Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 1

БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

Тема: «Вычерчивание габаритов, установленных на железнодорожном транспорте».

Цель занятий: Научить вычерчивать габариты, установленные на железнодорожном транспорте. Углубить знания по вопросам габаритов на железных дорогах.

Методическое обеспечение занятий:

1. Методические указания к выполнению занятий

2. Общий курс железных дорог. Соколов В.П. М, 2002

3. Железные дороги. Общий курс. Уздин М.М. М, Транспорт,1991

Порядок выполнения:

1. Ознакомиться с методическими указаниями.

2. Оформить отчет.

Содержание отчета:

1. Ответить на вопросы:

1.1. Что такое габарит приближения строения.

1.2. Что такое габарит погрузки

1.3. Какие габариты должны соблюдаться при выгрузке грузов

2. Вычертить в масштабе 1 : 50 совмещение:

- габарита С для неэлектрифицированного перегона и габарита погрузки (вариант 1);

- габарита С для электрифицированного перегона и габарита погрузки (вариант 2);

- габарита С для неэлектрифицированного перегона и габарита Т (вариант 3).

Методические указания к выполнению занятий

Для обеспечения безопасности движения поез­дов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на откры­том подвижном составе могли свободно проходить не только мимо устройств и сооружений, расположенных вдоль пути, но и мимо следующего по соседним путям подвижного состава, не задевая их. Эти требования обеспечиваются соблюдением установленных Государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава.

Габаритом приближениястроений называется предельное попе­речное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы и оборудование, за исключением тех устройств, которые непосредственно взаимодействуют с под­вижным составом: вагонные замедлители, контактный провод.

Государственным стандартом (ГОСТ 9238-83) установлены габариты приближения строений двух видов: С и Сп. Габарит С (рисунок 1.) распространяется на пути, сооружения и устройства общей сети железных дорог и на подъездные пути от станции примыкания до территории промышленных предприятий.Габарит Сп распространяется на пути, сооружения и устрой­ства, находящиеся на территориях промышленных, транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций, где скорости движения небольшие. Габарит Сп отличается от габарита С меньшими вертикальными размерами. Горизонтальные размеры, могут быть уменьшены до 2750 мм на перегонах и до 2450 мм на станциях. Размеры габаритов приближения строений отсчитываются; го­ризонтальные — от оси пути; вертикальные — от уровня верха го­ловки рельса (в кривых от внутреннего рельса).

В соответствии с ГОСТ 9238-83 принято расстояние от оси пути до строящихся сооружений, опор контактной сети и сигналов 3100 мм. Это позволяет при производстве путевых работ применять тяже­лые путевые машины, например, струги и снегоочистители с вы­носным в сторону крылом. Опоры контактной сети, удаленные на это расстояние, не должны попадать в кюветы выемок.

Вдоль пути под землей приходится прокладывать различные кабели, устанавливать фундаменты сооружений и устройств. Нормы габарита С предусматривают, что­бы эти коммуникации устраивались на глубине не менее 1 м от уров­ня головки рельсов и на расстоянии 2,9 м от оси пути.

Для всех сооружений и устройств нижнее очертание габаритов С и Сп находится выше уровня головок рельсов на 50 мм внутри колеи и на уровне головок рельсов снаружи колеи. Размеры а1 = 670 мм. а2 = 760 мм определяют ширину желоба в пределах насти­ла на переездах при ширине колеи 1520 мм.

Рисунок. 1. Габарит приближения строений С: линия приближения пролет­ных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств сигнализации, цент­рализации и блокировки (СЦБ), а также сооружений и устройств, располагаемых на междупутьях станций; — линия приближения всех вновь строящихся со­оружений и устройств (кроме расположенных на путях, электрификация которых исключена даже при электрификации данного участка); —линия приближе­ния зданий, сооружений и устройств (кроме пролетных строений мостов, конст­руктивных элементов тоннелей, галерей, платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций, а также у отдельно лежащих путей на станциях; линия, выше которой на перегонах и в пределах полезной длины путей на станциях не должно подниматься ни одно устройство, (кроме ин­женерных сооружений, настилов, переездов, индукторов локомотивной сигнали­зации, а также механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ); линия приближения фундаментов зданий и опор, под­земных тросов, кабелей, трубопроводов и других не относящихся к пути сооруже­ний на перегонах и станциях, за исключением инженерных сооружений и устройств СЦБ в местах расположения сигнальных и трансляционных точек; • • • • —линия приближения конструктивных элементов тоннелей перил на мостах, эстакадах и других инженерных сооружениях  

Габарит приближения строения периодически проверяют. Сплошная проверка в тоннелях проводится ежегодно, а по глав­ным путям — не реже одного раза в пять лет. Проверка осуществ­ляется пропуском специальной деревянной габаритной рамы, уста­новленной на платформе или кузове вагона. Конструкция рамы имеет отгибающиеся части, которые при соприкосновении с соору­жением указывают на нарушение габаритных размеров. Свободный проход рамы мимо сооружений и устройств означает, что габарит С соблюдается.

Габаритом подвижного составаназываются предельные, попереч­ные, перпендикулярные оси пути, очертания, в которых, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвиж­ной состав, установленный на прямом горизонтальном участке пути. Государственным стандартом габарит подвижного состава раз­делен на три группы.

Первая группа -- габарит Т распространяется на подвижной со­став, допущенный к обращению по путям общей сети железных до­рог, подъездным путям промышленных и транспортных предприя­тий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С и Сп.

Вторая группа — габарит 1-Т распространяется на подвижной со­став, допущенный к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий.

Третья группа — габариты 1-ВМ (0-Т), О-ВМ (01-Т), 02-ВМ (02-Т), 03-ВМ (03-Т) распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 мм и по железным дорогам стран дальнего зарубежья, имеющим колею 1435 мм. Основные размеры габаритов приведе­ны в табл. 1.

Пространство между габаритом приближения строений и га­баритом подвижного состава (а также габаритом погрузки), необходимо для компенсации возможных смеще­ний подвижного состава, которые вызываются отклонениями в положении отдельных элементов пути и колесных пар подвиж­ного состава, допускаемыми нормами их содержания (напри­мер, износ рельсов, отклонения рельсовых нитей по уровню), колебаниями и боковыми наклонами подвижного состава на рессорах при движении.

Таблица 1. Габариты подвижного состава

 

Габариты ПОДВИЖНОГО состава Область применения Высота, мм Ширина, мм
Т 1-Т Обращение по путям общей сеги же­лезных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С и Сп
1 -ВМ (0-Т) Сеть железных дорог колеи 1435 мм, используемая для международных сообщений
0-ВМ (01-Т) Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, основные линии железных дорог колен 1435 мм
02-ВМ (02-Т) То же
03-ВМ (03-Т) Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, железные дороги колеи 1435 мм европейских стран

 

Расстояния между осями путей.По смежным главным и станцион­ным путям проходит различный подвижной состав. Следовательно, расстояния между этими путями и от путей до сооружений и устройств, располагающихся в междупутьях, должны быть такими, чтобы исклю­чалось соприкосновение друг с другом локомотивов, путевых машин, проходящих одновременно по смежным путям, а также подвижного состава с сооружениями и устройствами. Расстояние в прямых участ­ках на перегонах между осями путей двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. Оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. Расстояние между осями второго и третьего пу­тей на перегонах трех- и четырехпутных линий должно быть не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям оставлять на междупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а так­же устанавливать необходимые сигналы.

На станциях большое количество железнодорожников различ­ных профессий занимается подготовкой подвижного состава в рейс, обслуживанием пути, средств связи, электроснабжения и т.д. Поэтому расстояние между осями путей на станциях увеличено: между осями главных, приемо-отправочных и сортировочных пу­тей на прямых участках эксплуатируемых линий должно быть не менее 4800 мм; на путях второстепенных и грузовых дворов — 4500 мм. При перегрузке грузов из вагона в вагон может быть до­пущено междупутье, равное 3600 мм, исходя из условий организации работы.

Увеличение расстояний между осями путей в кривых.Приведен­ные размеры габаритов приближения строений и расстояния меж­ду осями путей даны для прямых участков. В кривых эти расстоя­ния приходится увеличивать, так как концы вагонов и локомоти­вов выступают наружу кривой значительно больше, чем в прямом участке, а середина вагона, наоборот, смещается внутрь кривой.

Кроме того, в кривых наружную рельсовую нить ставят выше внут­ренней, чтобы наклонить подвижной состав к центру кривой. Этиобстоятельства требуют дополнительного увеличения горизонтальных габаритных расстояний в зависимости от радиусов кривых, возвышения наружно­го рельса.

Габаритом погрузки называется предельное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором полностью помещается погруженный на открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и креп­ления) при нахождении подвижного состава на прямом горизон­тальном участке пути и совмещении в одной вертикальной плоско­сти продольных осей подвижного состава и пути. Контроль соблюдения габарита погрузки осуществляют работники станций при приеме груза к перевозке, подготовке поездов к отправлению, а также при встрече поездов, прибывающих на станцию.

Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, т.е. такие, которые, будучи погруженными на открытый подвижной состав, выходят за пределы га­барита погрузки.

В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основные зоны негабаритности груза (рисунок 2):

зона нижней негабаритности — на высоте от 380 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626 — 1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761 — 2240 мм;

зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм;

зона верхней негабаритности— на высоте от 4000 до 5300 мм.

Кроме того, вводится условная зона совместной боковой и верх­ней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм.


В зависимости от выхода грузов за габарит погрузки в указанных зонах установлены следующие степени негабаритности грузов: ниж­няя негабаритность — шесть степеней, боковая негабаритность — шесть степеней, верхняя негабаритность — три степени. Для каждой степени негабаритности определены специальные ус­ловия, в соответствии с которыми грузы принимаются к перевозке по железным дорогам, а именно: усиленный контроль за следовани­ем негабаритного груза, информация причастных работников об этих грузах, ограничение скорости движения, ограничение или запреще­ние движения по соседним путям на двухпутных участках, пропуск по заранее подготовленным маршрутам на станциях.

Рисунок 2. Габарит погрузки (внутреннее очертание) и зоны негабаритности груза.  

Грузы, превышающие установленные пределы негабарит­ности, называются сверхнегабаритными.

Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также негабаритных грузов шестой степени боковой и нижней негабаритности осу­ществляется с применением контрольной рамы, которую ставит грузоотправитель на крытом вагоне или полувагоне. Вагон с контрольной рамой следует за локомотивом, а вагоны с негабаритными грузами — в середине поезда, но не ближе, чем за 20 осей от вагона с контрольной рамой и не менее, чем за четыре оси от хвоста поезда.

Размеры контрольной рамы должны соответствовать максималь­ным размерам груза с учетом его смещения в кривых. Поезд сопро­вождается опытным работником дистанции пути по квалификации не ниже дорожного мастера, который ведет наблюдение за прохож­дением контрольной рамы особенно внимательно при следовании мимо негабаритных сооружений.

Контрольные вопросы:

  1. Назначение габаритов на железных дорогах.
  2. Какие габариты применяются на железных дорогах.
  3. Определение габарита приближения строений.
  4. Порядок проверки соблюдения габарита приближения строений.
  5. Минимальные межосевые расстояния для смежных путей.
  6. Определение габарита подвижного состава.
  7. Определение габарита погрузки.
  8. Порядок проверки соблюдения габарита погрузки.
  9. Правила перевозки негабаритных грузов.
  10. Перевозка сверхнегабаритных грузов.

Разработал преподаватель Козыревич А.М.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.