Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5.3. Искусство западноевропейского средневековья



Основные понятия и термины по теме: мировоззрение, символизм, клерикализм, моралите, мистерия, фарс, ваганты, готика, романский (стиль).

План изучения темы:

1. Исторические особенности и основные этапы формирования культуры Европы. Господствующие стили в архитектуре.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Влияние культурных и мировоззренческих особенностей на развитие и содержание искусства. Ведущая роль архитектуры. Преемственность в развитии античной и средневековой архитектуры.

Исторические особенности и основные этапы формирования византийской культуры и искусства. Специфические черты и роль античного наследия.

Средневековье - эпоха кровавых битв, изуверства инквизиторов, невежества и время создания героических сказаний, народных фарсов и сказок, рыцарского эпоса и поэзии трубадуров, величественных соборов, театральных представлений и турниров.

«Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи и, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой и был я глубоко унижен» (церковный писатель Иероним). Начало новой страницы истории.

Деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую (античность, Средневековье и Новое время). Появление термина средние века (ХV веке в среде итальянских гуманистов),

Продолжительность эпохи Средневековья - более тысячи лет: V–начало XVII веков. Новые народы, новые государства, современные европейские языки; большинство современных государств, наций и национальностей, первые парламенты и конституции, Изобретение часов и ножниц, книгопечатания, огнестрельного оружия, выдающиеся географические открытия.

Основа средневекового миропредставления - особая система ценностей, созданная христианством. Теологичность мировоззрения Средних веков, определение религией ценностной шкалы.

Центр внимания религии и искусства - не возвышенный и совершенный мир духовно прекрасных образов, а несовершенство грешного человека. Человек - арена борьбы добра и зла, души и тела, путь к достижению идеала как мучительный и драматический процесс.

Исключительное место изобразительного искусства и архитектуры в европейской средневековой культуре («проповеди в камне»).

Ансамблевость искусства Средних веков - неразрывное единство архитектуры, живописи, скульптуры, приоритетность архитектуры.

Идея греховности человека и преобладание сцен страшного суда над всеми прочими сюжетами.

Воздействие религиозного мировоззрения на искусство. Служение искусства религиозному культу. Жанры литературы - жития святых; типичный образец архитектуры – собор; самый распространенный жанр живописи – икона; образцы скульптуры - персонажи Священного Писания.

Главные тип архитектуры - замки-крепости, монастыри (романский стиль). Основной вид украшения суровых интерьеров замка - настенные ковры (шпалеры).

Появление искусства готики. Главный элемент готики – городской кафедральный собор. Роль собора в жизни средневекового города. Облик готического собора, основные характеристики (высота, устремленность вверх, огромные проемы, заполненные витражами или ажурной резьбой). Родина готики - Франция.

Скульптура - основной вид украшения готического собора (до десяти тысяч скульптур). Главным местом их средоточия являются порталы. Скульптуры занимают и галереи, капители колонн, взбираются на кровли, карнизы, винтовые лестницы, возникают в нишах, на всевозможных башенках, водостоках, кронштейнах.

Расположение скульптур и рельефов подчинялось правилам, установленным церковью, канонам религиозного миропонимания. Однако, создавая конкретные библейские и евангельские персонажи, мастера раскрывали в них новое, более глубокое и сложное представление человека о себе и о своем месте в мире, отражали интерес к явлениям реальной жизни.

Помимо религиозных сюжетов в изобразительное убранство готических соборов включались многочисленные сцены народной жизни, ремесленных и сельских работ, изображения жонглеров, музыкантов, плясунов; нередко встречались фривольные мотивы и даже сатиры на монахов и церковников. Как и в романском искусстве присутствовали изображения сказочных и языческих чудовищ, зверей, растений.

В готический период (особенно с ХV века) получает развитие гражданская архитектура. Укрепленный замок превращается во дворец. Город обносится каменными стенами с башнями и воротами, возводятся огромные мосты. Строятся здания общественного назначения, прежде всего ратуши, а также помещения для купеческих гильдий, дома богатых горожан.

Религиозное и светское искусство. Источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Выполнить схематический экстерьер архитектурных построек в романском и готическом стилях;

2. Выполнить презентацию «Замки и соборы Западной Европы».

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта,

- защита презентации.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите два истока средневековой культуры.

2. В чем особенности средневековых представлений о человеке?

3. Каковы основные принципы христианства?

4. Каковы главные черты средневекового искусства?

5. Каковы основные черты романского и готического стилей?

6. Какова важнейшая черта византизма?

7. Как называлось народное движение в Византии?

8. Почему средневековую живопись называли Библией для неграмотных?

9. Назовите самые известные архитектурные постройки средневековья в готическом и романском стилях.

Тема 5.4. Музыка, литература и театр Средних веков

Основные понятия и термины по теме:клерикализм, фарс, моралите, мистерия, гистрионы, трубадуры.

План изучения темы:

1. Содержание музыки, литературы и театральных представлений в средние века. Виды и жанры.

2. Народное и церковное искусство. Рыцарская культура.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Религиозный характер средневековой литературы. Произведения, построенные на библейский сюжет, жития святых.

Светская литература - не отражение действительности, а воплощение идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основные жанры - эпос, лирика, роман. Поэмы о военных подвигах и делах феодалов. «Песнь о Нибелунгах» (немецкая героическая поэма), «Песнь о Роланде» (Франция), «Роман о Лисе» (Испания).

Основа музыкального искусства - литургическое песнопение. Канонизированная музыка (григорианский хорал), хоровые религиозные песнопения на латинском языке, предназначенные для служб церковного календаря.

Идеология рыцарства в изысканной лирике трубадуров, труверов, менестрелей. Рыцарская литература, воспевающая дух войны, служение Отечеству и поклонение Прекрасной Даме.

Разделение культуры на сословной основе. Официальная, церковная культура духовенства и дворянства и культура народная (народные традиции, неприятие христианского аскетизма, опора на земную жизнь). Сущность народной культуры в карнавалах.

Почитание божественного, типизация, противопоставление добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам – особенности искусства средневековья.

Возрождение философии (в диспутах и схоластических спорах с доказательствами из текстов Аристотеля и богословских трактатов отцов церкви Блаженного Августина и Фомы Аквинского).

Рыцарские романы о мужественном короле Артуре, о галантном рыцаре Ланселоте, о несчастных возлюбленных Тристане и Изольде. Готические соборы, устремленные вверх ажурными стрельчатыми башнями, украшенные цветными окнами-витражами. Во время служб поражала музыка усовершенствованного органа, позаимствованного в Византии.

Обучение семи свободным искусствам в появившихся университетах – грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. На первых курсах изучались только три науки, их называли тривиальными – от латинского слова три. Это было время расцвета студенческой поэзии, время создания всемирного гимна студентов – Гаудеамус.

Средние века – очень важный период в истории мировой культуры. Осознание человеком сложности и многообразия мира, и потому искусство сумело охватить больший, чем в античности, круг идей и образов. Оно смогло раскрыть внутренний мир человека, впервые показать, что духовная красота и сила могут сочетаться с телесным несовершенством. Нравственные начала стали основной оценкой человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например как тёмные века или безвременье. Она несла в себе прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Влияние культурных и мировоззренческих особенностей на развитие и содержание музыки, литературы и театральных представлений в средние века.

Религиозное и светское искусство. Народная музыка европейского средневековья. Карнавал и мистерия – синтетические формы театрального действа. Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) - источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Посмотреть видеофильм «Выдающиеся памятники литературы и музыки средневековья» и написать по нему краткий конспект.

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Кто является автором строк:

«Во французской стороне,

На чужой планете.

Предстоит учиться мне

В университете…»?

2. Опишите литературный средневековый жанр «Жития святых».

3.Лесть, Доброта, Притворство, Благородство, Зависть и др. – это персонажи средневекового представления. Как оно называлось?

4. Какие элементы составляли суть идеологии рыцарства?

5. Опишите черты куртуазной лирики.

6. Опишите традиционный сюжет мистерии?

Выполнить тестовые задания:

1.Нравоучительная западноевропейская аллегорическая драма 15-16 вв.:

а. моралите;

б. миракль;

в. мистерия.

2. Образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы:

а. сатана;

б. дьявол;

в. Мефистофель.

3. Поэзия вагантов - это

а. религиозная поэзия;

б. рыцарская поэзия;

в. поэзия странствующих школяров.

4. Странствующий певец, музыкант, актёр, акробат в средневековой Германии – это:

а. шпильман;

б. гистрион;

в. жонглёр.

5. В европейской средневековой мифологии обитательницы рек, ручьёв и озёр назывались:

а. сирена;

б. ундина;

в. наяда.

6. Профессиональный музыкант, поэт или рассказчик, состоящий на службе у феодала:

а. миннезингер;

б. менестрель;

в. жонглёр.

7. «Вечный жид» - это герой средневековых сказаний:

а. Агасфер;

б. Антихрист;

в. Агасфер.

8. Важнейшая черта византизма:

а. господство аристократии;

б. сотрудничество государства и церкви;

в. сотрудничество мусульманской и православной церкви.

9. Народное движение в Византии:

а. реформация;

б. реконкиста;

в. иконоборчество.

10. Литературный жанр средневековой Европы в поэзии сентиментализма и романтизма:

а. баллада;

б. сонет;

в. поэма.

11. Короткая повесть в стихах во французской средневековой литературе:

а. афоризм;

б. фаблио;

в. сентенция.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.