Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Сущность социального страхования

1. Необходимость и экономическое содержание социального страхования.

Государство гарантирует каждому гражданину право на труд, удовлетворяет потребности в получении образования, здравоохранении, подготовке кадров, обеспечивает минимальный уровень заработной платы, пенсии, социальных выплат. В ст. 46 Конституции Украины закреплено право граждан на социальную защиту, которая включает «право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом». Реализация такого права на практике - это обеспечение достаточного уровня благосостояния гражданам государства, что соответствует международным условиям, а именно ст. 22 Общие декларации прав человека и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., из которой следует, что государство, участвуя в данном пакте признает право каждого человека на социальную защиту, включая социальное страхование.

Соответствии с правовыми актами Международной организации труда (МОТ) основой современного социальной защиты является девять основных видов социальных пособий:

· медицинское обслуживание;

· помощь при болезни,

· помощь при безработицы,

· помощь при старости,

· помощь при в связи с несчастными случаями на производстве;

· семейная помощь;

· помощь при беременности и родов;

· помощь по инвалидности;

· в случае потери кормильца.

Во многих странах мира действует система взаимодополняющего социальной защиты, включающей в себя такие составляющие элементы:

1) государственное социальное обеспечение;

2) корпоративные социальные программы;

3) индивидуальное (частное) страхование.

На сегодня функционируют четыре модели социальной защиты:

- Социально-демократическая модель скандинавских стран - государство берет на себя значительную долю ответственности за социальную защиту населения;

-Модель неолиберальная (США) - проблемы по социальной защите между предпринимателями и наемными работниками решаются преимущественно при участии профсоюзов;

-Модель неоконсервативная (Германия)основана на смешанном государственно-частном решении социальных проблем - ответственность отдельного предпринимателя заменена системой обязательной коллективной ответственности под контролем государства;

-Система Бевериджа (Англия, Ирландия) - главной задачей государства является защита минимальных доходов граждан.

Рассмотрев эти модели можно сделать вывод, что система социальной защиты населения в Украине в наибольшей степени соответствует немецкой модели.

Основные направления социальной политики Украины отвечают действующему законодательству. Следует выделить основные составляющие социальной защиты населения Украины:

1) социальное обеспечение;

2) социальная помощь;

3) социальное страхование.

Социальное обеспечение- это предоставление определенным категориям граждан социальных выплат за счет средств бюджетов. Социальные выплаты малообеспеченным семьям, семьям с детьми, жертвам войны или политических репрессий при трансформационных преобразований экономики являются необходимыми и целесообразными. Однако они зависят как от экономической политики правительства, состояния государственного бюджета, так и от механизма их предоставления. Уменьшение финансовых возможностей государства может привести к задержке или уменьшения размеров социальных выплат. Установка завышенного уровня таких выплат негативно влиять на работу отдельных лиц.
Система социальной помощи построена на финансировании за счет налогов, других поступлений в государственный бюджет. Однако эти средства направляются не физическим лицам, а предприятиям и организациям как компенсация недополученных доходов. Социальная помощь предоставляется в форме жилищных субсидий, разного рода льгот и ориентирована на индивидуальную потребность гражданина.

Социальное страхование - это важная составная часть социальной защиты населения, центром которого является человек и его потребности, а качество их удовлетворения влияет на социально-экономическое развитие государства. Социальное страхование создает условия для воспроизводства рабочей силы и защиты граждан в случае наступления страховых случаев: утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, несчастного случая на производстве, уходу за ребенком, беременности и родов и др.

Необходимость социального страхования обусловлена следующими причинами:

- Наличием граждан, которые не участвуют в общественно полезном труде, а потому не могут содержать себя за счет заработной платы;

- Наличием граждан, которые являются дееспособными, но не имеют возможности ее реализовать.

Система социального страхования включает в себя социальные, экономические, финансовые и правовые аспекты.

Социальные аспекты заключаются в создании всеобъемлющей и универсальной системы защиты всех слоев населения от всех факторов нестабильности. Наличие такой системы свидетельствует об эффективной социальной политике государства, направленную на удовлетворение потребностей граждан.

С экономической точки зрения социальное страхование выступает рычагом перераспределения денежных средств в обществе и связанное с развитием экономики. Укрепление экономики влияет на рост доходов предприятий, организаций, а вместе с тем и увеличение размера страховых взносов.

С правовой точки зрения социальное страхование - это система юридических норм, регулирующих социальную защиту населения при наступлении страховых случаев, предусмотренных законодательством.

Социальное страхование является финансовой категорией, выражает экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем формирования фондов денежных средств и их использования для обеспечения граждан в старости, на случай постоянной или временной потери трудоспособности, безработицы, поддержки материнства, а также по здравоохранению.

2. Финансовые отношения, возникающие в сфере социального страхования

В сфере социального страхования возникают такие основные группы финансовых отношений:

- Между страховыми фондами и юридическими лицами, которые выступают плательщиками обязательных взносов;

- Между фондами и наемными работниками, за счет которых формируются доходы бюджета фонда;

- Между фондами и государственным, местными бюджетами в процессе перераспределения государственных финансовых ресурсов;

- Между фондами и другими органами, средства которых используются для финансового обеспечения социальных программ;

- Между территориальными и центральными органами фондов с целью обеспечения социальных выплат в региональном и местном разрезах;

- Между фондом и определенными категориями граждан, которые получают за счет его средств материальное обеспечение и социальные услуги;

- Между фондом и соответствующим ведомством, министерством (например, Министерством труда и социальной политики, службой занятости и т.п.);

- Между фондом и учреждениями, организациями, которые выполняют определенные виды работ (профессиональное обучение и переподготовку незанятого населения);

- Между фондами и финансовыми органами в процессе осуществления контроля за движением государственных финансовых ресурсов.

Материальной основой этих отношений являются денежные средства, которые имеют законодательно определены источники формирования и направления их использования. Фонды денежных средств могут быть как государственными, так и негосударственными.

 

3. Функции социального страхования

Социальному страхованию присущи две функции: распределительная и контрольная.

Распределение происходит в форме движения денежных средств:

-Между отдельными государственными социальными фондами;

-Между бюджетами и социальными фондами;

-Путем выплаты пенсий, социальных пособий физическим лицам;

-Путем направления средств на содержание органов управления;

-Путем инвестирования в ценные бумаги и т.д.

Субъектами распределения государство, предприятия, организации, физические лица.

Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в обществе за год.

В процессе распределения ВВП работодатели и физические лица уплате слышат взносы на социальное страхование в государственные целевые фонды. В системе общеобязательного государственного социального страхования все работники обязаны участвовать в формировании социальных страховых фондов, платя установленные взносы. Целевые фонды как самостоятельные финансовые системы созданы по каждому виду страхования.

Контрольная функция осуществляется в форме финансового контроля за движением денежных средств. Она обеспечивает полное и своевременное поступление средств в социальные фонды и их целевое использование в соответствии с плановыми заданиями. Контроль проводится с целью проверки соблюдения субъектами действующего законодательства и согласование общественных, коллективных и частных интересов в государстве.

4. Субъекты социального страхования

Общеобязательному государственному социальному страхованию подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта):

а) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от их форм собственности и хозяйствования;

б) физические лица;

2) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), граждане - субъекты предпринимательской деятельности.

Граждане Украины, работающие за пределами территории Украины и не застрахованы в системе социального страхования страны, в которой они находятся, имеют право на общеобязательное социальное страхование в Украине при условии уплаты ими страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Субъектами обязательного государственного социального страхования являются застрахованные граждане, а в отдельных случаях - члены их семей и другие лица, страхователи и страховщики.

Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого осуществляется общеобязательное государственное социальное страхование.

Страхователями по общеобязательному социальному страхованию являются работодатели и застрахованные лица.

Страховщиками целевые страховые фонды по отдельным видам страхования. Страховые фонды берут на себя обязательства по сбору страховых взносов и предоставления застрахованным лицам материального обеспечения и социальных услуг при наступлении страховых случаев.

Объектом общеобязательного государственного социального страхования является страховой случай, с наступлением которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получения материального обеспечения и социальных услуг.

К основным категориям социального страхования относят страховой стаж, страховой риск и страховой случай.

Страховой стаж - это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и уплачиваются взносы (им, работодателем) страхования. Особенности и размер уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным лицом определяются законодательством. Страховой стаж в перспективе заменит трудовой стаж. Он будет основным критерием оценки практической деятельности гражданина.

Страховой риск - обстоятельства, в результате которых граждане и / или члены их семей могут утратить временно или навсегда способность к существованию и нуждаются в материальной поддержке или социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию.

Страховой случай - событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица на получение материального обеспечения или социальных услуг, предусмотренных законами Украины по отдельным видам страхования.

К страховым случаям по социальному страхованию относятся:

ü временная нетрудоспособность;

ü беременность и роды, уход за малолетним ребенком;

ü инвалидность;

ü болезнь;

ü достижения пенсионного возраста;

ü смерти кормильца;

ü безработицы;

ü социальные услуги и другие материальные затраты, связанные с определенными обстоятельствами;

ü несчастный случай на производстве;

ü профессиональное заболевание.

5. Становление и развитие социального страхования

 

Социальное страхование в своем развитии прошло ряд этапов. Первые элементы социального страхования наблюдались в начале существования общества. В Древнем Риме различные организации, корпорации, коллегии объединяли своих членов на основе профессиональных, материальных и личных интересов (поддержка в случае потери трудоспособности, обеспечение захоронения и т.д.). Например, в положении Устава ланувимськои коллегии (г. Ланувим, 133 г.н.э.) предусматривалось внесение первоначального и ежемесячного денежных платежей, назначением которых было получение потомком определенной суммы на погребение в случае смерти члена коллегии.

В XIII в. впервые возникли организационные основы социального страхования в г. Дубровик на Балканах, где была определена программа страхования здоровья с соответствующими взносами застрахованных лиц.

Дальнейшее развитие социального страхования наблюдался в Средневековье, когда горняки Германии основывали общие кассы для поддержки пострадавших от несчастных случаев, нуждающихся членов общества. Наибольшее распространение социальное страхование получило в конце XIX в., чему способствовал быстрый индустриальное развитие. В Германии основы прогрессивного социального законодательства заложил рейхсканцлер Отто фон Бисмарк.

Во многих европейских странах в начале XX в. были приняты законы о страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Страховые фонды формировались за счет взносов работников, предпринимателей, владельцев фабрик или мануфактур, субсидий и дотаций государства.

Первое десятилетие XX в. характеризовалось проведением реформ в законодательстве о социальном страховании в Швеции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии. Эти страны совершенствовали регламентацию общественно-экономических отношений. С 1920-х годов промышленно развитые страны Европы, Северной Америки и Австралии создали расширенную систему социального страхования для различных профессий, что должно обеспечить финансирование страховых выплат.

На рубеже XIX-XX вв. солидарную пенсионную систему ввели Германия, Англия, Франция, Швеция, а впоследствии Чехословакия и Румыния. Такие же пенсионные системы в 1920-х годах ввели в Чили, Аргентине и Уругвае.

В 1942 г. лорд Великобритании Уильям Беверидж предложил новые подходы к политике социального обеспечения. Главной задачей, по плану Бевериджа, является обеспечение полной занятости. Рекомендовалось ввести систему социального обеспечения на основе взносов с целью осуществления защиты на случай болезни, безработицы и старости, а также оказание помощи соответствующим семьям, беременным женщинам и вдовам. План Бевериджа включал в себя три принципа социального обеспечения универсальность, единство и интеграцию.

Принцип универсальности означал обеспечение на все случаи социального риска для всего населения. Политика социального обеспечения основывалась на национальной солидарности и гарантированном минимальном доходе для всех, а это входило в противоречие с положением Шемарка об обеспечении только работающих.

Принцип единства включал адекватный характер взносов и выплат, одинаковый характер организации системы. Помощь находилась в прямой зависимости не от заработной платы, а от нормальных потребностей человека в конкретной ситуации. Единый взнос поступал в унифицированной системы национального страхования (за исключением социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также семейной помощи, которая финансировалась из государственного бюджета).

Третий принцип означал интеграцию различных форм обеспечения: страхование, социальной помощи и сберегательных касс. Этот принцип предусматривал координацию социальной политики, основанной на гарантированном доходе, политики здравоохранения и политики полной занятости.
В Российской империи в начале XX в. страхования характеризовалось индивидуальной и коллективной формами и включало в себя пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование здоровья. В 1903 г. было введено государственное страхование рабочих от несчастных случаев.

Развивалось страхования и в той части Украины, которая входила в состав Российской империи. В 90-е г. XX в. некоторые предприниматели Херсонской губернии начали страховать своих рабочих на случай смерти, инвалидности и нетрудоспособности в частных страховых обществах. Такое страхование получило распространение в Одессе (в 1894 г. были застрахованы рабочие 22 предприятий), Николаеве, Херсоне и других городах губернии. В 1899 г. в Одессе начало действовать Общество взаимного страхования фабрикантов и ремесленников от несчастных случаев, которое через три года уже насчитывало 7000 застрахованных. 1905 г. на его образец было создано Черноморское общество взаимного страхования судовладельцев от несчастных случаев с их рабочими и служащими. Оно действовало во всех портах Черного и Азовского морей и в приморских речных портах.

В начале XX в. Восточная Галичина, которая находилась в составе Австро-Венгерской империи, была практику по вопросам социального страхования. Во Львове функционировали пенсионные фонды, организованные как по отраслевому, так и по территориальному принципам. Примером служит пенсионный фонд работников электрических заведений во Львове.

 

6. Принципы системы социального страхования Бисмарка

Большое влияние на развитие системы социального страхования имели Отто фон Бисмарк и Уильям Беверидж. Канцлер Германии Бисмарк в 1883-1889 гг впервые в мире в законодательном порядке ввел систему социального страхования, которая включала: страхование на случай болезни, от несчастных случаев на производстве, на случай старости и инвалидности.

Система Бисмарка основывалась на следующих принципах:

¨ обеспечение основано исключительно на работе, а потому ограничено только лицами, которые сумели завоевать это право своим трудом;

¨ обязательное обеспечение существует только для наемных работников, заработная плата которых ниже определенную минимальную сумму, то есть для тех, кто не может пользоваться индивидуальным страхованием;

¨ обеспечение построено на методологии страхования, устанавливает паритетное соотношение между взносами наемных работников и работодателей, а также между выплатами и взносами; обеспечением управляют сами работодатели и наемные работников; обязательность социального страхования.

 

7. Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование

1 января 2011 вступил в силу Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

До 1 января 2011 года страховые взносы уплачивались в четыре фонда общеобязательного государственного социального страхования: Пенсионный фонд, фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и фонд социального страхования на случай безработицы. Согласно новому закону единый взнос уплачивается только в Пенсионный фонд Украины.

Согласно нововведениям Пенсионный фонд консолидирует общие для всех фондов общеобязательного государственного социального страхования функции: учет плательщиков единого взноса, сбор и учет страховых средств, контроль за начислением и уплатой единого взноса, представление отчетности по единому взносу. Вместе с тем, перечисленные выше фонды продолжают свою деятельность и не подлежат расформированию. В круг их обязанностей, по-прежнему принадлежит целевое использование средств в пределах своих полномочий и проведения в связи с этим проверок страхователей.

Единый социальный взнос удерживается из заработной платы работников в размере 3,6%, с вознаграждений по договорам за выполненные работы, предоставленные услуги - 2,6%, с пособия по временной потере трудоспособности - 2%; по заработной плате государственных служащих и ученых содержится 6,1%. Начисления единого социального взноса для работодателей составляют от 36,76% до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска производства, а для помощи по временной потере трудоспособности - 33,2%. Бюджетные учреждения и организации уплачивают единый взнос в размере 36,3% от фонда оплаты труда.

Физические лица-субъекты предпринимательской деятельности (кроме избравших упрощенную систему налогообложения) и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно - занимающиеся независимой профессиональной деятельностью (научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой , в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность) и получают доход непосредственно от этой деятельности, уплачивают единый взнос в размере 34,7% суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц.

В случае желания этих лиц участвовать в общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, размер единого взноса составляет 36,6%; общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, - 36,21%; во всех видах общеобязательного государственного социального страхования - 38,11%.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые избрали упрощенную систему налогообложения (единый или фиксированный налог), начисляют и уплачивают единый взнос за себя и членов своих семей, которые принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, в размере 34,7% от минимальной зарплаты.

Стоит отметить, что размеры взносов не являются окончательными, поскольку, как указано в п. 28 ст. 8 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», предложения по изменениям размера единого взноса вносятся Кабинетом Министров Украины одновременно с проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий год.

Начисление единого взноса осуществляется в пределах максимальной величины, на которую начисляется единый взнос, равный семнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом.

Также с 01.01.2011 г. вступили в силу «Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного страхования».

Взятие на учет страхователей осуществляется по его местонахождению на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором. Учет плательщиков осуществляют местные органы ПФУ. Фонд социального страхования от несчастных случаев подает в Пенсионный фонд информацию об отнесении каждого конкретного плательщика единого взноса в состав профессионального риска производства.

Единый социальный взнос перечисляется на счета Пенсионного фонда, открытые в органах Государственного казначейства.

Все страхователи составляют и представляют отчет о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное Держане социальное страхование в органы Пенсионного фонда Украины.

Плательщики единого взноса обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, которым является календарный месяц, не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом.

За нарушение норм законодательства о едином взносе к плательщикам-нарушителям применяются финансовые санкции (штрафы и пеня):

v Уклонение от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единого взноса - штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан;

v Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса - штраф в размере 10% своевременно не уплаченных сумм;

v Доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса - штраф в размере 5% указанной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислены такую сумму, но не более 50% суммы доначисленного единого взноса;

v Непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности - штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан;

v Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, - штраф в размере от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан;

v Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос, - штраф в размере 10% неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

До 1 января 2011 года предприятию, чтобы начать свою деятельность, необходимо было пройти государственную регистрацию, регистрацию в органах налоговой инспекции и зарегистрироваться в четырех фондах социального страхования, а с вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование »нужно лишь зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда как плательщик единого социального взноса.

Кроме того, положительной стороной введение единого социального взноса является то, что уменьшилось количество документов, свидетельствующих о перечислении страховых взносов в государственные целевые фонды, улучшилось документооборот. Для определения страхового стажа используется категория минимального страхового взноса, которая предусматривает использование не только периода уплаты взносов, но и их размера. Единая база плательщиков взноса даст возможность быстрее выявлять нарушителей, в частности тех, кто платит взносы не во все фонды или не в полном объеме.

Для Украины введение единого социального взноса - это первый, за несколько лет, шаг в системе реформирования государственного социального страхования.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.