Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы интерактивного обучения



Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. Все интерактивные методы есть создание обстановки совместной творческой продуктивной деятельности преподавателя и студентов, где идет процесс взаимодействия личностей, а не только процесс познания

1. Эвристическая беседа. (Происхождение от сократовской беседы. «Эвристика» с греч. – нахожу, открываю, отыскиваю).

Обучение организуется в форме эвристической беседы. Ставятся проблемные вопросы. Решаются познавательные задачи. Учебные проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя.

Эвристический метод – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач.

В ходе проведения эвристической беседы реализуются следующие функции учебной деятельности. Самостоятельное усвоение знаний и способов действий, развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение новых признаков изучаемого объекта, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых. Развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений, обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, аффилиации достижения.

Правила проведения эвристической беседы:

1. Формирование новых знаний происходят на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой (участие в эвристической беседе, задавание учащимися встречных проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач.

2. Преподаватель создает проблемные ситуации, обучаемые анализируют их и ставят проблемы, выдвигают и доказывают гипотезы, делают выводы.

3. Оценка ставится за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.

Этот метод относим к интерактивным методам, так как мыслительный писк является коллективным. Где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями.

2. Дискуссия.

Дискуссия – это специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа.

Дискуссия – это форма речевой деятельности, в которой идет борьба между мнениями. Мнения должны быть аргументированными.

Формы участия в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но не навязывание мнения. Нужно тонко управлять ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины. Преподаватель высказывает свою точку зрения в порядке извлечения выводов из высказываний студентов и аргументированного опровержения ошибочных суждений.

Используются дискуссии на лекциях-дискуссиях, семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов.

3. «Мозговая атака». Заключается в поиске ответов специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих идей, догадок, предположений, случайных аналогий, ассоциаций.

4. Метод «круглого стола».

Метод заимствован из политики и науки. Обмен мнениями позволяет находить точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов. В обучении метод используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах с участием специалистов разного профиля. Круглый стол можно провести в рамках студенческой конференции.

Круглый стол предполагает консенсус – общий согласованный вывод.

5. Метод «деловой игры».

Деловая игра применяется чаще всего для обучения управленческой деятельности, а также можно проигрывать урок, разбор ошибок на уроке, работу с отстающими и т.д. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучать учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Студенты могут выступать в разных ролях: учителя, методиста, инспектора, ученика, студента-практиканта и т.д. Деловая игра заранее планируется и проводиться на семинарском занятии. Она ставит студента в ситуацию реальных действий. Деловая игра способствует размышлению в конкретной и предметной ситуации. Цель является реально ощутимой. Это обостряет внимание. Делает целеустремленнее мышление, способствует лучшему усвоению.

Конкурсы практических работ с их обсуждением.

Обсуждение конспектов уроков, лекций, семинаров. Происходит обмен опытом, знаниями, практическими умениями. Применяется на конференциях по педагогической практике.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.