Агрессия как социальное научение ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Создателем одной из теорий агрессии, известной как теория социального научения, является Альберт Бандура (Bandura, 1997). По мнению автора, мы усваиваем навыки агрессивного поведения, не только убеждаясь на собственном опыте в том, что оно может приносить полезные плоды, но и наблюдая за другими. Агрессию мы усваиваем так же, как и многие другие социальные навыки: наблюдаем за поведением окружающих и отмечаем его последствия. Считается, что такое научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тоже служит важным источником выученной агрессии. Подводя итог, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория агрессии как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления агрессии и способов ее контроля. Теория агрессии как драйва также оказалась неадекватной во многих частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теоретические исследования, которым она дала начало. На сегодняшний день, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а также полезные с практической точки зрения представления об агрессии дает теория соц. научения. Однако утверждения о том, что агрессия выполняет полезную и, вполне возможно, даже необходимую функцию, иногда несут в себе и иной смысл. Здесь имеется в виду точку зрения психоанализа. Как уже упоминалось, Зигмунд Фрейд считал, что если не давать людям изливать свою агрессию, ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; и энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания. Способы, позволяющие разрядить агрессивную энергию: 1) израсходовать ее в таком виде социально приемлемой агрессивной физической деятельности, как футбол или хоккей; 2) израсходовать ее посредством вовлечения в недеструктивный вид агрессии - воображаемые агрессивные действия (например, когда вы лишь грезите о том, как ударите кого-то, или сочиняете рассказ, пронизанный духом насилия) 3) принять участие в прямой агрессии, когда вы разражаетесь бранью в адрес кого-то, обижаете его, доставляете ему неприятности, говорите о нем разные гнусности и тому подобное. Информация: Аронсон Э. Общественное животное. М., 2006; Майерс Д. Социальная психология. СПб.,2007;
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|