слова …

1) хлебушк…; 2) домишк…; 3) головушк...; 4) соловушк…

9. Буква и пропущена в слове …

1) ц...плячья; 2) на ц...почках; 3) ц...тата; 4) ц...ганский.

10. Слитно пишутся слова…

1) (военно)обязанный; 2) (военно)морской; 3) (практически)ценный; 4) (борт)проводник.

 

11. Из приставки, корня, суффикса и окончания состоит слово …

1) навсегда; 2) пробежав; 3) догорающий; 4) унесённый.

 

12.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) дириж...р, деш...вка, душ…нка; 2) беч...вка, ж...рдочка, реш...тка; 3) трущ...ба, туш...нка, ноч...вка; 4) пш...нка, сч...т, ш...рты.

13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)ра...чет, бе...молвный, и...черкать; 2)пр...держаться месяц, об...- бщить, пр...дедушка; 3)из...сканный, контр...гра, вз…мать; 4)непр..ступный, пр...вивка, пр...- рожденный.

Упражнение 1.Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Выр...щенный, возр…ст, выр…с, отр…сль, пор…сль, р…сти, прик…снуться, подп…рать, накл…ниться, прекл…няться, р…внина, р…внение, пор…вняться, перет…рать, ум...рать, подб…рать, взб…раться, об…рать, подг...рать, уг…релый, выг…рки, приг...рь, бл…стеть, отбл…стать, пл…вец, попл…вок, жук-пл…вунец, приск…кать, ск...чок, вск…чить, ур…вень, сл…гаемое, сл…жение, пл…вчиха, укл…ниться, пол…жение, пол…гать, сж…гать, з…ря, заг…релый, р…стовщик, пром...кашка, обм...кнуть, непром…каемый, разр…внять щебень, пор…вняться с домом, ур…внять в правах, соч…тание, расст…лить, расст…лать, тв...рить, утв...рь, оз…рённый, з…рница, предл…гать, предл…жение, нар…щение, недор...сль, р…сток, дикор…стущий, водор…сли, ск…кун, выск...чка, отд…ру, выж…чь, выч...тать, выч…сть, ур...внять шан­сы, р...весник, пор…вну, безотл...гательно, пом…нать.

Упражнение 2.Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Пр...амурский, и…брать, пр…танцовывать, не…гибаемый, пр...увеличить, ра...бросать, с...знание, под...грывать, беспро...грышный, на...- грыш, пр…родина, под...скать, вы...скивать, под...тожить, пр…удивительный, пр...сечь, не...группированный, пост...ндустриальный, из...мать, без...ядерный, пр…образовать, дез...нформация, небез…нтересный, пр...- дать (вид), до...сторический, пр…ступить (к делу), под…язычный, меж… н-ститутский, ад…ютант, контр...гра, подош...ют, пр…творить (в жизнь), в…юга, пр…зреть (сироту), пр…зумпция невиновности.

Упражнение 3.Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Выделите корни и приставки в словах.

Без…вучно, обес…лавить, под…анный (России), новов…едение, под…анный (к ужину салат), без...емельный, без...ымянный, под...ержать (законопроект), о...бивка (для кресел), рас…казать.

Упражнение 4.Выделите корень и суффиксы в следующих словах и формах слов. Обоснуйте ответ.

Ежевичный, практичный, столичный, фабричный, зонтичный, праздничный, единичный, годичный, типичный.

Любезность, пресность, хищность, готовность, горячность, общность, звучность, законность, масштабность.

Сосенка, ставенка, колоколенка, плетёнка, сотенка.

Упражнение 5.Образуйте и запишите сложные слова.

27-рублевый, 1000-летие, 90-процентный, 3-тонка, 190-градусный, 18-этажный, 40-летний, 250-летие, 245-летний, 63-летний, 105-процентный.

Упражнение 6.Раскройте скобки.

(Де)факто, (гос)аппарат, (держи)морда, (душе)грейка, (жили)были, (засухо)устойчивый, (зверо)подобный, (луна)парк, (изумрудно)зелёный, (идейно)политический, (канц)товары, (капитан)инженер, (экс)президент, (кроваво)красный, (макси)мода, (светло)волосый, (северо)восточный, (древне)русский, (всемирно)известный, (вальтер)скоттовский, (блок)пост, (горе)менеджер, (киловатт)час, (полу)открытый, (пол)засеянного поля, (авто)школа, (пол)Москвы, (псевдо)русский, (полу)правда.

Упражнение 7.Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

1. Гость н_ мог н_ отдать должного кул_нарному ис_кус_тву хозяйки, но вскоре уже н_ мог н_ пить, н_ есть. 2. Я н_ мог не/сколько раз н_ улыбнуться, читая письмо, автор которого н__ /сколько н_ сом­невался н в своей правоте, н_ в полном н_чтожестве моих возр_жений. 3. Кто/б н_/был ты, остановись! 4. Н_ один хотел достичь этих берегов, но н_ один н_ смог. 5. Н__ ты ли говорил, что н__ души в лесу и чуть/ли н__ в округе! 6. Ест, пока н_ наестся, спит, пока н_ выспится; работает н_ шатко н_ валко... 7. Н_/по/чём, н_/за/что у него н_ узнаешь н_/когда он был уволен, н_/за/что. 8. Н_/что иное н_ трогало его.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.