Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 8.2. Музыка и живопись 19 века



Основные понятия и термины по теме: миниатюра, инструментальная баллада, виртуоз, баллада, вальс, полонез, ноктюрн, рапсодия.

План изучения темы:

1. Романтизм и реализм в живописи
2. Музыка - ведущий жанр романтизма в 19 веке

Краткое изложение теоретических вопросов:

Романтизм в изобразительном искусстве.

Т. Жерико-«Плот «Медузы». Картина высокой трагедии. Эмоциональная взволнованность художника и система образных средств. Взлет надежды, мужество и благородство человеческого духа в сцене безумия и бессилия.

Героическая концепция романтизма, исключительные события и образы в творчестве Э. Делакруа. «Свобода на баррикадах» - сочетание достоверности и символичности образов, реализм, доходящий до натурализма. Принцип многообразия прекрасного в искусстве. Отрицание вечного и неизменного канона красоты.

Музыка на высшей ступени лестницы искусств. Музыка и эмоциональные переживания человека, сложный духовный мир.

Главная черта музыки романтизма - повышенная эмоциональная выразительность, выражение внутреннего мира, «звучащая биография», исповедь композитора. Мир души, неповторимость каждой личности, разнообразие и тонкость оттенков чувств. Обращение к миниатюре (как наиболее удобной форме передачи мира настроений). Вальсы, мазурки, полонезы, песни без слов.

Большой интерес к национальному прошлому: легендам, преданиям, народному творчеству. Красота народного творчества - одна из вечных ценностей, открытых романтиками

Р. Вагнер – композитор, дирижёр, поэт-драматург, либреттист, публицист, теоретик музыкального театра. Разработка принципа сквозного развития в музыкально-драматическом жанре, лейтмотивной системы. Мастер оркестровки, новатор в области гармонии.

Великие романтики в музыке: И.Брамс, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. Литературная основа в музыке романтиков (идея романтизма – синтез искусств).

Композиторы-реалисты: Д.Верди, Ж Бизе - правдивые и рельефные драматические ситуации, отражающие человеческие страсти в их характерной индивидуальной форме, правдивость образов, чувств, жизненность обстановки действия.

Кризис романтизма в середине XIX века. Уход от участия в общественной жизни и замыкание в кругу только художественных проблем.

Небывалый взлет бытовой развлекательной музыки. Танцевальные произведения И.Штрауса-отцаи И.Штрауса-сына.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Прослушать фрагменты музыкальных произведений Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Брамса;

2. Проанализировать произведения художников-романтиков (на выбор) по плану: общее впечатление, имя автора, описать краткую историю создания, сюжет, драматургию; роль главных выразительных средств в создании художественного образа (цвета, света, колорита, композиции и др.).

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта-анализа.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Сравните вальс № 17 Ф. Шопена с вальсом И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Что на ваш взгляд их объединяет, а что - отличает друг от друга?

2. Какие черты характеризуют романтизм?

3. Какая особенность является главной в реализме?

4. К каким жанрам обращался Ф. Шопен?

5. Кто из композиторов-романтиков был блестящим пианистом-виртуозом?

6. Какие вальсы И. Штрауса вами наиболее любимы?

7. Какое произведение объединяет Ж. Бизе и П. Мериме?

8. Какому виду искусства отдавали предпочтение представители реализма?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.