Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы коррекции страхов

Билет № 18

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологиисчитается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.

Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. Он разделяет все страхи на три группы:

· биологические,

· социальные,

· экзистенциальные.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений, социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.

Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.

Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.

Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.

Причины возникновения страхов

1. Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения) – формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены», за которую можно спрятаться. Ребенок не способен принять родительские убеждения, мировоззрение, стратегии, способы поведения. Это ведет к сниженной способности к саморегуляции, выработке психологической защиты в критических ситуациях;

2. Сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность) приводит к озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка»;

3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать)

4. Развод.

5. Культивирование страхов

6. «Передавание» страхов от родителей

7. Школа, сад, (события, учитель)

8. Конфликты (скрытые, зримые)

 

Методы коррекции страхов

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка

Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача – научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Если ребенок отстал в развитии игровой деятельности, не способен заниматься этим со сверстниками, то необходимо играть с ним доступными ему способами, т.е. так, как он сам хочет.

2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре

Этот метод является специфичным для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха и обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится (собаку, «страшилище» и пр.) и поиграть в «страх», разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. Более подробно эта процедура будет изложена ниже в связи с нарушениями личностного развития.

3. Эмоциональное переключение

Уговоры родителей ребенка не пугаться в большинстве случаев не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка каким-то страхом (например, крикнув при приближении к ребенку собаки). С помощью того же механизма переключения, возможно, добиться и обратного результата. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. Например, если ребенок пугается ползущего жука: «Уходи, жук, не мешай, мы сейчас очень заняты», или если гудит водопроводная труба: «Погудит и перестанет, ерунда». При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.

4. Подражание и заражение

Ребенок подражает взрослому не только в поведение, но и заражает его оценками. Если взрослый человек о чем-то говорит со страхом в голосе, то это эмоциональное состояние передается ребенку, и он также начинает чего-либо бояться. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди либо они должны заняться состоянием своей психики. Подобно тому, как бессмысленно лечить ребенка от болезни, если дома находится взрослый больной, так невозможно помочь ребенку, если существуют какие-либо факторы, которые способствуют рецидиву.

5. Эмоциональные качели

Простейшим примером эмоциональных качелей, по словам В.В. Лебединского (1990), является подбрасывание ребенка на руках: ребенок то летит без всякой опоры и ощущает себя в опасном положении, то опускается на руки взрослого, которые для него являются символом защиты. Секундное ощущение опасности не будет неприятно ребенку, он обычно смеётся при таких «упражнениях». Подобные «качели» можно совершить и с собакой; иногда ребенок спонтанно приходит к такой возможности: он то прячется за взрослого; то выглядывает, смотрит на собаку и, может быть, даже дразнит её. С темнотой ребенок может также «играть», то забегая в темную комнату, то выбегая из нее на свет. Качели можно проводить практически с любым видом страха, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения. Если же ребенок не хочет «эмоциональных качелей», то не стоит от них отказываться совсем, так как это нежелание обусловлено не непостоянными характеристиками психики, а кратковременным состоянием, поэтому надо дождаться лишь более благоприятного самочувствия ребенка.

6. Эмоциональный конфликт

Поскольку страх – эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Например, если ребенок любит куклу, то ей можно прописать роль защитника («пока кукла здесь сидит, тебя никто не тронет, она никого к тебе не пропустит»).

Уговоры «не бояться» почти никогда не приводят к положительному результату. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, так, как страх – иррациональное явление, а происходит опосредованно: либо через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений (например, как в случае с куклой), которые устранят страх.

7. Деятельностная терапия

Помимо указанных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Психика предназначена для активности. Всем известно мучительное состояние бездействия, ожидания. Если ребенку нечем заняться, то он либо изобретает какие-то, может быть, не совсем просоциальные занятия, игры, либо вновь и вновь возвращается к своим переживаниям, становящимся, таким образом, навязчивыми и постепенно обрастающими всё новыми образованиями, которые препятствуют появлению других переживаний.

Замена ничегонеделанья деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и взрослым, она применяется при лечении даже психически больных людей.

8. Куклотерапия

Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в «страшную историю», связанную с пугающим ребенка объектом, и справляться с нею. Если у ребенка есть любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля, важно только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и «страшилище».

В процессе рассказывания или демонстрации «страшной истории» не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в конце), а, достигнув максимума, смениться бурными человеческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом и пр.) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, полностью освободиться от страха. Таким образом, главная задача здесь состоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу – расслабление.

Методы коррекции страхов у взрослых.

Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции. Эта группа методов называется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это столкновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.

В практической работе отнесение той или иной процедуры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилизации, на другом - иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность столкновения со стимулом, вызывающим страх.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.