Здавалка
Главная | Обратная связь

КТО И ЧТО ВОСПИТЫВАЕТ РЕБЕНКА? ЧТО В ВОСПИТАНИИ ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ПЕДАГОГА, И ЧТО - ОТ ДРУГИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ?



Иногда слишком прямолинейные и категорические ут­верждения о каком-то единственно главном факторе воспи­тания дезориентируют молодого учителя, потому что в во­спитательном процессе все важно, все имеет свое значение.

Ребенка, которого мы начали воспитывать, формировать я бы сравнил с глыбой мрамора, к которой одновременно пришли со своими резцами несколько скульпторов и зада­лись целью изваять скульптуру, одухотворить ее, воплотить в ней человеческий идеал. Кто же эти скульпторы, сколь­ко их?

В процессе воспитания человеческой личности прини­мают участие многие силы и среди них, во-первых, семья, а в семье наиболее тонкий и мудрый ваятель — мать; во-вторых, личность педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями, с мудростью, знаниями, умени­ями, увлечениями, жизненным опытом, интеллектуальны­ми, эстетическими, творческими потребностями, интере­сами, стремлениями; в-третьих, коллектив (детский, подро­стковый, юношеский) со всей его могучей силой воспита­тельного воздействия па каждую личность; в-четвертых, сама личность воспитанника (самовоспитание); в-пятых, духовная жизнь воспитанника в мире интеллектуальных, эстетических и моральных ценностей — я имею в виду, прежде всего, книгу; в-шестых, совершенно непредвиден­ные ваятели (подросток, с которым ваш питомец подружил на улице; родственник или близкий знакомый, приехавший на неделю в гости и пленивший маленького человека на всю жизнь радиотехникой или мечтой о звездных мирах).

Если бы все эти скульпторы-воспитатели всегда дейст­вовали как хорошо слаженный симфонический оркестр, как легко решались бы многие проблемы, из-за которых часто скрещиваются и ломаются педагогические мечи и копья.

Вы переступили порог школы, решили посвятить свою жизнь воспитанию человека. Помните, что вы по только живое хранилище знаний. Но только специалист, который умеет передать интеллектуальные богатства человечества моло­дому поколению, зажечь в ого дуто огонек пытливости, любви к знаниям. Вы — один из скульпторов, создающих человека будущего. И скульптор особенный, но похожий на других. Воспитание — творение Человека — это ваша профессия. Общество на вас смотрит как на мастера-вая­теля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей страны. Помните, что каждая ваша ошибка может обер­нуться уродством человеческойличности, болью души, страданиями. Вы, творец человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим вая­телям. Для того, чтобы человек, которого мы творим в со­ветской школе, стал венцом нравственного, интеллектуаль­ного, эстетического совершенства, необходима согласован­ность действий всех скульпторов, имеющих доступ к «мра­морной глыбе», необходима гармония творения Человека, Кто же должен стать чутким, мудрым, опытным, осторож­ным и смелым дирижером этой гармонии? Педагог.

Я не работал бы ни одного дня в школе, не писал бы этой книги, если бы не верил в большие возможностинауки о воспитании Человека.. Вы должны быть светочем научно -педагогическогознания, его светдолжен озарять работудругих мастеров-скульпторов, творящих человека.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.