Здавалка
Главная | Обратная связь

Агрессия как социальное научение



Создателем одной из теорий агрессии, известной как теория социального научения, является Альберт Бандура (Bandura, 1997). По мнению автора, мы усваиваем навыки агрессивного поведения, не только убеждаясь на собственном опыте в том, что оно может приносить полезные плоды, но и наблюдая за другими. Агрессию мы усваиваем так же, как и многие другие социальные навыки: наблюдаем за поведением окружающих и отмечаем его последствия.

Считается, что такое научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тоже служит важным источником выученной агрессии.

Подводя итог, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория агрессии как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления агрессии и способов ее контроля. Теория агрессии как драйва также оказалась неадекватной во многих частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теоретические исследования, которым она дала начало. На сегодняшний день, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а также полезные с практической точки зрения представления об агрессии дает теория соц. научения.

Однако утверждения о том, что агрессия выполняет полезную и, вполне возможно, даже необходимую функцию, иногда несут в себе и иной смысл.

Здесь имеется в виду точку зрения психоанализа. Как уже упоминалось, Зигмунд Фрейд считал, что если не давать людям изливать свою агрессию, ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; и энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания.

Способы, позволяющие разрядить агрессивную энергию:

1) израсходовать ее в таком виде социально приемлемой агрессивной физической деятельности, как футбол или хоккей;

2) израсходовать ее посредством вовлечения в недеструктивный вид агрессии - воображаемые агрессивные действия (например, когда вы лишь грезите о том, как ударите кого-то, или сочиняете рассказ, пронизанный духом насилия)

3) принять участие в прямой агрессии, когда вы разражаетесь бранью в адрес кого-то, обижаете его, доставляете ему неприятности, говорите о нем разные гнусности и тому подобное.

Информация:

Аронсон Э. Общественное животное. М., 2006;

Майерс Д. Социальная психология. СПб.,2007;

 

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.