Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4.5. Искусство древнего Рима



Основные понятия и термины по теме:преемственность культур, ротонда, вилла, термы, триумфальная арка, форум, фреска, мозаика.

План изучения темы:

1. Преемственность культур Древней Греции и Древнего Рима. Отличие мировоззрений.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры. Римская доблесть во славу государства - кредо культуры Древнего Рима. Планировка римского города и архитектура как отражение величия Древнего Рима. Архитектурная модель римского дома. Фреска и мозаика - основные средства декора римского дома.

Типы раннехристианских храмов: ротонда (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне) и базилика (церковь Сант-Аполлинаре ин Классе). Порядок размещения мозаик во внутреннем пространстве храма (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.

Патриотизм как основа мировоззрения римлян. Почитание мужества, верности, достоинства, умеренности в личной жизни, умения подчиняться железной дисциплине и закону. Место войны, земледелия и права.

«Плененная Греция победила своих некультурных победителей» (Гораций).

Преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства. Сближение греческой и римской культур в период империи.

Ведущие жанры древнеримского искусства. Выдающиеся памятники и личности древнеримского искусства.

Самобытное, оригинальное искусство в республиканский период, Формирование собственного метода творчества, главная черта которого психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Особое место в культуре Древнего Рима философии и юриспруденции. Влияние греческой философии. Философия Сенеки.

Литература и ораторское искусство. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона. Красноречие как средство общественной борьбы. Прославленные поэты: Вергилий, Гораций, Овидий. Плутарх (автор сравнительных жизнеописаний греческих и римских деятелей, а также как философ, исследователь литературы, риторики, истории музыки).

Театральные представления в Риме во время праздников, развлекательный характер («Хлеба и зрелищ!»).

«Мера всех вещей» в Римской империи не человек, а государственная власть.

Архитектура – сочетание грандиозности великолепия, могущества и достоинства власти. Площади (форумы), храмы, триумфальные арки, ипподромы, бани (термы), театры, мосты, дороги, рынки и склады.

Многообразие архитектуры, рождение арочной ячейки, постройка Колизея.

Ведущий жанр римской скульптуры – портрет. Наблюдательность, точность и непредвзятость характеристик, психологизм, выразительность портрета (ко II–III вв.). Скульптурные портреты императоров Марка Аврелия, Филиппа Араба, Константина. Отражение нравственно-психологическая атмосфера современной им эпохи.

Римская строительная техника и архитектура и их влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии.

Римское право как основа всех систем права западноевропейских государств.

Рождение христианства и его роль в искусстве.

Латынь как основа романских языков, язык науки и католической церкви.

От античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

- основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах;

- новые эстетические формы, не похожие на эстетические формы в более древних цивилизациях;

- основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом, и т.п.;

- основные нравственные нормы и основную религию – христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации и с конца IV века ставшее господствующей религией в поздней Римской империи.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Составить словарь основных понятий по разделу 4.

2. Провести сравнительный анализ греческой и римской культуры, ответив на следующие вопросы:

- в чём состоит главное отличие мировоззрения древних римлян от мировоззрения древних греков?;

- как проявилось отличие греко-римских мировоззрений в произведениях искусства?

- каково было отношение к искусству у древних римлян и древних греков?

- каким видам искусства отдавали предпочтение римляне, а каким – греки?

- в чём римляне преуспели греков?

3. Выполнить презентацию «Выдающиеся личности в древнеримском искусстве».

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта-анализа,

- словаря терминов,

- проверка таблицы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Почему у римлян не существовало развитой мифологии, как у греков?

2. Каковы наиболее выдающиеся достижения римлян в области искусства?

3. Каковы особенности развития театрального и музыкального искусства Древнего Рима?

4. Какое содержание вкладывали римляне в понятие «патриотизм»?

5. Какие шедевры архитектуры Древнего Рима вы знаете?

6. Каковы особенности римского скульптурного портрета?

7.«Плененная Греция победила своих некультурных победителей». Расшифруйте это высказывание Горация.

8. Почему многие русские слова (например, ваши имена, названия многих учебных дисциплин, видов искусства и др.) имеют греческое или латинское происхождение?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.