Здавалка
Главная | Обратная связь

Инициативность и независимость.



Конспект занятия в секции «Затейник» Добровольской С.Е., педагог-организатор МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»

Актуальность

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, ведь без воспитания позиции лидера невозможно существование страны-лидера.

Изменения, происходящие в современной России, расширяют возможности для развития материальных и духовных потребностей личности, актуализируют проблему готовности молодежи к самостоятельным, ответственным действиям в своей жизни. Эта ситуация требует от подрастающего поколения умения ориентироваться не только в основах наук, которые изучаются в школе, но и обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для индивидуальных и коллективных действий по решению насущных реальных жизненных задач.

В современном Российском обществе, образовании, детском и молодежном движении лидерство приобретает социальный характер и понимается, как способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки.

Одной из основных задач детских объединений района является формирование и развитие лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала подростков. Развитие этих качеств необходимо постоянно стимулировать. Систематическая учеба лидеров детского объединения дает возможность её участникам посмотреть на себя и свои способности с другой точки зрения. Может ли подросток стать организатором, может ли придумывать оригинальные идеи или возможно, он обладает знаниями или умениями, которые очень важны для успешной работы команды в подготовке дела.

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения – только стартовая площадка для ребят. В остальном жизненные ситуации предлагают недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

При подготовке педагога к занятиям учебы актива необходимо помнить, что каждый ребенок талантлив, и в каждом имеются свои индивидуальные особенности. Педагогу необходимо увидеть и раскрыть их.

Одной из главных задач в обучение актива является - научить участников работать в группе, а не в компании разрозненных людей. В группах дети обучают сами себя, группа знает больше почти по любому вопросу, чем один человек. Роль педагога как ведущего - высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше, чем это сможет сделать он в одиночку. Педагог только может подстегнуть эту движущую силу группы, помогая участникам осознать их уникальные способности к решению проблем и предложить способы, на службу всей группе. При таком подходе граница между педагогом и детьми исчезает. Эти роли становятся взаимозаменяемыми, и дальнейшая деятельность будет проходить в продуктивном русле.

На первом этапе учебы актива необходимо провести исследование подростков на наличие лидерских знаний, умений, только после этого составить план занятий.

Форма проведения этих занятий может быть разнообразна, на усмотрения педагога.

Необходимо помнить, что в начале любого занятия необходимо проводить тренинговые игры на сплочение группы, и снятия напряженности в общении. Тренинги по лидерским качествам начинаются, как правило, с самоидентификации. Кто я? Каковы мои особенности? В чём я похож и чем я отличаюсь от окружающих? В чем я силён, что хочу в себе изменить или улучшить? Говоря профессиональным языком, в чем заключается Я- концепция?

Стремиться развивать на занятиях самостоятельность, способствовать мобилизации творческой фантазии, закреплять в членах тренинговой группы чувства нацеленности на успех. Постоянно давать возможность участникам проявлять лидерские качества.

Обучать умению распознавать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям. Подбирать упражнения для выработки способностей участников аргументировано убеждать собеседника. Отрабатывать умения продуктивно действовать и принимать эффектные решения в кризисной ситуации. Обучать навыкам работы с партнером и с группой, навыкам мобилизации группы на совместное решение задач, готовности решения проблем и умения разрешать конфликты.

 

Качества лидера

 

Лидер - это член группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, находящимися под его психологическим влиянием. За ним группа признает право на ведущую роль в конструировании эмоциональных и деловых взаимоотношений в детском сообществе, в совместном принятии решений. Руководитель же (формальный лидер) чаще осуществляет строго формативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти или формальных структур. Поэтому желательно, чтобы формальным и неформальным лидером в коллективе был один и тот же человек.

В книгах Л. И. Уманского и его ученика А. Н. Лутошкина приводятся общие и специфические качества лидера.

Общие качества(ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать им):

§ компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

§ активность — умение действовать энергично, напористо;

§ инициативность — творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

§ общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

§ сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

§ настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

§ самообладание — способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

§ работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;

§ наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;

§ самостоятельность — независимость в суждениях, уме­ние брать ответственность на себя;

§ организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качествалидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

§ организаторская проницательность — тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

§ способность к активному психологическому воздействию — разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, сложившейся ситуации;

§ склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.

В детских группах встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы.

Лидеры-организаторы играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и другой деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей.

Лидер-умелец — наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — самый опытный турист). Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в детской группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Лидеры-организаторы осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей, что позво­ляет им соответственно этим знаниям строить свои отно­шения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психоло­гический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности. Отрицательные взаимоотношения между членами детской группы точнее характеризуют деловые лидеры.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение коллектива, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, оказывающих влияние на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому в организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Лидер — это личность, которая способна создать определенные отношения между собой и определенной группой людей или конкретным человеком. Каждый лидер должен обладать необходимыми качествами руководителя.

Для того чтобы осознавать себя лидером, требуется работа над собой каждый день, которая несет в себе воспитание постоянных лидерских качеств. Какие это качества?

Воля.

Наличие силы воли — это значит иметь способность преодолевать препятствия на своем пути.

Настойчивость.

На жизненном пути любого человека появляются всевозможные препятствия. Простой человек может остановиться или пройти дальше. У лидера такого выбора нет! Он должен проявить настойчивость и желание бороться с препятствиями.

Инициативность и независимость.

Лидерство и инициативность ,как понятия, неотъемлемы. Инициатива в группе людей не возможна без лидерства, точно так же как и чувство независимости. Ведь даже для принятия собственных решений требуется иметь как независимость, так и инициативность.

Адаптивность.

Адаптивность -это умение приспосабливаться к неизвестным новым возможностям. Это одна из главных возможностей лидера.

Самокритика.

Какой бы пост не занимал человек, для него важно подходить самокритично , как к своим действиям, так и к личным поступкам. Самокритичность — это своего рода баланс для самооценки каждого лидера.

Требовательность.

В этом пункте надо понять самое главное каждому лидеру — если ты знаешь и умеешь сам, только тогда можешь требовать этого от другого. Если не знаешь и не можешь – значит – не требуй.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.