Здавалка
Главная | Обратная связь

Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность, однодетность.

 

Многие исследователи отмечают, что размер семьи и очеред­ность рождения определяют своеобразно типические черты лично­сти ребенка: дети из разных по размеру семей и с разной сиблинговой позицией отличаются друг от друга по личностным качествам. Еще А. Адлер высказал мысль о важности порядка рождения в семье для понимания психологических особенностей детей. Именно по­рядок рождения он считал одной из основных детерминант уста­новок личности, появляющихся у нее на протяжении жизни.

Как отмечает Л. Л. Баландина (2003), многодетная семья вы­ступает как особая модель, позволяющая изучать роль различных факторов (экономических, биологических, психологических) в развитии индивидуальности ребенка. В психологических исследованиях многодетных семей среди описываемых факторов особен­но выделяются: параметры конфигурации (размер семьи, очеред­ность рождения, интервалы между рождениями детей); особенно­сти средовых условий развития (социально-экономический статус семьи, интеллект, образование родителей, культурные различия, межличностные отношения); индивидные особенности членов се­мьи (возраст, пол детей и родителей).

В исследованиях многодетных семей изложены данные о когнитивных особенностях детей (A. Anastasy, 1956; L. Belmont, F. Marola, 1973; Zajonc, 1980, 1983; R. Stofer, 1990; Т. А. Думитраш-ку, 1991; Т. Н. Андреева, 1997, Т. Н. Трефилова, 1997; Е. А. Сили­на, 2001 и др.). Благополучие или неблагополучие когнитивных характеристик определяется сочетанием ряда факторов. Наиболее неблагоприятное воздействие оказывает большой размер семьи, последние номера рождения, малые интервалы между рождени­ями в сочетании с низким социально-экономическим статусом семьи, низким интеллектом и образованием, с одной стороны, и неприятием ребенка и авторитаризмом родителей по отношению к детям — с другой стороны. Различия по уровню интеллекта у де­тей из многодетных и однодетных семей, а также сходство между сиблингами внутри семьи по показателям интеллекта более ярко проявляется в сфере вербального интеллекта.

Основными характеристиками многодетной семьи исследова­тели называют центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. С увеличением размера семьи изменяются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок — ребенок». Снижение общения с родителями компенсируется усилением вза­имодействия с сиблингами. Детское общение играет особую роль в психическом развитии детей, но оно не способно компенсиро­вать недостаток более обогащенного (вербально и интеллекту­ально) общения с родителями. Наряду с принятием своих детей и поддержкой со стороны отцов и матерей в больших семьях усили­ваемся жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям.

Сиблинговая позиция ребенка определяет особый характер взаимоотношений с родителями. Родители больше замечают индивидуальные особенности первенцев: именно они получа­ют больше внимания, заботы и любви. Первый ребенок имеет более широкую систему характеристик родителей, влияющих на его интеллектуальные особенности. В детской среде он выполняет функцию «квазиродителя», стано­вясь источником влияния не только родительского, но и ново­го (своего) типа отношений. Психологические характеристики первого ребенка являются значимым фактором формирования интеллекта детей с последующими номерами рождения. У де­тей с последними номерами рождения ограничены возможности иметь дифференцированные родительско-детские отношения, недостаточным становится индивидуальное общение, необходи­мое для развития.

Л. Л. Баландина (2003) выявила следующие особенности де­тей из многодетных семей. Когнитивные особенности. Сравнение когнитивных характеристик подтвердило известные в литерату­ре данные о влиянии размера семьи на когнитивные особенно­сти детей. В основном, дети из многодетных семей обнаружили более низкие показатели интеллекта. Но данная закономерность значимо выражена только в младшем школьном возрасте - второ­классники из многодетных семей уступают как в вербальном, так и невербальном развитии единственным детям в семье. Преимуще­ство в вербальном интеллекте единственных детей сохраняется во всех школьных возрастах, а невербальный интеллект к старшему школьному возрасту становится более высоким у детей из много­детных семей.

Различия в показателях школьной успеваемости детей из многодетных и однодетных семей наблюдаются только в млад­шем школьном возрасте. У единственных в семье второклассни­ков оценки по изучаемым предметам (русский язык, математика, чтение) выше, чем у детей из больших семей. В подростковом и раннем юношеском возрасте значимых различий в успеваемости школьников не обнаружено, хотя юноши из многодетных семей имеют показатель успеваемости, превышающий средний балл успеваемости по классу, а единственные — по успеваемости не до­тягивают до средних значений в классе.

Личностные особенности. Своеобразие социально-психологи­ческих характеристик детей из многодетных и однодетных семей нашло отражение в специфике восприятия межличностных от­ношений школьников. В многодетных семьях наблюдается не­кое единство ее членов. Дети из таких семей стремятся к общению прежде всего с членами своей семьи; они вытесняют из близко­го круга других людей, которые входят в их окружение: взрослых, родственников, друзей, учителей. В семьях старшеклассников родители в равной мере включены в воспитательный процесс, их воспитательные практики связаны между собой и влияют друг на друга. Единственные дети активно ищут общения с другими людьми вне семьи. В однодетных семьях старшеклассников роди­тельские стили не связаны между собой.

Особенности межличностных отношений. В больших семьях по сравнению с малыми семьями отношение к детям является менее благоприятным. Хотя измеряемые факторы родительского поведе­ния отца и матери у второклассников и шестиклассников имеют среднюю степень выраженности, они значительно выше, чем в однодетных семьях, и отражают негативные тенденции в воспита­тельной практике.

Показатели отношения к матери у второклассников и шести­классников не имеют значимых различий. Отношения с матерью важны для всех детей, независимо от типа семьи и возраста, одна­ко привязанность к матери несколько ниже в многодетных семьях. Дети из многодетных семей отдают приоритет отцу.

Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется детьми из многодетных семей за счет взаимодействия с сиблингами, а из однодетных — другом/подругой. В подростковом воз­расте дети из многодетных семей начинают активно выходить за рамки семьи и реализуют возрастную потребность в общении со сверстниками не только в отношениях с сиблингами, но также с другом или в группе ровесников.

Не менее интересна и проблема психологических особен­ностей единственного ребенка, в семье /По А. Адлеру, положение единственного ребенка в семье уникально. У него нет братьев и се­стер, с которыми ему пришлось бы конкурировать. Единственный ребенок весьма чувствителен к материнской любви, что нередко приводит его к соперничеству с отцом. Находясь длительное вре­мя под контролем, опекой матери, ребенок привыкает к защите, заботе со стороны других. Главной особенностью его жизнедея­тельности становится зависимость и эгоцентризм, привычка быть в центре внимания, отсутствие которого создает для него немалые трудности при адаптации в системе межличностных отношений после выхода за рамки семьи.

По результатам исследования у единственных детей в семье несколько ниже сила личности (эго). В некоторой степени это об­условлено тем, что им меньше других приходится бороться за свой статус в семье. У взрослых и у подростков — единственных детей в семье наблюдаются более высокие ипохондрические реакции, истероидность. И в детские, и во взрослые годы единственные дети показывают достаточно высокие результаты при решении интел­лектуальных тестов и заданий. Данная способность у единствен­ных детей проявляется в детские годы и сохраняется на протяже­нии всей жизни.

У таких людей отмечается более высокая доминантность в системе межличностных отношений. Потребность навязать свою личность другим достаточно высока как у подростков, так и у взрослых. В тоже время они более беспечны, менее озабочены в си­стеме межличностных отношений. Их эмоциональный мир более открыт, более естествен. Моральная нормативность единственных детей в семье низкая. Они ориенти­руются прежде всего на эмпатичные отношения, а не на заданные нормы. Эта же тенденция характерна и для их родителей, поэто­му более низкую моральную нормативность единственных детей в семье, а также их эгоизм надо связывать не только с отсутствием у них братьев и сестер, но и с общей атмосферой в семье.

Кроме того, в многодетной семье дети тесно общаются друг с другом и в силу этого могут маскировать свои интересы и цели, которые достигаются за счет ущемления интересов братьев и се­стер. Единственные дети в семье такой навык приобретают с го­дами, так что нередко их эгоизм, присущий всем людям, менее естественно маскируется. Рассматриваемые лица душевно тоньше, мягче, эмпатичнее. Это же характерно и для их родителей. Един­ственные дети несколько более доверчивы в общении, в системе межличностных отношений. В силу более высокой эмоциональ­ности, естественности они вынуждены быть более социально опо­средованными, контролировать проявление своих эмоций, само­регулировать эмоциональные реакции.

Единственные дети менее консервативны, более радикаль­ны в принятии решений и действиях. Они способны к динамич­ным изменениям. И эти качества сохраняются у них на протяже­нии всей жизни. Они являются следствием эмоциональной рас­крепощенности в детские и подростковые годы. Естественно, они и более самостоятельны, менее прикованы к традициям, мнению группы, менее конформны в системе межличностных отношений, больше продуцируют индивидуальный стиль деятельности, инди­видуальное видение окружающего. У единственных детей не так выражена потребность подстраиваться под других (учеба традици­онно более индивидуальный, нежели коллективный вид деятель­ности).

Итак, механизмы самоконтроля у единственных детей в семье в зрелый период вынужденно более сильные, чем у других, поэто­му одной из существенных особенностей развития их личности является более активное формирование с возрастом системы са­моконтроля, механизма регулирования своих эмоциональных со­стояний, внешнего проявления психических реакций, что приво­дит к дополнительным трудностям в период адаптации к окружа­ющему миру.

Таким образом, психологические особенности единствен­ных детей в семье, сформировавшись в детские и подростковые годы, сопровождают человека на всем его жизненном пути, во вся­ком случае, они рельефно присутствуют и на стадии зрелости.

Единственные дети в семье ориентированы на малодетную се­мью, чаще разводятся (мужчины в несколько раз чаще женщин). Опыт общения с братьями и сестрами в родительской се­мье сказывается на навыке и эффективности общения в собствен­ной семье. При оценке достижений своих отцов единственные дети в семье дали более высокие оценки. Так, они полагают, что их отцы достигли в жизни очень многого. В то же время дочери более сдержанно оцени­вают достижения своих отцов. Скорее всего, в отношении детей к своим родителям проявляются не традиционные для фрейдизма закономерности типа эдипова комплекса и комплекса Электры, а вполне объяснимые житейские моменты: сын тянется к отцу, дочь - к матери. При этом единственные дети в семье (как дочь, так и сын) высоко оценивают личность своих родителей, гораздо выше, нежели дети из многодетной семьи.

Фундаментальными психологическими особенностями единственных детей в семье, которые предопределяют вариабельность вторичных черт личности, являются:

• преобладание интеллектуальных черт над характерологиче­скими;

• актуализированная потребность в эмпатичных, дружеских, близких межличностных отношениях;

• большая естественность в проявлении своего эмоциональ­ного мира.

Из этих фундаментальных психологических особенностей вы­текают такие психологические следствия, как сниженная мораль­ная нормативность, склонность к индивидуальному стилю дея­тельности, естественность, открытость и т. д., а на этапе зрелости - потребность в более жестком психологическом самоконтроле за проявлением своих эмоциональных реакций.

Таким образом, конфигурация семьи: многодетность, однодетность существенно меняет различные параметры родительства, семейной среды и тем самым обусловливает особенности психиче­ского и личностного развития детей из разных семей. Как тот, так и другой тип семьи оказывает разнородное влияние на ребенка (позитивное и негативное). Знание и учет этих особенностей мо­жет помочь профилактике девиаций семейного воспитания.

 

Лит. Овчарова Р.В., Родительство как психологический феномен





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.