Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 9.3. Русское искусство 19 века



Основные понятия и термины по теме:романтизм, реализм, сентиментализм, критический реализм.

План изучения темы:

1. Литература, архитектура, живопись 19 века

2. Художники-передвижники.

3. Русская музыка 19 века

4. Театр

Краткое изложение теоретических вопросов:

Классическая литература XIX века как миссия социальных наук. Напряженность литературных процессов первой половины века и стремительная смена направлений: сентиментализма, романтизма, реализма.

В центре русской культуры «золотого века» находится литература, и прежде всего роман. Русская культура достигла своих вершин в петербургский период, тогда как в Киевском и Московском периодах она выражала себя прежде всего в зодчестве и иконописи.

Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира. Отвергнутому миру - правду чувств (отсюда и пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ сложных душевных состояний).

Романтические тенденции в живописи классицизма. Диалог классицизма и романтизма в поэзии.

Становление романтизма в литературе (В. Жуковский,Д. Давыдов, А. Дельвиг, Е. Баратынский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Тютчев).Обращение к романтизму в других исторических условиях (А. Грин, М. Горький и др.)

Становление романтизма в музыке. Романтизм в русском романсе: «Вдоль по улице метелица метет» (А. Варламов), «Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв). Романсы А. А. Алябьева.

Возникновение национальной школы в русской музыке. Творчество М. Глинки.Соединение богатства народного мелоса и высочайших достижений европейской музыки.

Утверждение реализма в середине 30-х годов в русской литературе. Творчество А.С. Пушкина.

Русская литература второй половины XIX века (самая философская и социальная в Европе). Творчество Н. Некрасова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова.

Утверждение романтизма в русской живописи начала XIX века. Романтический идеал в творчестве О. Кипренского. Рождение русского бытового жанра (А. Венецианов). Детали быта и трудовой деятельности в портретах В. Тропинина. Пересечение классицизма и романтизма в творчестве К. Брюллова. Центральная фигура в живописи середины века - А. Иванов. Отражение глубоких философских и нравственных проблем.

Первый критический реалист в живописи - П. Федотов. Жанровая живопись. «Товарищество передвижных художественных выставок»под руководством И. Крамского. Диапазон творчества передвижников: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Критический реализм в творчестве художников-передвижников: большая глубина социальных и психологических обобщений, широта охвата жизненных явлений. Элементы новой эстетики в пейзаже – обращение к неброским русским ландшафтам и внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение (И. Шишкин и А. Саврасов). Световые эффекты в полотнах А. Куинджи. Крупнейшие представители реализма И. Репин и В. Суриков.

Небывалый размах градостроительства в первой трети XIX века. Развитие городского архитектурного ансамбля. Время синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. Архитектурные проекты и указания о характере живописного и скульптурного декора, убранстве интерьера. В XVIII веке основные постройки - храмы и усадьбы, в 19 веке - административные и гражданские здания. Время высокого классицизма, называемый русским ампиром. Ведущие архитекторы - К. Росси, А. Монферран, О. Бове, А. Воронихин, А. Захаров.

Особая архитектура Москвы.Кризис классицизма, начало периода эклектики. Строения с элементами барокко, мотивами итальянского Возрождения или русско-византийского стиля. Псевдорусский стиль (шатры, башенки, фигурные наличники).

Национальный психологический портрет (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Репин). Исторический жанр (В. И. Суриков). Особая роль пейзажа как «пейзажа русской души» в русской пейзажной школе (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан).

Русский классический балет (М. Петипа). Богатство жанров в русском музыкальном искусстве второй половины 19 в.

Роль театра в культурной жизни. Малый и Большой театры в Москве. Александрийский театр в Петербурге. Широкое распространение крепостных театров. Актеры: П.С. Молчанов, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова.Произведения А. Н. Островского.

Принцип “музыкальной правды” в творчестве композиторов “Могучей кучки”. Романтические традиции в музыке П. И. Чайковского. Передача психологии человека. П.И. Чайковский - непревзойденный симфонист, реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии.

XIX век - «золотой веко» русской культуры. Европейское и мировое значение русской культуры.

Радикальные модернистские идеи в культуре в конце 19 века. Процесс разделения идеологии и культуры.

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение « Русская архитектура 19 века»;

2. Выполнить презентацию «Жанр пейзажа в музыке и живописи».

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какова эволюция архитектурных стилей от «александровского классицизма» до «русского ампира»?

2. Почему первую половину 19 века называют «золотым веком» русской культуры?

3. Объясните различие между романтизмом О. Кипренского и В. Тропинина?

4. Как развивалась архитектура в 19 веке?

5. Какими чертами характеризуется музыка 19 века?

6. Каков ведущий принцип романтизма?

7. Каковы особенности русской пейзажной живописи 19 века?

Выполнить тестовые задания:

1. Автор «Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне»:

а. И.Н. Крамской;

б. И.Е. Репин;

в. Н.Н. Ге.

2. Великий русский певец-бас, исполнитель русских народный песен и оперных партий (Мефистофель, Мельник):

а. Ф. Шаляпин;

б. И. Козловский;

в. Л. Собинов.

3. «Я никогда бы не стал художником, если бы с детства не любил музыку. Музыка двигала мой резец», - сказал:

а. В. Суриков;

б. В. Перов;

в. С. Конёнков.

4. Симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородина созвучна с картинами:

а. А. Иванова.

б. Б. Кустодиева;

в. В. Васнецова.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.