ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 1
БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ» Тема: «Вычерчивание габаритов, установленных на железнодорожном транспорте». Цель занятий: Научить вычерчивать габариты, установленные на железнодорожном транспорте. Углубить знания по вопросам габаритов на железных дорогах. Методическое обеспечение занятий: 1. Методические указания к выполнению занятий 2. Общий курс железных дорог. Соколов В.П. М, 2002 3. Железные дороги. Общий курс. Уздин М.М. М, Транспорт,1991 Порядок выполнения: 1. Ознакомиться с методическими указаниями. 2. Оформить отчет. Содержание отчета: 1. Ответить на вопросы: 1.1. Что такое габарит приближения строения. 1.2. Что такое габарит погрузки 1.3. Какие габариты должны соблюдаться при выгрузке грузов 2. Вычертить в масштабе 1 : 50 совмещение: - габарита С для неэлектрифицированного перегона и габарита погрузки (вариант 1); - габарита С для электрифицированного перегона и габарита погрузки (вариант 2); - габарита С для неэлектрифицированного перегона и габарита Т (вариант 3). Методические указания к выполнению занятий Для обеспечения безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить не только мимо устройств и сооружений, расположенных вдоль пути, но и мимо следующего по соседним путям подвижного состава, не задевая их. Эти требования обеспечиваются соблюдением установленных Государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава. Габаритом приближениястроений называется предельное поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы и оборудование, за исключением тех устройств, которые непосредственно взаимодействуют с подвижным составом: вагонные замедлители, контактный провод. Государственным стандартом (ГОСТ 9238-83) установлены габариты приближения строений двух видов: С и Сп. Габарит С (рисунок 1.) распространяется на пути, сооружения и устройства общей сети железных дорог и на подъездные пути от станции примыкания до территории промышленных предприятий.Габарит Сп распространяется на пути, сооружения и устройства, находящиеся на территориях промышленных, транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций, где скорости движения небольшие. Габарит Сп отличается от габарита С меньшими вертикальными размерами. Горизонтальные размеры, могут быть уменьшены до 2750 мм на перегонах и до 2450 мм на станциях. Размеры габаритов приближения строений отсчитываются; горизонтальные — от оси пути; вертикальные — от уровня верха головки рельса (в кривых от внутреннего рельса). В соответствии с ГОСТ 9238-83 принято расстояние от оси пути до строящихся сооружений, опор контактной сети и сигналов 3100 мм. Это позволяет при производстве путевых работ применять тяжелые путевые машины, например, струги и снегоочистители с выносным в сторону крылом. Опоры контактной сети, удаленные на это расстояние, не должны попадать в кюветы выемок. Вдоль пути под землей приходится прокладывать различные кабели, устанавливать фундаменты сооружений и устройств. Нормы габарита С предусматривают, чтобы эти коммуникации устраивались на глубине не менее 1 м от уровня головки рельсов и на расстоянии 2,9 м от оси пути. Для всех сооружений и устройств нижнее очертание габаритов С и Сп находится выше уровня головок рельсов на 50 мм внутри колеи и на уровне головок рельсов снаружи колеи. Размеры а1 = 670 мм. а2 = 760 мм определяют ширину желоба в пределах настила на переездах при ширине колеи 1520 мм.
Габарит приближения строения периодически проверяют. Сплошная проверка в тоннелях проводится ежегодно, а по главным путям — не реже одного раза в пять лет. Проверка осуществляется пропуском специальной деревянной габаритной рамы, установленной на платформе или кузове вагона. Конструкция рамы имеет отгибающиеся части, которые при соприкосновении с сооружением указывают на нарушение габаритных размеров. Свободный проход рамы мимо сооружений и устройств означает, что габарит С соблюдается. Габаритом подвижного составаназываются предельные, поперечные, перпендикулярные оси пути, очертания, в которых, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном участке пути. Государственным стандартом габарит подвижного состава разделен на три группы. Первая группа -- габарит Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С и Сп. Вторая группа — габарит 1-Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий. Третья группа — габариты 1-ВМ (0-Т), О-ВМ (01-Т), 02-ВМ (02-Т), 03-ВМ (03-Т) распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 мм и по железным дорогам стран дальнего зарубежья, имеющим колею 1435 мм. Основные размеры габаритов приведены в табл. 1. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава (а также габаритом погрузки), необходимо для компенсации возможных смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в положении отдельных элементов пути и колесных пар подвижного состава, допускаемыми нормами их содержания (например, износ рельсов, отклонения рельсовых нитей по уровню), колебаниями и боковыми наклонами подвижного состава на рессорах при движении. Таблица 1. Габариты подвижного состава
Расстояния между осями путей.По смежным главным и станционным путям проходит различный подвижной состав. Следовательно, расстояния между этими путями и от путей до сооружений и устройств, располагающихся в междупутьях, должны быть такими, чтобы исключалось соприкосновение друг с другом локомотивов, путевых машин, проходящих одновременно по смежным путям, а также подвижного состава с сооружениями и устройствами. Расстояние в прямых участках на перегонах между осями путей двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. Оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. Расстояние между осями второго и третьего путей на перегонах трех- и четырехпутных линий должно быть не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям оставлять на междупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а также устанавливать необходимые сигналы. На станциях большое количество железнодорожников различных профессий занимается подготовкой подвижного состава в рейс, обслуживанием пути, средств связи, электроснабжения и т.д. Поэтому расстояние между осями путей на станциях увеличено: между осями главных, приемо-отправочных и сортировочных путей на прямых участках эксплуатируемых линий должно быть не менее 4800 мм; на путях второстепенных и грузовых дворов — 4500 мм. При перегрузке грузов из вагона в вагон может быть допущено междупутье, равное 3600 мм, исходя из условий организации работы. Увеличение расстояний между осями путей в кривых.Приведенные размеры габаритов приближения строений и расстояния между осями путей даны для прямых участков. В кривых эти расстояния приходится увеличивать, так как концы вагонов и локомотивов выступают наружу кривой значительно больше, чем в прямом участке, а середина вагона, наоборот, смещается внутрь кривой. Кроме того, в кривых наружную рельсовую нить ставят выше внутренней, чтобы наклонить подвижной состав к центру кривой. Этиобстоятельства требуют дополнительного увеличения горизонтальных габаритных расстояний в зависимости от радиусов кривых, возвышения наружного рельса. Габаритом погрузки называется предельное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором полностью помещается погруженный на открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном участке пути и совмещении в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути. Контроль соблюдения габарита погрузки осуществляют работники станций при приеме груза к перевозке, подготовке поездов к отправлению, а также при встрече поездов, прибывающих на станцию. Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, т.е. такие, которые, будучи погруженными на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки. В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основные зоны негабаритности груза (рисунок 2): зона нижней негабаритности — на высоте от 380 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626 — 1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761 — 2240 мм; зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм; зона верхней негабаритности— на высоте от 4000 до 5300 мм. Кроме того, вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм.
Грузы, превышающие установленные пределы негабаритности, называются сверхнегабаритными. Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также негабаритных грузов шестой степени боковой и нижней негабаритности осуществляется с применением контрольной рамы, которую ставит грузоотправитель на крытом вагоне или полувагоне. Вагон с контрольной рамой следует за локомотивом, а вагоны с негабаритными грузами — в середине поезда, но не ближе, чем за 20 осей от вагона с контрольной рамой и не менее, чем за четыре оси от хвоста поезда. Размеры контрольной рамы должны соответствовать максимальным размерам груза с учетом его смещения в кривых. Поезд сопровождается опытным работником дистанции пути по квалификации не ниже дорожного мастера, который ведет наблюдение за прохождением контрольной рамы особенно внимательно при следовании мимо негабаритных сооружений. Контрольные вопросы:
Разработал преподаватель Козыревич А.М. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|