Здавалка
Главная | Обратная связь

Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения

Билет 16

Литература:

1. Г. М. Андреева, «Социальная психология», 2001: Раздел I. ВВЕДЕНИЕ; Глава 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

2. Б. Д. Парыгин, «Социальная психология», 1999: ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

 

1.

 

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.

 

Неоднозначность положения предмета социальной психологии имеет много различных причин:

- Существование фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий психологии и социологии;

- Сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.

 

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг:

 

Первый этап.

 

Для судьбы социальной психологии особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова (1924 г), который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.

Позиция Г.И. Челпанова оказалась неприемлемой для тех психологов, которые принимали идею перестройки философских оснований всей психологии, включения ее в систему марксистского знания (см.: Выготский, 1982. С. 379). Возражения Челпанову приняли различные формы:

- Нет необходимости выделять социальную психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила свое отражение в работах В.А. Артемова (Артемов, 1927);

- Сохранение единства психологии путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. Конкретно это означало, что коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. (К.Н. Корнилов, 1921);

 

- Включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снималось (Блонский, 1921);

- Предложение создать особую науку — рефлексологию, определенную отрасль ее использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал «коллективной рефлексологией». Ее предмет определялся следующим образом: «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ..., проявляющих свою соборную со- относительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов» (Бехтерев);

- Предложение построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий (Рейснер, 1925).

Таким образом, несмотря на субъективное желание многих психоло- гов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 20-е гг. не была выполнена.

 

Затем настал длительный период «перерыва» в развитии социальной психологии. Изучение вопросов коллектива было сконцентрировано в сфере педагогической науки, (работы А.С. Макаренко, А.С. Залужного). В рамках психологической науки – исследования Л.С. Выготского: учение о высших психических функциях, которое решало задачу выявления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»).

 

Второй этап.

 

Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ». Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода:

1. Социальная психология – наука о коллективных, «массовидных явлениях психики» (преимущественное распространение среди социологов).

2. Социальная психология – наука о личности.

3. Социальная психология – наука и о личности, и о коллективе.

 

Также дискутировался вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции:

1. Социальная психология есть часть социологии;

2. Социальная психология есть часть психологии;

3. Социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

 

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному:

 

 
 

Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.

 

 

2.

 

Первые исследования, посвященные проблемам возрождающейся социальной психологии, сделали предметом внимания ученых еще более широкий круг проблем этой науки: истории, методологии и теории (Б. Д. Парыгин. "Социальная психология как наука". Л., 1965 и Е. С. Кузьмин. "Основы социальной психологии". Л., 1967); таких фундаментальных явлений как историческая психология (Б. Ф. Поршнев. "Социальная психология и история". М., 1966); общественное настроение (Б. Д. Парыгин. "Общественное настроение". М., 1966); восприятие человека человеком (А. А. Бодалев. "Восприятие человека человеком". Л., 1965) и др.

 

В 1962 в Ленинградском государственном университете была создана первая в стране лаборатория социальной психологии под руководством Е. С. Кузьмина. Несколько позже открыли и первые кафедры социальной психологии: в 1968 году в Ленинградском университете (под руководством Е. С. Кузьмина) и в 1972 в Московском университете (под руководством Г. М. Андреевой). В 1968 году начала работу проблемная лаборатория социально- психологических исследований при кафедре философии Ленинградского госу- дарственного педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Б. Д. Парыгина. По его инициативе в 1969 году там же был учрежден и первый в стране факультет социальной психологии.

 

Для 60-х и 70-х годов в истории отечественной социальной психологии характерно не только организационное оформление данной науки, но также и динамичное развертывание ее собственного инструментального и концептуального потенциала. Доминирующими направлениями развития в 70-е годы становятся как разработка методологии и методов, так и осуществление самих эмпирических исследований проблем — групп и коллективов; поведения личности, его регуляции и саморегуляции; психологии руководства и управления и др.

В этот же период предпринимаются и первые попытки концептуальных

построений как специальных теорий, прежде всего теории коллектива, так и общей социально-психологической теории.

 

Для 80-х годов характерным является процесс нарастающей дифференциации социально-психологических исследований, развивающихся в трех основных направлениях: во-первых, преимущественно теоретическом; во-вторых, теоретико-эмпирическом или теоретико-прикладном; в-третьих, преимущественно прикладном. С первым связана разработка общей социально-психологической теории, со вторым — специальных концептуальных подходов (концепции социально-психологического климата, социалистического соревнования, конфликтов в коллективе, управления коллективом и др.), с третьим — практических приложений социальной психологии к различным сферам практической деятельности (экономической, политической, правовой и др.).

 

Переход от 80-х к 90-м годам заслуживает специального рассмотрения как некий переломный этап в развитии данной науки: от советской к постсоветской отечественной социальной психологии. Начиная со второй половины 80-х годов есть основание говорить о специфических чертах и особенностях состояния современной, постсоветской социально-психологической мысли и соответствующих ей исследованиях.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.