Здавалка
Главная | Обратная связь

Этические заповеди современного учителя



Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайников детской души.

Ниже приведены этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения. Безусловно, недостаточно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно – образовательном процессе - фактор человеческий:

· сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль…),

· умение говорить об ошибках и недостатках других без «издевки» и насмешек, высокомерия и поучения,

· педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,

· терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,

· принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,

· умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,

· умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,

· умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну и влекут за собой нарушение норм морали,

· стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник или его случайной ошибке,

· поддерживать «униженных» и обиженных, не выставляя это напоказ,

· не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства своих знаний, жизненного опыта перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,

· нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,

· никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если воспоминание о них больно ими переживается,

· нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют педагогу неприятности,

· если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие профессионально-значимые качества личности учителя считаются наиболее важными с точки зрения его этико-нравственного становления? Охарактеризуйте эти качества с позиции педагогов-гуманистов и в рамках современной эпохи.

2. Дайте понятие «кодекс». Перечислите основные положения универсального кодекса профессиональной этики учителя.

3. В чем основа нравственной переориентации личности будущего учителя?

4. Какие этические заповеди профессионального общения вы считаете необходимым использовать в своей практической работе?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.