Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 9.4. Русское искусство на рубеже 19-20 веков



Основные понятия и термины по теме:символизм, модерн, неоромантизм, неоклассицизм, пластицизм.

План изучения темы:

1. Архитектура и живопись на рубеже 19-20 вв.
2. Музыка и литература на рубеже 19-20 вв.
 

Краткое изложение теоретических вопросов:

«Серебряный век» русской культуры – уникальность рубежа веков.

Утончённость и изощрённость «Серебряного века».

Высокий уровень художественной литературы (прежде всего поэзии). Бурный расцвет драматического и музыкального театра.

Интенсивность творческой жизни

Меценатство в культуре «Серебряного века» (П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов, С. И. Щукин, Н. Тарасов, А. Бахрушин).

Русский религиозно-философский Ренессанс. Личности Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

Значение творчества В.С. Соловьева (концепция нравственного совершенствования, основанного наразвитии духовных ценностей, выработанных религией и искусством. Длячеловека, полагает В.С. Соловьев, естественно стремление разумом – к истине, волей – к добру, чувством – к прекрасному).

Поиски новых выразительных средств в изобразительном искусстве. Мир фантастики и сказки, символики в творчестве М. Врубеля. Элементы импрессионизма в творчестве К.Коровина. Художественный психологизм В.Серова.

Художественное объединение «Мир искусства: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, К. Добужинский. Исторические реминисценции. Противопоставление официальной Академии и передвижникам как реакция творческой интеллигенции на чрезмерную публицистичность изобразительного искусства, на политизацию всей культуры в целом. Сосуществование импрессионизма, модерна и академизма образовало тот сложный сплав, который оказался выражением русского варианта стиля модерн.

Крупные художественные объединения – «Бубновый валет», «Голубая роза». В русское искусство всё настойчивее входят элементы футуризма и абстракционизма.

Символизм в живописи (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, К. С. Петров-Водкин, “Голубая роза”) и скульптуре (А. С. Голубкина).

Архитектурные стили в русском искусстве. Своеобразие русского модерна в архитектуре.

Основные направления стиля в творчестве Ф. О. Шехтеля: неоромантизм (особняк З. Г. Морозовой, здание Ярославского вокзала), пластицизм (дом Рябушинского), неоклассицизм (особняк Шехтеля на Большой Садовой), рационализм (типография «Утро России»);

Александровский классицизм начала XIX в. как ориентация на идеалы Древней Греции: Казанский собор, биржа, адмиралтейство - символы военного, торгового, морского могущества России.

Синтез слова, цвета и звука в музыке А. Н. Скрябина. Историческая роль «Русских сезонов». Музыка С.В. Рахманинова и И.Ф. Стравинского

Утонченная стилизация модерна в балетных постановках «Русских сезонов” в Париже (И. Ф. Стравинский).

Литература рубежа 19-20 веков: А. Блок, А. Белый, И. Анненский, Н. Гумилев, К. Бальмонт, В. Хлебников, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Ахматова, Ф. Сологуб и др.

Реалистическое направление в литературе рубежа двух веков продолжили Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, темой творчества которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами.

Новаторство в поэтике и стихосложении, создание новых поэтических школ, новой системы поэтической образности.

Символизм (стремление к туманности, неопределенности смысловой стороны слова, выдвижение на первый план музыкальности, создание новой системы поэтической образности, замена образа символом). Творчество А. Блока, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус.

Акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Кузьмин) - стремление возвратить поэзии ясность. Отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму.

Футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк, Б. Пастернак, В. Хлебников). Стремление преобразовать мир средствами искусства путём разрушения старого мира. Отрицание традиций в культуре. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» (манифест “Пощёчина общественному вкусу»).

Творчество вне групп: М. Волошин, М. Цветаева, Д. Мережковский, А. Ремизов, Л. Андреев.

Открытие художественного театра (1898), основанный К. Станиславскими В. Немировичем-Данченко.

1904 - театр Веры Комиссаржевской. 1914- - основание А. Я. Таировыммосковского камерного театра. 1915-- создание Е. Вахтанговым третьей студия МХАТа, которая позднее стала театром его имени.

Лучшие музыкальные театры России - Петербургский Мариинский и Московский Большой театры, а также частная опера С. Мамонтова.Развитие лучших традиций исполнительского искусства в творчестве Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Н. Неждановой.

Реформаторы балета - балетмейстер М. Фокин и балерина А. Павлова.

Музыкальное искусство рубежа веков: Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, С. Рахманинов, А. Скрябин.

Отход от социальной тематики и усиление интереса к философско-нравственной тематике в творчестве композиторов молодого поколения – С. Рахманинова и А. Скрябина.

Сергей Рахманинов-последний выдающийся представитель позднего русского романтизма.

С 1908–1909 гг. – начало «Русских сезонов» Дягилева, оперные и балетные спектакли в Европе.

Своеобразие русского модерна в архитектуре. Основные направления стиля в творчестве Ф. О. Шехтеля: неоромантизм (особняк З. Г. Морозовой, здание Ярославского вокзала), пластицизм (дом Рябушинского), неоклассицизм (особняк Шехтеля на Большой Садовой), рационализм (типография «Утро России»)

Рубеж XIX–XX веков – время культурного Ренессанса в России (Н. Бердяев), свидетельство интенсивного поиска новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Личность и свобода, личность и культура, трагедия интеллигенции, её одиночество и раздвоение.

«Серебряный век» - время великого синтеза, когда искусство мыслилось единым целым. Идеалом времени стал художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. В представлении творческого человека той эпохи театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь – вечная игра, спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре...

Художественный уровень, открытия и находки серебряного века дали большой творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра.

«Мы подарили Западу начало нашего века...» (Д. Лихачёв).

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подобрать стихотворные ассоциации к произведениям музыкального и изобразительного искусства (на выбор).

2. Подготовить художественные зарисовки к литературным и музыкальным произведениям (на выбор).

Форма контроля самостоятельной работы:

-устный опрос,

- проверка творческих заданий..

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чем уникальность искусства рубежа веков?

2. Какие произведения И.Стравинского вы прослушали?

3.Каковы основные черты стиля модерн?

4. Каких писателей и поэтов рубежа 19-20 веков вы знаете?

5. В чём Вы видите элементы декаданса в культуре конца XIX века?

6. В чём Вы видите мировоззренческие основы символизма?

7. Каковы противоречия развития культуры конца XIX века?

8. Каковы характерные черты символизма в поэзии?

9. Как черты романтизма проявляются в музыке С.В. Рахманинова?

10. В чём состоит новаторство музыки А.Скрябина?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.