Здавалка
Главная | Обратная связь

Психогенетическая концепция психического развития Э. Эриксона



эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона базируется на тезисе о наличии определённых ожиданий по отношению к человеку со стороны общества. Они определяют развитие личности. Индивид может соответствовать ожиданиям и быть включённым в общество или не соответствовать и быть отвергнутым. В период детства происходит формирование психосоциальной идентичности, его итог: -субъективное чувство принадлежности к своей социальной группе (групповая идентичность); - понимание своей тождественности и неповторимости (эго-идентичность как чувство устойчивости и непрерывности своего «Я»). Жизненный цикл (путь) личности делится на восемь стадий. Их последовательность определена биологическим началом (эпигенетический принцип): человек по мере созревания обязательно проходит все стадии. На каждой стадии общество выдвигает перед индивидом специфическую задачу. Её решение расположение в пределах двух крайних возможностей (полюсов), предоставляемых этой стадией. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей. Проходя каждую стадию, человек приобретает определённое качество (продуктивное или нет), которое включается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Если задача текущей стадии не получила адекватного решения, оно оттесняется наличием новой, более актуальной задачи (но это может стать причиной последующих неудач человека).

Равновесие, на каждой стадии, означает приобретение новой формы эго-идентичности. Переходы от одной формы эго-идентичности к другой осуществляются через кризисы идентичности (необходимые моменты развития). Именно в период кризиса совершается выбор между продуктивным (прогрессивным) и непродуктивным (регрессивным) направлением развития.

Стадия: Задача стадии: Полюса развития

Младенчество, 0-1 год (орал. стадия): Форм-ние базового доверия к миру, преодоле-ние чувства разобщённости и отчужд.:Доверие, недоверие, надежда, безнадёжность.

Ранний возраст, 1-3 г. (анал. стадия): Прео-дол. чувства стыда и сильного сомне-ния в сво-их действиях при отстаивании своей независ-ти и самостоят-ти: Автономия, сомнение, стыд.

Возраст игры, 3-6 лет (фаллическая стадия): Развитие активной инициативы и одноврем-но переживания чувства вины и ответств-ти за свои желания: Инициативность, предприимчи-вость, пассивность, чувство вины.

Школьный возраст, 6-12 лет, (латентная ст.): Формир-ние трудолюбия и умения обращаться с орудиями груда, преодоление осознания собственной неумелости и бесполезности: Компетентность — неполноценность.

Подростковый возраст, 13-18 лет (латентная ст.): Первое цельное осознание самого себя и своего места в мире, преодоление неуверен-ности в понимании своего Я: Идентичность, диффузия идентичности.

Молодость, 19-25 лет: Поиск спутника жиз-ни, установление дружеских связей, пре одо-ление чувства одиночества: Сотрудничество, интимность, отчуждение, изоляция.

Зрелость, 25-65 лет: Борьба творческих сил ч-ка против косности и застоя:Творч-во, застой

Старость, от 65 лет: Становление окончат. цельного представления о себе, своём жизнен-ном пути в противовес возможному разочаро-ванию в жизни и нарастающему отчаянию: Интеграция, разочарование жизнью, отчаяние.

Первич. телесные впечатления зависят от «модуса органа» - зоны концентрации сексуа-льной энергии - который задаёт определённый модус развития, формирует доминирующие качества личности. Культурная традиция при-писывает модусу органа определённый смысл и тем самым отчуждает значение от органа. Так образуется «модальность поведения».

Несформиров-ть личностной интеграции провоцирует страх смерти. Он сопровождается отчаянием, что времени, чтобы начать всё сна-чала и прожить жизнь по-новому, не осталось.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.