Здавалка
Главная | Обратная связь

Некоторые уроки событий 1968 г.

Массовые студенческие выступления 1968 г. в Западной Европе: причины и социально-политическое значение

Общими элементами идеологической ориентации студенческих движений во второй половине 1960-х гг. были антиимпериализм, антикапитализм и международная солидарность. Но особенности каждого из них определялись, прежде всего, национальными условиями. В Бельгии, например, поводом для массовых волнений среди студентов-фламандцев послужило доминирование французского языка во Фламандском университете Левена, и это обстоятельство придало студенческим беспорядкам националистический характер. В Италии и еще в большей мере в Германии активисты обращали внимание на пережитки фашистского прошлого.

Наиболее массовыми студенческими выступлениями 1968 г. в Западной Европе считаются студенческие беспорядки во Франции. С леворадикальных студенческих выступлений начался «Красный май» - социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Он привёл, в конечном счёте, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе.

Причины

Кризис мая 1968 происходил на фоне десятилетия беспрецедентного экономического роста. В это время уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире. Однако несколько месяцев, предшествующих маю 1968 г., продемонстрировали симптомы ухудшения экономической ситуации. Количество безработных в начале 1968 г. составило около 500 тыс. человек и постоянно росло. Среди безработных оказывались, в первую очередь, представители молодёжи.

Относительно ухудшились условия жизни и учебы студентов. Хотя расходы государства на образование росли, выходцам из малообеспеченных семей становилось сложнее получить высшее образование. В университетах действовали жесткие внутренние уставы.

Даже у самых привилегированных классов были основания для беспокойства: рост числа студентов привел к проблемам с размещением студентов в общежитиях, проблемам с транспортом и материальным обеспечением учебных заведений. В 1967 - 1968 гг. французское правительство обсуждало вопрос об ужесточении отбора в высшие учебные заведения. Это – ещё одна причина волнений студентов.

Среди студентов были популярны «левые» политические взгляды. Но Французская коммунистическая партия фактически перестала преследовать революционные цели. В то же время множились группы некоммунистических «левых» (троцкисты, маоисты и т. д.). Политизация и агитация поддерживалась молодёжью (например через Вьетнамский комитет, состоявший преимущественно из лицеистов и студентов, осуждавший «американский империализм» за войну во Вьетнаме).

Среди французов была непопулярна государственная монополия на телевидении и радио, через которые осуществлялась проправительственная пропаганда (свободными были только печатные СМИ). Внешняя политика Шарля де Голля и его национализм не отвечали материальным, культурным и социальным ожиданиям значительной части французов. Наконец, сам Шарль де Голль казался молодёжи «авторитарным» и «несовременным» политиком.

Ход событий

В начале учебного 1967/68 года проявилось недовольство студентов жестким дисциплинарным уставом в студенческих городках, переполненностью аудиторий, бесправием студентов перед администрацией и профессорами, отказом властей допустить студентов до участия в управлении делами в высшей школе. (На самом же деле мнения участников протестов о жёстком дисциплинарном уставе в студгородках и полном бесправии студентов нельзя понимать буквально.) По Франции прокатилась серия студенческих митингов с требованиями выделения дополнительных финансовых средств, введения студенческого самоуправления, смены приоритетов в системе высшего образования. Студентам казалось, что им навязывают ненужные предметы, используют устаревшие методики, что преподают им слишком старые профессора. С февраля по апрель 1968 г. во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений.

События мая 1968 г. начались в парижских университетах. Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода ультралевые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. п., нередко перетолкованные в романтически-протестном духе. Практически невозможно определить все политические убеждения студентов, активно принимавших участие в восстании. Особенно сильным было анархическое движение. Студентам сочувствовали многие преподаватели Сорбонны, находившиеся в рядах радикальной интеллигенции. Сами участники событий именовали себя «новыми левыми».

Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку. Митингующие (студенты, рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования. Среди них была отставка де Голля, а также формула «40 — 60 — 1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 франков).

Де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы на 23 и 30 июня 1968 г. Парламентские выборы ознаменовали окончание конфликта. Премьер-министр Жорж Помпиду призывал в предвыборной кампании к «защите республики» перед лицом «коммунистической опасности». В результате выборов президентский Союз защиты республики получил абсолютное большинство в парламенте. Таким образом, народ ясно высказался за возвращение к порядку.

События мая 1968 г. во Франции не поддержали и не пожелали использовать ни СССР, ни США. Позиция СССР и французской компартии была разумной и ответственной. С самого начала массовых выступлений Французская коммунистическая партия (ФКП) осудила «бунтарей».

Итоги и значение

Одним из итогов «Красного мая» и других студенческих волнений было удовлетворение ряда социальных требований трудящихся (увеличение пособий по безработице и т. д.). Студенческие протесты побудили к демократизации высшей и средней школы, была улучшена координация высшей школы с потребностями народного хозяйства в специалистах.

Некоторые уроки событий 1968 г.

Особое значение имеет сам факт, что в студенческой среде в определенных условиях может возникнуть такое состояние коллективного сознания, при котором возникает тоталитарно мыслящая толпа, способная разрушить жизнеустройство всей страны. Это новое явление культуры большого города, в котором возникает высокая концентрация молодежи, отделенной от мира физического труда и традиционных социальных связей.

Один из уроков «революции 68-го» состоит в том, что энергия городского бунта, который не опирается на сколько-нибудь четкую политическую программу (выработанную самими «революционерами» или навязанную им извне), иссякает достаточно быстро. Для властей важно не подпитывать эту энергию неосторожными действиями. Власти Парижа, например, проявили выдержку, не создав необратимости в действиях студентов, не спровоцировав их на то, чтобы выйти за рамки в целом ненасильственных действий.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.