Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4.1. Мировое значение древних цивилизаций



Основные понятия и термины по теме:первообраз,символ,мифология, мировоззрение, канон, космогония.

План изучения темы:

1. Локальность и разобщенность искусства древних цивилизаций.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Цивилизация Древнего Востока (Вавилон, Шумеры, Ассирия, Урарту, Египет): формирование восточной культуры и искусства. Мировое значение древних цивилизаций.

«Культура человечества движется вперёд не путём перемещения в пространстве и времени, а путём накопления ценностей» (Д.С. Лихачёв).

Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. С севера и востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Природные условия способствовали возникновению в Месопотамии поселений и даже городов уже в VI-V тысячелетиях до нашей эры (Эриду, Тель-эль-Обейд, Джармо, Али-Кош, Телль-Сотто, Тель-Халаф, Тель-Хассун, Ярым-Тепе).

На территории Месопотамии в IV–III-м тысячелетии до нашей эры сформировались шумерские города-государства Эшнунна, Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Киш, Шуруппак, Умма. В 23 веке до нашей эры Месопотамия была объединена под властью Саргона Древнего, основателя великой Аккадской державы. В самом конце III-его тысячелетия Месопотамию удалось объединить под своей властью царям третьей династии Ура. В начале II-ого тысячелетия до нашей эры в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония с центром в городе Вавилон.

Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры. В конце III тысячелетия до нашей эры в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями (кочевники). С III тысячелетия в Северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до озера Урмии, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В III – II тысячелетиях до нашей эры хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу XIII века до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу I тысячелетия до нашей эры арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии. В VIII веке до нашей эры арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу VII века до н.э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. В VIII – VII столетиях до нашей эры ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с IX века до нашей эры, в Южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию, в I веке нашей эры вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

Мифология – главный источник образов искусства древних цивилизаций.

Сравнительный анализ мифологем, художественного языка, символов, первообразов в древних культурах.

Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме. Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира.

Отображение космогонических мифов и природной среды в храмовой архитектуре. Героический эпос “Сказание о Гильгамеше” - главный источник образов для наружного декора в храмовой архитектуре. Реалистические черты в рельефах и фресковых росписях интерьеров.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Прочитать фрагменты «Сказания о Гильгамеше». Проанализировать особенности драматургии и сюжета, особенности характеров героев, символику образов.

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что являлось главным источником образов искусства Древнего мира?

2. Раскройте содержание понятия «первообраз».

3. Раскройте содержание понятия «космогония».

4. Попробуйте изобразить древний геометрический орнамент?

Выполните тестовые задания:

1.Одна из отличительных черт древневосточного общества:

а. кастовость;

б. демократичность;

в. закрытость.

2. Одно из нижеприведённых суждений раскрывает понятие «миф»:

а. сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого;

б. сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;

в. короткий устный рассказ о каком-либо случае. Будто бы имевшем место в действительности.

3. Традиции – это

а. элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени;

б. особенности повседневной жизни людей в определённой общественно-экономической формации;

в. действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого коллектива.

4. «Культура человечества движется вперёд не путём перемещения в пространстве и времени, а путём накопления ценностей». Это суждение высказал:

а. С. Аверинцев;

б. М. Бахтин;

в. Д. Лихачёв.

5. Согласны ли вы с данным суждением?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.